Абакан - город, находящийся в стороне от основных маршрутов путешественников по Сибири. Возможно, я бы никогда сюда не доехал, но благодаря поездке хорошей знакомой в это место я решил последовать ее примеру и непременно побывать в Хакасии. А посмотреть здесь точно есть что - скорее даже не в самом Абакане, а в его окрестностях. Но об этом потом: открываю новую серию, как всегда, репортажами о прогулках по городу.
Чем же интересен Абакан?
1. Как я уже говорил, свое пребывание в Красноярске я разделил: два дня в краевом центре - три дня в столице Хакасии - и снова два дня в Красноярске (но в повествовании о той поездке я решил красноярскую серию не разрывать, закончив целиком, и только по ее завершении приступил к разбору фотографий из Абакана). Причин для этого две: экономия на гостинице (за счет второго ночного переезда) и местные особенности схемы организации движения поездов даьнего следования.
Абакан, хоть и лежит сильно в стороне от Транссиба, является крупным транспортным узлом на южном сибирском ходу Междуреченск - Тайшет. Однако, транзитного пассажирского движения через Абакан нет. Все дальнее сообщение ограничивается тремя поездами, каждый из которых является единственным на соответствующем уходящем от Абакана направлении: на север, в сторону Ачинска, следует ежедневный №67/68 до Москвы, на восток - ежедневный №124/123 Абакан - Красноярск, на запад - следующий по Южному Кузбассу через день состав на Барнаул.
1а. При взгляде на схему напрашивается "сквозной" дальний поезд через Барнаул, Новокузнецк, Абакан, с выходом по Тайшету на Транссиб до Иркутска... Но большой необходимости в этом нет: населённость этих мест невелика, а вот на Транссибе - миллионный Красноярск, тяготеющие к линии областные центры Томск и Кемерово, а также немаленькие Канск и Ачинск.
(схема с сайта
http://www.rzd.ru)
По этой причине приезжающие в Абакан поездом с востока делают пересадку в Красноярске. Еще несколько лет назад этот вариант не был единственно возможным - курсировал пассажирский поезд Абакан - Тайшет, в отдельные годы продлявшийся до Иркутска. Да и ежедневных поезда из столицы Хакасии на Красноярск было целых три: один через Ачинск и два через Саянскую (скорый и пассажирский); первая волна оптимизации в ОАО "ФПК" конца 2000-х оставила только один, скорый через Саянскую. По маршруту отмененного "ачинского" поезда пару лет назад пустили прицепные вагоны с поездом №67 Абакан - Москва, которые в Ачинске перецепляются к поезду №70 Москва - Чита и дальше следуют до Красноярска.
Сворачивание дальних пассажирских перевозок сильнее бьет по таким, тупиковым городам. Яркий пример - приграничный Благовещенск, где из шести поездов с закрытием вагонного участка осталось только три.
2. В общем, приехал я ночным поездом №124 Красноярск - Абакан. Интересно, что в Абакан он приходит под другим номером - по Саянской состав меняет направление движения и становится нечетным №123.
Вокзал здесь типовой, построен в 1964 году одновременно со сложной, насыщенной искусственными сооружениями дорогой на Тайшет, прозванной "Трассой Мужества". Её красот я почти не увидел -
за пейзажами проходящей в отрогах Саян магистрали отправляю вас к
nord_ursus.
Собственно, своим появлением Абакан обязан именно железной дороге.
Ветку из Ачинска на юг, начатую еще в 1912 году, до Минусинска в 1920-е не довели (скорее всего, строительство моста через Енисей просто отложили), и вокруг конечного на тот момент пункта дороги начал развиваться новый город, впоследствии ставший центром образованной Хакасской автономной области.
Кстати, и работница камер хранения абаканского вокзала, и проводница поезда заметно удивились, рассматривая мой паспорт и транспортное требование: "ого, из Читы! Ничего себе вас занесло!"
На привокзальной площади ко мне привязался таксист, зазывавший ехать в Кызыл. Спустя время я подумал, что, возможно, стоило включить Тыву в свой маршрут (я к такому варианту вообще не присматривался), хотя вот и ехать в тот дикий край было бы страшновато.
3. Я ошибочно принял этот СО17 за абаканский, хотя на самом деле эта фотография была сделана в вечер отъезда из Красноярска (не мудрено, что напутал, столько времени прошло...) Что ж, не убирать же теперь снимок из поста, пусть будет :)
4. А вот это уже привокзальная площадь Абакана с более фотогеничной "Лебедянкой" (серия "Л")
5.
6. "Сыновьям Хакасии, погибшим в локальных войнах". Сильная композиция - солдат возлагает цветы, а на плечо ему положила руку скорбящая мать...
7. Прошелся до гостиницы, бросил чемодан и бегом исследовать новый для себя город :) После шумного Красноярска, от которого я за два дня успел устать, размеренный и почти камерный Абакан очень лёг на душу.
Заметил, что у городов среднего размера больше шансов мне понравиться, чем у мегаполисов.
Здание музыкальной школы с памятником композитору А.А.Кенелю, автору первой хакасской оперы.
8. У музыкальной школы есть свой концертный зал - вот так сюрприз! Не в каждом областном городе есть филармония подобных размеров!
9. "Музыка и дети". В Абакане особое отношение к скульптуре и малым формам архитектуры - они делают нескучным пейзаж простенького в общем-то города
10. Широкоформатный кинотеатр "Наутилус" (бывший "Октябрь") типового в Союзе проекта. Такой есть и
в Чите, правда выглядит не в пример лучше обшарпанного абаканского.
Поблизости от "Наутилуса" - рынок и автовокзал, с которого я уезжал по окрестностям: в Саяногорск, Шушенское и Минусинск. А вот заснять его не догадался
11. Абакан - город небольшой (180 тысяч человек), но новых многоквартирных домов здесь строится много - похоже, что, как и везде, столица перетягивает на себя народ из районов республики, а также из Норильска. Правда, современная жилая архитектура чаще всего уныла не только в сравнении с Красноярском, но даже Читой, например.
12. Какое убожество. Понятно, что архитекторы подстраиваются под требования заказчика, но все же.. стоит учиться пять лет на строительном, чтобы проектировать потом вот это?
13. Проспект Ленина, представляющий собой бульвар. Не то чтобы это основная городская магистраль - транспортные потоки идут параллельно ему по другим улицам (даже троллейбуса здесь нет), но все же из-за расположенных на нем основных городских объектов именно Ленина мне показалась наиболее подходящей на роль главной улицы хакасской столицы.
14. Церковь-часовня иконы Божией Матери "Знамение". В городе, созданном в советские годы, все церкви построены уже в наше время.
Впрочем, есть и старинная Никольская церковь XIX века в селе Усть-Абаканское, позднее включенного в состав города - но туда я не дошёл.
15. А вот этот дом не так плох. Чем-то напомнило Читу, у нас есть похожие - красный кирпич, белые оштукатуренные балконы и зеленые крыши
16. Окуневская стела фаллической формы, созданная по мотивам культуры бронзового века (II тысячелетие до н.э.), найденной близ села Окунев на юге Хакасии. Около таких менгиров древние племена собирались для решения вопросов.
17. Старейшие в Абакане здания - "сталинки", которые в основном группируются на проспекте Ленина. Правда, единый ансамбль они не создают. Все же чувствуется, что к облику столиц автономных областей власти предъявляли куда меньшие требования, чем к краевым и республиканским центрам - во всяком случае, в первые послевоенные десятилетия. Видимо, считалось, что такие города - просто немного больше, чем обычный районный центр.
Впрочем, Абакан - самый крупный из городов-столиц "повышенных в статусе" республик, бывших в советское время автономными областями в составе краёв, поэтому во многом в силу размера я бы не назвал его серым и безликим. Однако же в других новоявленных столицах наверняка скучно - разочаровавший меня в поездке 2016 года Черкесск отбил желание заезжать в подобные города, и в дальневосточном путешествии Биробиджан я благополучно пропустил.
Будем считать, что в этом списке столиц "новых" республик Абакан - приятное исключение.
18. Пропилеи детского парка "Орлёнок", появившемся почти одновременно с получением Абаканом статуса города - в 1932 году.
19. Красота! Абакан произвел на меня впечатление очень зелёного города.
20. Чуть ли не в каждом абаканском сквере должна быть своя Эйфелева башня :) Другой ее макет, побольше, есть в парке "Сады мечты", о котором я расскажу в одном из следующих репортажей.
21. Город чистый и ухоженный. В столицах республик за этим следят построже - двумя месяцами ранее я был в Улан-Удэ, уровень благоустройства которого я тоже для себя отметил.
22. Расположенная в самом центре Абакана телевышка высотой 192 метра. С дорожек парка на нее открывается красивый вид
23. Вырубленные из дерева русские богатыри! Помню, такие стояли в одном из дворов моего родного посёлка. Но там они не сохранились - а здесь вполне неплохо выглядят
24. Панно "Добрыня и Змей Горыныч"
25. Я уже признавался в своей ненависти к модным нынче вентилируемым фасадам?
Это здание однозначно получит место в рейтинге "топ самых уродливых зданий Абакана":
26. Не будем в очередной раз расстраиваться скудности фантазии архитекторов - лучше посмотрим еще один симпатичный уголок зелени. В небольшой перемычке между парком "Орлёнок" и улицей Пушкина в 2007 году поставили памятник русскому классику
27. Сам сквер получил название Пушкинский. Компанию поэту составили герои сказок: Царевна-лягушка
28. Принцесса-Лебедь
29. Золотой петушок?
Забавно, но в народе эта скульптура называется "Вертолёт" :) Она уже не в Пушкинском сквере, а около Дома детского творчества.
30. Когда вижу облагороженные скверы на междомовой территории в новом городе, я готов признаться ему в любви. Серьёзно. В моей Чите ничего подобного нет - когда-то зеленый город лишился почти всех уголков отдыха от летнего зноя в угоду расширению проезжей части и строительству очередных торгово-офисных центров.
31. По соседству с телевышкой - огромное административное здание, в котором размещается в том числе ГТРК "Хакасия".
32. А вот и моя гостиница "Абакан". С бронированием произошел интересный случай. В столице Хакасии вообще негусто с предложениями мест размещения на букинге, поэтому в "Абакане" номер по 2300 рублей за ночь я счел наиболее подходящим вариантом (для той поездки это была самая дорогая гостиница - в Красноярске и Томске я останавливался в хостелах и мини-отелях с расценками вдвое ниже). Спустя пару дней после бронирования мне поступил звонок на сотовый из Великобритании. Кто же может мне оттуда звонить?... Оказалось, что колл-центр букинга: гостиница снизила стоимость проживания до 2100. "Вы согласны с новыми условиями?" - думаю, отрицательно в данном случае никто бы не ответил :) Но молодцы, что оперативно проинформировали.
33. Абаканский почтамт. Эта часть бульвара на проспекте Ленина самая густая
34. Перекресток с одной из основных транспортных артерий города - улицей Щетинкина, названной в честь руководителя партизанского движения в Енисейской губернии. Люблю, когда в наименованиях улиц увековечена память местных деятелей (пусть и революционных), это очень оживляет городскую топонимику, обычно не выходящую за рамки стандартного набора Кирова-Свердлова-Куйбышева-Калинина...
Справа - гостиница "Хакасия", а слева тылом к проспекту стоит здание Правительства республики.
35. Солидное для 500-тысячной автономии.
36. Вождь в непривычной сидящей позе. Памятник открыт в 1970 году.
А вот центральная площадь Абакана названа неожиданно не в честь Ильича, а Первомайской.
37. Смежная с Первомайской площадью - Театральная с красивым постсоветским зданием храма культуры. Вся красота в мозаике, скажете вы :)
В советское время почти каждый центр национальной автономии обзаводился сразу двумя театрами - русским и титульной нации. Так было и в Абакане, но в 1954 году две труппы объединяют в один Хакасский областной театр драмы. В 1991 году их снова "развели", но уже почти тридцать лет они продолжают сосуществовать в одном здании в качестве самостоятельных коллективов.
38. Свежевыкрашенные лавочки
39. Городская администрация и массивное здание республиканского Управления ФСБ.
40.
41. Снова выхожу к улице Пушкина, проходящей параллельно железной дороге на расстоянии в квартал от нее.
Пару слов о городском транспорте. Заметно, что перекресток Щетинкина - Пушкина опутан проводами: в столице Хакасии с 1980 года работает троллейбус.
Система представляет собой "осевую" линию по Пушкина из конца в конец города, с длинными "усами" по Щетинкина в микрорайоны и аэропорт (редкий случай!) и в задорожную часть до ДК Железнодорожников. Охват города линиями хороший: официально действует 9 маршрутов (3 из которых, правда, представляют собой "укороченные" версии более протяженных). Но на все это многообразие всего 22 машины! Троллейбус с такими интервалами специально никто не ждет, он ездит пустой раз в пятилетку. Горожане передвигаются в основном на ПАЗиках, которые имидж Абакана, безусловно, не улучшают: ПАЗики - уровень райцентра, но никак не столицы республики.
42. Замечательные панно на здании "Хакасэнерго"
43. Здание Абаканского территориального управления (ранее - отделения) Красноярской железной дороги. И снова, как в Красноярске, растяжка к профессиональному празднику!
КрасЖД небольшая по протяженности - в советское время здесь действовало всего три отделения: Красноярское, Абаканское и Ачинское, в 90-е последнее было упразднено.
44. Театр кукол "Сказка" с чеканкой на фронтоне здания. Говорят, в 2000-х очень славился, но последующая смена руководства сказалась на творческой жизни отрицательным образом.
45. Простенькая сталинка МВД
46. И рядом - памятник погибшим сотрудникам милиции (2004)
47. Возвращаюсь на проспект Ленина. Госуниверситет имени Н.Ф.Катанова, выросший, как и везде в небольших городах, из пединститута
48. И памятник Катанову - первому хакасскому учёному
49. Прекрасное здание кинотеатра "Победа" - сегодня это культурный центр
50. Новый корпус ХГУ, еще в процессе отделки фасада
51. Застройка последнего квартала проспекта Ленина представлена хрущевками.
Было настоящей проблемой найти место перекусить - в городах побольше кафе, столовые и кофейни на каждом шагу, но не в Абакане. Где-то здесь я и позавтракал
На этом на сегодня остановимся, в следующей части начнем с Парка Победы, в который упирается проспект.