Красноярск. Улица Ленина

Nov 19, 2017 21:30

В этой записи - прогулка по уютной улице Ленина (бывшей Благовещенской), а также несколько снимков Советского района города.



1. В прошлый раз мы закончили Октябрьским мостом, соединяющим Советский и Ленинский районы через остров Татышев. Пройдя сложные развязки по улице Партизана Железняка, вышел на Октябрьскую площадь.
Этот район носит название "Взлётка". Он сравнительно новый, несмотря на близость к центру города. До начала 80-х здесь располагался основной городской аэропорт - появившись в 50-х на пустыре, он спустя десяток лет стал мешать росту краевого центра. Для приёма ТУ-154 взлетную полосу удлинили до 2350 метров при необходимых 2500, но даже с недогрузом огромный лайнер отрывался от земли буквально в десятке метров от улицы Шахтёров. После случая, когда проезжавший по ней РАФик попал под струи газа из самолета, установили специальный светофор - можете себе представить - разводящий потоки авто- и авиатранспорта! Управлялся он диспетчером аэропорта. После открытия "Емельяново" и закрытия старого аэропорта у Красноярска появилось новое пространство для застройки, и в целях разгрузки исторического центра было предложено перенести на Взлётку Крайком КПСС. Заложенное для него в 1985 году здание по понятным причинам так и осталось недостроенным. По-видимому, оно пойдет под снос, если уже за 2 года с моего посещения не успели снести.



2. Впрочем, общественный центр района здесь все-таки сформировался уже в постсоветские годы. Вот, например, МВДЦ "Сибирь" с концертным залом на 1716 посадочных мест (крупнейшая концертная площадка в городе).



3. Символика предстоящей Зимней Универсиады



4. Советский район активно застраивается - и сегодня он крупнейший по населению в Красноярске (почти 300 тысяч жителей)



5. Парк имени 400-летия Красноярска (которое наступит только в 2028 году) и армянская церковь Святого Саркиса. Хотел подойти к ней, а потом передумал - уж больно далеко, решил уехать в центр



6. Типичный пейзаж Взлётки



7. О существовании в прошлом аэропорта напоминает заброшенный ангар


Красивое сталинское здание аэропорта я не сфотографировал, увы. Оно превращено в междугородний автовокзал - ну как, автовокзал ютится сбоку, а в бывшем аэровокзале какие-то магазины. Место гадкое и неприятное - куча сомнительных личностей, один подошел ко мне с просьбой купить ему по своему паспорту сим-карту. В общем, я решил не испытывать судьбу и свою, пусть и совсем простенькую, камеру на людях не доставать. Купил билет на ночной автобус в Томск, куда мне предстояло уехать по возвращении из Абакана, и сел на автобус до центра.
А еще занятная городская особенность - секс-шопы в павильонах! Вcтречал их не раз и не два. Возвращаясь вечером с работы, красноярцы забегают в ларёк не за цветами для любимой... :)

8. Снова центр, улица Ленина. Советское панно "Город ремесёл".


Про трамвай в прошлых частях я кратко рассказал (хотя вот на нем не катался, и вообще жилые районы правого берега не исследовал), теперь пару слов о троллейбусе. Его выжили с проспекта Мира, мало того, маршруты дублируются автобусами, которые ходят гораздо чаще - специально ждать троллейбус просто нет смысла. Когда-то он ходил на правый берег по Коммунальному мосту, существовали грандиозные планы развития, оставшиеся в прошлом. Сеть стагнирует, маршруты год за годом отменяются - осталось всего 9 из когда-то действовавших 25.
По моим наблюдениям, троллейбус хорошо себя чувствует в городах средних размеров, где еще в советское время его сеть спроектирована как каркас для системы общественного транспорта, и пассажиропотоки поменялись в целом незначительно. В крупных городах-миллионниках построенные 30-40 лет назад линии уже не удовлетворяют потребности в перевозках, да и новые районы жилой застройки троллейбусом не охвачены - системы, как правило, постепенно деградируют.

9. Прошел вниз по улице Парижской коммуны.
Это особняк В.Н.Гадаловой (1912), сегодня в нем размещается Красноярский художественный музей имени Василия Сурикова (он, кстати, уроженец Красноярска). Внутри не был - но вроде как там частично сохранились впечатляющие интерьеры.
Какой роскошный полукруглый эркер!



10. Само здание небольшое, в один этаж, но очень выразительное благодаря ячеистому куполу и горельефам на стенах



11. Остатки деревянного Красноярска



12. Возвращаюсь наверх, к Ленина, вновь пересекаю проспект Мира



13. Здание Енисейского губернского правления (1876 - 1877), занимаемое в настоящее время Центральным районным судом



14. На мой взгляд, самое красивое здание Красноярска - дом Цукерман (1894), редкий образец воплощения стиля модерн в дереве.



15. Зданием владела Фрима Гершевна Цукерман, жена отправленного в 1874 году в Сибирь  одесского мещанина Элии Марковича Цукермана. Цукерман в ссылке неплохо развернулся, открыв свой кирпичный заводик.
Еще в 80-е годы в доме были жилые квартиры, и он представлял собой жалкое зрелище. В 1997-м в нем после реставрации открылся Литературный музей имени В.П.Астафьева, посвященный сибирским писателям.



16. Деревянный модерн  - это просто нечто! Удивительная резьба балюстрады балкона:



17. Фронтоны над боковыми объемами тоже впечатляют



18. На следующий день тоже был в этом месте, заснял угловую башенку



19. Социальная реклама, заставляющая задуматься. Иногда приходится быть свидетелем сцен, когда мамаша ругается на бедного ребенка словами и похлеще представленных на сити-формате :(



20. Пожарное депо (1910-1911), редкий пример использования исторического здания по первоначальному назначению. Старейшая пожарная часть Красноярска



21. Деревянный дом А.В.Телегина (1892) с интересными наличниками. Не мешало бы отремонтировать...


На Ленина встречается странная схема П-образных пешеходных переходов на перекрестках - по одному из четырех направлений проход закрыт. И очень часто мне нужно было именно оно.

22. Технологический университет, занимающий почти целый квартал, вторым фасадом выходит на улицу Ленина



23.



24. Еще деревяшечки. Улица Ленина мне показалась самой уютной из связки трех главных улиц центра (Мира - Карла Маркса). На Карла Маркса застройка хаотичная, и из-за близости набережной в основном современная, от движения по проспекту Мира быстро устаешь, а Ленина - душевная, немного камерная, с наибольшим количеством старины, не заслоненной высотками.



25. Здание Красноярского народного уездного училища (1829). Контингент учащихся был пестрым - дети чиновников, крестьян, дворовых. Их обучали чтению, чистописанию, российской грамматике, российской истории, всеобщей истории, арифметике, геометрии, российской и всеобщей географии, латинскому языку, катехизису, Закону Божьему. В 1820-х годах по инициативе учителей стали открываться еще и «рисовальные» классы. Одним из самых известных учеников училища был Василий Суриков, в 1861 году закончивший обучение с отличием. Художник Николай Гребнев, преподаватель рисования и черчения, обратил внимание на исключительную одаренность молодого человека и посоветовал ему поступать в Академию художеств.


А деревянную усадьбу Василия Сурикова я пропустил :(

26. На соседней улице Кирова - особняк Ицына (1911-1913) в мавританском стиле



27. Внушительное позднесталинское здание аграрного университета. В самом центре города - по примеру Читы и Иркутска я привык думать, что обычно сельхозвузы располагаются на окраинах или в пригородах, рядом с учебными хозяйствами.



28. Здание гостиницы "Россия" (1905), изначально - дом мещанина Черняева. Интересно, что в народе ее называли "Новая Россия", так как гостиница с подобным названием уже существовала. По свидетельству современников, "Новая Россия" отличалась идеальным порядком и чистотой. Позже она была переименована в отель "Европа", а в советские годы здесь открылся Дворец труда.



29. Историческая застройка заканчивается, от площади Мира в сторону вокзала улица Ленина представляет собой сочетание сталинок и многоэтажек из цветного кирпича.



30.



31. Фасад Архиерейского подворья со стороны улицы Горького. Реставрация была спорной - чтобы получить большие деньги, фирма-подрядчик разобрала внутренние перегородки и перекрытия, фактически оставив только внешние стены.



32. Башни-пристройки к зданию краевой администрации в перспективе улицы. В этой части она очень похожа на параллельный ей проспект Мира



33. Необычный проект. Чаще жилые дома имеют только общий стилобат из 1-2 этажей, а этот длинный дом разбит на секции разной высоты. Смотрится интереснее, чем сплошная "китайская стена"



34. Такой розоватый оттенок фасада напомнил Ангарск, где он часто встречается в сталинском центре



35. Неоготический храм Преображения Господня (1910). По сложившейся практике, в конце 70-х его оборудовали под органный зал, сегодня же оно используется совместно с католической общиной.



36. Огромное и страшноватое административное здание рядом c цехами комбайностроительного завода



37. А вот и заводоуправление уже мертвого предприятия. Созданное на базе эвакуированного запорожского завода "Коммунар", к середине 80-х оно выпускало 16,5 тысяч комбайнов в год! В 2013 году ликвидировано, территорию предполагается освоить под застройку жилой недвижимостью.



38. Обшарпанный корпус завода и вокзал в перспективе улицы Бограда. Сделал немалый круг по городу - пора отдыхать :)


2015 siberia trip, Красноярский край, Красноярск

Previous post Next post
Up