Замечали, что начинать новую серию о посещенном городе проще, чем заканчивать уже начатую? У меня так почти всегда. Москву не выкладывал уже давненько, и после такого перерыва браться за фотографии той поездки тяжелее, но не бросать же на полпути :) Быстрее закончу - быстрее доберусь до более свежих отчетов.
Я стараюсь в новых для себя городах не упускать возможности полюбоваться панорамами с воды. Это отличный способ разнообразить пешее изучение места! Сплошные плюсы: отдых ногам, да и взгляд с нового ракурса. Иногда речные прогулки впечатляют сильнее - с моря вид чаще всего более однообразен, просматривается только "фасад" города, а с речного теплохода пейзаж за бортом меняется, будто из окон автобуса, бегущего по магистрали.
Москву-реку я пропустить никак не мог! Правда, начало октября - не лучшее время для такого развлечения, на открытой палубе уже было холодно, пришлось спускаться в нижнюю, а это -100 к общему впечатлению.
1. Мой теплоход отправлялся с причала у Киевского вокзала, хотя стоянок прогулочных корабликов в Москве много - среди наиболее популярных Новоспасский мост у метро Китай-город и Крымский мост. Маршрут у них, как правило один, с незначительными вариациями - его еще называют Центральной прогулочной линией Москвы-реки: от Воробьевых гор до Котельнической набережной.
1. Мосты! Без них никак :) Это Бережковский, часть Третьего транспортного кольца. Никогда бы не подумал, что он построен всего 20 лет назад!
2. А вот Пушкинский мост, соединяющий Фрунзенскую набережную с парком Горького. Интересно, что при его строительстве использовали арку старого Андреевского железнодорожного моста - сооружение ТТК вдоль трассы Малого кольца МЖД (ныне - МЦК) потребовало изменения конфигурации потоков, и металлическую арку задействовать под новый железнодорожный мост посчитали нецелесообразным.
3. Висячий Крымский мост - самый оригинальный в центральной части Москвы (хотя, если говорить о городе в целом, Живописный на северо-западе столицы может это звание оспорить). Речной пролет подвешен к цепям, укрепленным на клёпаных стальных пилонах высотой 28,7 метра. Нестандартное решение, редко встречающееся в мировой практике мостостроения: пилоны поверху не соединяются!
Увы, мост, спроектированный как часть сталинской реконструкции Москвы, уже не справляется с потоком автотранспорта - на оживленном Садовом кольце он с всего шестью полосами для движения автотрнаспорта является "бутылочным горлышком".
4. Великолепный ансамбль кондитерской фабрики "Красный Октябрь" (до революции - "Эйнем"). Правда, к 2007 году производственные мощности перевели в другое место, а историческое здание реконструировали под офисы и выставочные площади.
5. Необычный арт-объект из фразы, которую, как утверждается, обронил Гагарин. Легкий укор гедонистам?
6. Обожаю этот винтажный шрифт
7. Изящный Патриарший мост (2004)
8. Знаменитый Дом на набережной (1931).
9. Дом бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц имени Бахрушиных (1900-1913). Купцы пожертвовали 1,2 миллиона рублей для строительства муниципального жилья, в котором к началу Первой мировой войны проживало почти 2 тысячи человек. Сегодня здесь штаб-квартира "Роснефти".
10. А это корпуса ГЭС-1 имени П.Г.Смидовича (государственная электрическая станция). Построена в 1896-1907 годах, в то время снабжала электроэнергией разветвленную сеть московских трамваев. А что же сегодня? Она до сих пор действует! Является старейшей из ныне функционирующих тепловых электростанций России. Конечно, она гораздо эффектнее смотрится с набережной или нового парка "Зарядье".
11. Сталинская высотка на Котельнической набережной. Корпус, выходящий на набережную, построен еще до войны, центральная часть закончена в 1952 году. Здание впечатляет своим объемом - благодаря форме неправильной буквы "П" в плане оно смотрится гораздо более массивным, чем "вытянутые" вверх "сёстры" на Кудринской площади или Красных воротах. Год, до завершения Главного здания МГУ, дом был самым высоким зданием СССР и Европы, а до 2002 года - самым высоким жилым зданием России и Москвы.
12. Обязательный вид Кремля.
Не заметил, как капли попали на объектив (надо взять за правило, что у воды стоит проверять объектив регулярно)
13. Главный штаб Сухопутных войск (1938-1951) в то время надстраивался новыми корпусами. Примечательно, что на герб СССР на "сталинском" здании соседствует с орлами на боковых высотных объемах.
14. Комплекс застройки Фрунзенской набережной сформирован в начале 50-х. Приятная сталинская архитектура:
15. Порой такие лаконичные навершия в виде фигурных аттиков смотрятся куда гармоничнее шпилей
16. Обновленные "Лужники"
17. Москва-Сити на фоне парковой зелени - красивый вид, испорченный отражением
18. Вот и закончилась двухчасовая прогулка. Я только на борту теплохода представил, какую сильную излучину делает Москва-река! Из почти центра (Киевский вокзал) - в относительно отдаленный район Воробьевых гор - и снова в самый центр, к Кремлю!
На самом деле впечатлений было бы больше, если прокатился на верхней открытой палубе. Но и на том спасибо: я успел к закрытию сезона, в первой декаде октября навигация по Москве-реке в основном закрывается. Со мной на теплоходе были командировочные люди в деловых костюмах, по-видимому, отмечавшие удачное заключение сделки шампанским :)
19. В зимнее время по реке курсируют только суда флотилии Radisson Royal
20. Пешеходный мост Богдана Хмельницкого, по которому я гулял в прошлой части серии
21. У Radisson здесь целый комплекс, не только бывшая гостиница "Украина"
22. Прекрасный дизайн перехода, оформленный в стилистике ар-деко:
(найдите банку)
23. И в противовес неудачный пример современной архитектуры - "Европейский".
24. А вот при всех недостатках дизайна ТРЦ атриумы я просто обожаю!
На первом этаже купил вкуснейшее итальянское мороженое. Вот больше трех лет прошло, а ведь запомнилось! :)
25. Вид в сторону Смоленской площади с высоткой МИД. До прокладки Нового Арбата основной путь на запад столицы проходил по Бородинскому мосту:
26. Непредусмотрительно ныряю в метро в самый "час пик": что ж, передвижение в толпе людей, спешащих домой после работы - тоже опыт. Вышел на "Китай-городе", погулял по Варварке.
Церковь Георгия Победоносца (1658) с псевдоготической колокольней XIX века.
27. Старый Государев двор, палаты Романовых (XVI век).
28. А рядом другой двор, посвежее - Гостиный по проекту Джакомо Кваренги (1790).
29. Церковь Максима Блаженного. Построена в XVI веке, но после большого пожара перестроена век спустя с включением частей старого здания.
30. Колокольня тоже XIX века, но она уже не так контрастирует с основным объемом, как показанная выше, что "под готику".
31. Знаменский собор (1679-1684), когда-то являвшийся главным в несохранившемся Знаменском монастыре. К открытию парка "Зарядье" его перекрасили в красный цвет.
32. Как же нелепо смотрелись старинные церквушки на фоне подавляющей громады гостиницы "Россия". Здорово, что ее решились снести.
А теперь приготовьтесь к настоящему ретро - так выглядело место парка "Зарядье" осенью 2014-го:
33. Уютная улица Китай-города, правда, за давностью времени я уже не смогу уточнить, какая именно
34. Серго Орджоникидзе на Славянской площади! Довольно необычное сочетание.
35. Было и такое министерство. С завершением переходного периода интеграции двух новых субъектов 15 июля 2015 года упразднено
36. Церковь Всех Святых на Кулишках (1687-1689). Сколько храмов второй половины XVII века сохранилось в столице... А сколько еще разрушено! Видимо, церкви в Москве массово перестраивались после пожаров 1648 и 1668 годов.
37. Уже более поздняя Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Стрелке (1801-1804), хотя храм на этой развилке (стрелке) двух дорог - в Заяузье и в село Воронцово - существовал с давних времен. В 90-е годы передан православной осетинской общине.
А название улицы-то какое - Солянка! Никогда не перестану удивляться богатству старинной московской топонимики.
38. Здание Опекунского совета (1826), в котором сегодня размещается Российская академия медицинских наук.
Исторические дома центра столицы радуют грамотной художественной подсветкой.
39. Доходный дом начала XIX века (правда, в конце столетия перестроенный)
40. Сталинская красавица в вечернем свете
41. Яузский бульвар - восточное звено Бульварного кольца. Интересно, что он не доходит каких-то 100 метров до площади Яузские Ворота: при обустройстве бульвара в 1824 году это сделать помешала плотная застройка начала улицы, и с тех пор он остался незавершенным.
А еще по бульвару проложена трамвайная линия! Так близко в центр рельсовый транспорт больше нигде не заходит.
42. На перекрестке с Покровкой - известный "дом-комод" (Дом Апраксиных-Трубецких, 1766), напоминающий Питер. Редкий для Москвы образец растреллиевского барокко.
43. Чистые пруды... Мечтал здесь погулять, но добрался уже поздним вечером, когда почти ничего не видно. Что ж, будет повод вернуться
44. Занятно, что до XVIII века это место звалось Поганой лужей :)
45. "Современник". Хотел сходить сюда на спектакль, но не сложилось. Когда планировал досуг в столице, продажа билетов еще не была открыта. Предпочел "Современнику"
театр Вахтангова, где свободные места уже заканчивались, а я побоялся прождать и в конечном счете не попасть никуда. Впрочем, о такой рокировке не жалею, от той постановки получил огромное удовольствие.
46. Кустарный маршрутоуказатель :) Тот самый трамвай №39, следующий через Замоскворечье до метро "Университет". В следующий раз обязательно на нем прокачусь!