Томск. Лагерный сад и проспект Ленина

Apr 15, 2018 14:26


Как я уже рассказывал, поездка в Томск оказалась спонтанной. В элементе случайности определенно есть свои плюсы - от места многого не ждешь, нет риска получить "парижский синдром". Но думаю, исторический центр Томска не может разочаровать - крупные российские города с такими же впечатляющими масштабами сохранившейся старины можно пересчитать на пальцах. А по обилию деревянной застройки с ним может сравниться разве что Иркутск (общепринято добавлять в этот список Вологду, но в ней я пока не был, соотнести с Томском не могу).
Готовы к томским прогулкам? Но сначала небольшая предыстория поездки.



2015-й был для меня первым годом ипотеки - пришлось перестраиваться и привыкать к режиму максимальной экономии. Вот я и поехал тем летом недалеко, совершенно не тратясь на дорогу: все-таки здорово, что у меня есть привилегия в разовом бесплатном проезде в купейном вагоне. Со временем я приспособился к финансовым обязательствам и стал позволять себе путешествия большего размаха. Но я отвлекся :)

Уже будучи в отпуске, отдыхая в гостях у родни в Усолье-Сибирском, я подумал, что можно было без большого ущерба для бюджета спланировать нечто большее, чем поездку по двум городам (Красноярск и Абакан), и, возможно, этого мне покажется мало. Билет до третьего пункта путешествия из Абакана или Красноярска надо было брать за свои деньги, но ведь расстояние небольшое, обойдется он недорого. Были мысли насчет Новокузнецка (из Абакана), но это потребовало бы значительной сдвижки второго заезда в Красноярск, да и лишних проблем с обменом билетов. Куда более простой задачей показалось продление "городской части" своего путешествия на заключительном ее этапе - заехать куда-нибудь после Красноярска. Оптимальным вариантом показался Томск - уже на тот момент я был наслышан об его красоте и самобытности. Задачу усложняла его транспортная обособленность - всем известно, что Транссибирская магистраль в свое время обошла стороной этот старинный сибирский город. Добираться с востока в Томск по железной дороге не очень-то удобно: прямых поездов нет, только вагоны беспересадочного сообщения с адовым графиком - простой по Тайге (станции переприцепки) до 8 часов! Нет уж, ехать чуть ли не сутки из Красноярска мне точно не хотелось. Второй вариант - пересадка в Тайге на электричку. Увы, он тоже уже давно не совсем удобен: периодичность электропоездов максимально урезали, оставив только две-три пары в сутки. Решил, что заморачиваться с пересадкой дважды не буду, хотя бы в одну сторону (туда) проеду по прямой. Выход один - автобус! Причем из Красноярска он только ночной. Что ж, была-не была!

После дня на Красноярских Столбах следовало бы отдохнуть в теплой кроватке, а тут всю ночь сидя, в неудобной позе. Стоит ли говорить, что я совсем не выспался в таких условиях. Зарёкся ездить ночными автобусами - этот вариант, как по мне, стоит рассматривать только в исключительных случаях. Сбитый режим плохо сказался на полноте осмотра города - многое в Томске я непростительным образом упустил. Неплохо было бы вернуться туда снова!

1. Еще одно мое упущение: по Томску я предварительно не готовился. Решил, что в первый день пойду куда глаза глядят, а вот второй посвящу скрупулезному исследованию. Ну, знаете, когда сопоставляешь карту города с основными достопримечательностями и мысленно рисуешь себе мудреный извилистый маршрут :)
Помылся, полежал чуток в номере своей мини-гостиницы - и побрел в сторону вокзала Томск-I по Комсомольскому проспекту. Зря, он совершенно неинтересный, надо было по Красноармейской с ее прекрасными жемчужинами деревянного зодчества...
Единственное, что привлекает внимание - ракета на площади Кирова. Видимо, в высотном здании слева какое-то военное НПО.



2. В Томске два вокзала расположены в непосредственной близости друг от друга - рядом с железнодорожным вокзал автобусный (первый я снимать в контровом свете не стал, его покажу в записи о прогулке второго дня).
Автовокзал немаленький, надо сказать! Это объяснимо: охват районов Томской области железной дорогой невелик, поэтому альтернативы автобусу во многих случаях попросту нет.



3. Томский трамвай - система небольшая, всего 5 маршрутов и 45 вагонов. Фактически сеть сформировалась в конце 60-х и с тех пор не расширялась в угоду более "модному" виду транспорта, троллейбусу. Было и несколько демонтажей линий - среди них, например, разворотное кольцо на вокзале Томск-I, трамваи не доезжают до него один квартал, сворачивая на улицу Елизаровых (на фото как раз этот перекресток).
Уличная торговля на трамвайной остановке придает городу ностальгическо-советского антуража :)



4. Впрочем, трамвай в Томске не выглядит умирающим. Да, состояние путей и вагонов все еще далеко от идеального. Но с пассажиропотоком вроде все в порядке - маршруты рельсового транспорта не дублируются автобусами. Трамвай в Томске чувствует себя лучше своего электрического собрата - всерьёз высказывались предложения о ликвидации троллейбусной системы из-за её неэффективности. Ох уж этот антитроллейбусный тренд, заданный Собяниным сначала в Тюмени, потом в Москве :(



5. Улица Нахимова - главная в южной части города. Тоже показалась мне непримечательной



6. Присутствие офисов сырьевых гигантов в Томске сперва удивляет. Достаточно вспомнить, что на северо-западе Томской области, в городе Стрежевой, осуществляется нефтедобыча, и связь регионального центра с Газпромом становится объяснимой.
По улице Нахимова в 1965-1973 курсировал трамвай. После строительства моста через Томь рельсы помешали кратно возросшему потоку автотранспорта.



7. А шёл я сюда ради Лагерного сада - огромного парка в 40 гектар на высоком берегу Томи. В XVIII-XIX веках это была далекая окраина Томска, и летом здесь располагались лагеря пехотного полка - отсюда и красивое название, дошедшее до наших дней.



8. Мемориальный комплекс ВОВ располагается здесь же.



9. Композиционный центр аллеи - скульптурная группа "Родина-мать" (1979) с Вечным огнем на двухступенчатом холме-кургане.



10. Плиты с именами не вернувшихся с фронта томичей



11. И вид с тыла. Какое напряжение фигур! С этого ракурса они кажутся непропорциональными.



12. Взору открывается прекрасная панорама излучины Томи



13. Пишу эти строки, а в голове возникают невольные ассоциации с Хабаровском (хотя в нем я был уже после Томска). Есть что-то общее - там тоже набережная на высоком берегу, а напротив города, через реку - незастроенное пространство. Разве что Амур заметно шире



14. Дорожки вниз проложены уступами - уклон здесь значительный.



15. Почти что Хабаровский Утёс :) Прогуливающихся в разгар буднего дня в саду было немного - все же место находится на заметном удалении от центра.



16. Томская область сравнительно молодая (1944). Аллея заложена в 2009 году, в честь 65-летия региона. Нарезка границ новых областей была для своего времени занятной - всегда тяготевшая к Томску Тайга, аванпост города на Транссибе, оказалась в образованной годом ранее Кемеровской области.



17. Томь - крупная река, второй по водности приток Оби после Иртыша. Это уже ее нижнее течение, выше на ее берегах стоят Кемерово и Новокузнецк. Длина Томи 827 километров!



18.



19. Сцена для праздничных мероприятий. Выглядит сюрреалистично - почему-то слабо представляется, что здесь может быть много народа :)



20. Хорошо посещать такие места в "непиковый" день, но мне от безлюдности даже стало немного не по себе :)
Хотя можно понять, почему набережная в этом месте не столь популярна - длительный спуск и недостаточный уровень благоустройства. Как минимум, можно и лавочки поставить - присесть мне было негде.



21. Не совсем понял, что это за загоны :)



22. Томь из-за хозяйственной деятельности человека заметно мелеет. Добыча песчано-гравийной смеси привела к снижению уровня воды, и теперь река выше Томска несудоходна, хотя еще в конце 80-х навигация осуществлялась до Новокузнецка.



23. Утёсы - не что иное, как памятник природы, по которому можно проследить геологическую историю окрестностей Томска. Еще они напоминают об оползневом характере местных грунтов. Были серьезные опасения, что по этой причине мемориал может "сползти" вниз. Для укрепления берега в 1991 году было начато строительство водоотводной штольни, которую из-за проблем с финансированием закончили только в 2010.



24. Коммунальный мост через Томь, первый в черте города, построен в 1969-1973. В 1999 году он был разгружен открытием нового перехода в районе Северска, 100-тысячного закрытого города-спутника. Кажется необычным, что он расположен на берегу реки, я всегда думал, что где-то в глухой тайге, вдали от посторонних глаз.



25. Рельеф удобен для парапланеристов :)



26. Поднимаюсь наверх. Гулял по саду я около полутора часов, место хоть и красивое, но однообразные пейзажи успели наскучить.



27. Интересный момент - Томь в районе моста, делает поворот на 90 градусов. Главная улица Томска, проспект Ленина, начинаясь у Лагерного сада (перпендикулярно ему и реке), впоследствии идет параллельно Томи.



28. Управление Федерального казначейства по Томской области. Нашел информацию, что здание историческое, но как мне кажется, это скорее умело имитирующий старину новодел.



29. Проспект Ленина имеет длину более 8 километров - главная улица Томска одновременно и самая протяженная в городе. Самое его начало, южная часть, впечатляет мало - это микс из сталинок, типовых многоэтажек, старых деревянных домиков и университетских корпусов. Район начал развиваться только в конце XIX века - с приходом железной дороги в Томск город начал расстраиваться в сторону станции, получив южный вектор развития.



30. Стилизация под средневековые бастионы



31. В целом эта часть проспекта мне не понравилась. Ошибкой было начинать изучение Томска с нецентровых улиц и районов - я даже начал разочаровываться в городе, и совершенно зря, самое интересное меня ждало на следующий день.



32. Памятник А.Ф.Иванову (1979), местному революционеру, замученному белогвардейцами.



33.



34. Вот уже начинается что-то поинтереснее. Главный корпус Томского политехнического университета, основанного в 1896 году по инициативе С.Ю.Витте. Здание построено по проекту архитектора Министерства народного просвещения Р.Р.Марфельда в 1896-1902 как лекционный корпус института, впоследствии в 1906 году расширялось боковыми пристроями. Узнаются приемы декора популярного в то время стиля эклектики.



35. Напротив него - Химический корпус, построен в одно время с главным. Это уже модерн с его неповторимой пластикой



36. Томский политех - не просто старейший технический вуз востока России. В советские годы в результате неоднократных реорганизаций на базе его кафедр было создано не менее двух десятков новых институтов в городах Сибири.



37. Памятник студентам и преподавателям Политеха, погибшим в годы ВОВ.



38. Пересечение проспектов Ленина и Кирова.



39. Проспект Ленина, конечно, так назывался не всегда. Более того, до 1959 года он представлял собой цепь из трех улиц - начальный его отрезок от Лагерного сада до Новособорной площади, который мы сейчас осматриваем, именовался Тимирязевским проспектом (ранее Садовая улица, Университитетская улица); участок между Новособорной площадью и нынешней площадью Ленина носил название Почтамтской улицы, позже - проспекта Ленина, еще до "объединения"; последняя, северная, часть - Богоявленская, Миллионная улица, Коммунистический проспект. До их слияния в проспект с единой нумерацией домов горожане часто путали расположенные в ряд улицы.



40. На мой взгляд, название "проспект Ленина" для главной улицы Томска с его богатейшей историей - невыразительное и неподходящее. 50% горожан такого же мнения, и за переименование проспекта в Универститетский. Оно вполне логично - в городе молодёжи на его центральной улице расположены корпуса 4 из 6 государственных вузов.
Здание Научной библиотеки Томского государственного университета (1912-1914), одной из крупнейших университетских библиотек в России.



41. Главный корпус ТГУ расположен в роще, в отдалении от красной линии проспекта Ленина. Решено в стилистике классицизма, примечательно центральным портиком с полуколоннами. Строительство велось в 1880-1888. Первый за Волгой университет открылся в составе одного факультета - медицинского, впоследствии давшего начало Сибирскому медицинскому университету.
И госуниверситет, и политех имеют статус национального исследовательского университета, присуждаемого на конкурсной основе ведущим вузам страны, эффективно организовавшим процесс обучения в увязке с научно-исследовательской работой.


Погулял по Университетской роще, заглянул в Сибирский ботанический сад - об этом отдельный пост.

42. Здание СибГМУ тут же, поблизости.



43. Памятник беременной женщине (2005). Полая фигура представляет собой символический сосуд для выращивания эмбриона. Увы, за ленточками его не разглядеть - молодые пары, желающие ребенка, положили начало новой томской традиции.
В городе вообще много оригинальной скульптуры, я, к сожалению, успел посмотреть далеко не все достойные внимания памятники последних лет.



44. Томский университет систем управления и радиоэлектроники, считавшийся в начале 2000-х очень престижным. Помню, на факультативе по физике мы решали задачи по методичке ТУСУРа для абитуриентов. Основан вуз в 1962, разместился в помещениях переведенного годом ранее в Омск института инженеров железнодорожного транспорта.



45. Каждый восьмой житель Томска - студент, по абсолютной численности учащихся вузов город уступает только Москве и Санкт-Петербургу. Но в последние годы Томск постепенно теряет статус студенческой столицы Сибири, все чаще молодые люди предпочитают ему более крупные Новосибирск и Красноярск, как сделали и мои одноклассники (выпуск 2006). Много поступали и в Иркутск, в Улан-Удэ (в силу сравнительной близости), а вот в Томск уехал лишь один выпускник.
Власти уже начали бить тревогу из-за этой негативной тенденции, ведь по сути сегодня высшее образование - "градообразующее предприятие" Томска.



46. По городу ездят многочисленные ПАЗики, большую часть автобусного потока составляют рейсы в Северск. Я возмущался, что Абакану иметь такой транспорт несолидно, что уж говорить про Томск.



47. Ново-Соборная площадь (в советские годы - площадь Революции), названная по разобранному в 1930 году Троицкому собору. Памятник "Слава воину-победителю"



48. Красивейший музыкальный фонтан на фоне Верхнего гастронома купца Гадалова (1893) и областного управления статистики (начало 1980-х)



49. Вывески аккуратны, не перекрывают фасад и не выбиваются из общей цветовой гаммы здания. Маркизы только добавляют уюта :) В Томске с дизайн-кодом рекламы все в порядке.



50. Томский художественный музей, изначально - епархиальная школа (1896).



51. Прекрасный особняк золотопромышленника Асташева (1842) в стиле русского классицизма с фасадом на две стороны, подчеркнутым высокими портиками. Сегодня в нем размещаются экспозиции краеведческого музея.



52. Через дорогу от него - торговый дом "Евграф Кухтерин и сыновья" (1900), ныне - администрация города Томска. Грамотное контурирование деталей декора фасада, угловые балконы и купол делают это здание одним из красивейших на всем протяжении проспекта.



53. Это, кстати, перекресток с проспектом Фрунзе - одной из основных улиц Томска в направлении "запад-восток". До революции - улица Нечаевская, в 1926 году переименована в честь советского военачальника, в Томске никогда не бывавшего.



54. Разряжался телефон (я забыл пауэрбанк в номере), да и усталость накатывала - решаю на сегодня прогулки закончить, возвращаюсь по Фрунзе в гостиницу.
Параллельная проспекту Ленина улица Советская с трамваем на фоне здания Томской мужской гимназии (1897). В 1965-1999 здесь размещалось Томское высшее военное командное училище связи, закрытое на волне сокращения военных вузов; в настоящее время в нем - офис "Газпром Трансгаз", компании-эксплуатанта магистральных газопроводов.



55. Немного деревянного Томска



56. Сталинская входная группа стадиона "Труд"



57. Старинной архитектуры на проспекте Фрунзе мало, в основном это типовые многоэтажки. Заснял пару показавшихся мне интересными зданий постсоветского периода - еще один офис казначейства



58. И управление федеральной налоговой службы


2015 siberia trip, Томск, Томская область

Previous post Next post
Up