Статья Владимира Ивановича Смирнова "Мой ответ переименователям" была написана в 2010 году в разгар очередного противостояния по вопросу переименования города. В местных газетах "Романовский купец" и "Городской еженедельник Тутаева" была опубликована серия статей с обоснованием позиции сторонников "возвращения городу исторического имени". И как нетрудно догадаться, другой стороне, слово для ответа предоставлено не было..
Статья Владимира Смирнова, которая и являлась таким ответным словом, все же была опубликована но в независимой от власти газете "Узнай правду" 19 февраля 2010 года.
Сегодня, когда инициатива переименования города вынесена на рассмотрение Госдумы РФ, статьи В.И. Смирнова "Мой ответ переименователям" и "Игуменские страдания" приобретают еще большую актуальность, и помогут гражданам более объективно оценить аргументы и доводы как сторонников возвращения городу дореволюционного имени, так и защитникам истории советского Тутаева.
МОЙ ОТВЕТ ПЕРЕИМЕНОВАТЕЛЯМ!
Несмотря на суперамбициозность автора и его прямолинейное предупреждение о том, что аргументы против его мнения будут носить характер «самых жалких, примитивных и нелепых обывательских глупостей» (просто удивляет, откуда у гр-на Е.Мойкина этакий апломб купца первой гильдии!), все же рискну высказать свое мнение по каждому пункту аргументации.
Еевгений Мойкин (далее - Е.М) пишет: «Представьте себе, что очередные «реформаторы», однажды объявили вам, уже пожилому человеку, что им не нравятся ваши фамилия, имя и отчество и что они решили вас «переименовать»: теперь вас будут звать по-другому, например, вместо Смирнова Алексея Федоровича -- Бронштейном Магомедом Оглы. А если вы не согласны с таким «постановлением», то вам дадут большую лопату и отправят подумать на Колыму (есть такая река в Магаданской области) лет на 10 -- 15».
Автор отнюдь не первым пытается соединить понятия единичного и общего, имя человека -- это сугубо частное дело, оно может кому-то нравиться, кому-то нет. Возьмем для примера вашего соратника Юрия Георгиевича, сменившего свою фамилию Тютюнов, по-видимому, разонравившуюся ему по каким то причинам (заметим, при рождении перешедшую ему по наследству от родителей, а не навязанную «красными реформаторами» под угрозой ссылки на Колыму!), на более «благозвучную», Москвин. Ну, сменил и сменил, это его личное дело. Вы же, Евгений, не требуете от него возращения к историческим корням и замены «неправильной» фамилии Москвин, на исконную Тютюнов?
Другое дело -- имя населенного пункта, в частности, города, это затрагивает не только жителей, но и окружающий ближний мир. А значит, и решать, какое имя носить городу, должны все сообща. На референдуме и соцопросе мои земляки выбрали имя -- ТУТАЕВ.
Е.М.: «Русоненавистники под руководством небезызвестного Лейбы Бронштейна (Троцкого), прорвавшись к власти в России в 1917 году и прикрываясь именем Ленина и большевистскими лозунгами, начали осуществлять свою главную «вечную» цель: уничтожать православный русский народ и Святую Русь...».
Согласен с тем, что сторонники Л.Троцкого "понаделали в стране дел", но еще больше разрушили и продолжают разрушать нашу страну сегодня сторонники «ельциных», «гайдаров», «чубайсов». Странно при этом читать, как Евгений фактически подпевает им, призывая провести ревизию вековой истории СССР и вычеркнуть из нее неугодные Е.Мойкину факты.
Е.М.: «Потому что название «Тутаев» нашему городу дали разрушители, а не созидатели... Эти человекообразные были способны только грабить, убивать, разрушать и переименовывать то, что создали другие.»
Нет, друг, не пытайтесь подтасовать факты. Наши отцы и деды «приняли к руководству» город с населением в 6,5 тысячи человек, занимавший в губернии по численности одно из последних мест. А в отношении развития промышленного производства Романов-Борисоглебск находился в еще более худшем положении, даже в сравнении с "четырехтысячным" Даниловым.
Сегодня Тутаев -- это третий город в области по численности населения, в нем проживает 41,4 тысячи человек, а в 1998 году было и того больше -- 45,7 тыс.!
А вот еще немного статистики. С 1897 по 2008 население Тутаева увеличилось в 6,4 раза! У других городов дела обстоят скромнее: так, население Переславля увеличилось в 5,3 раза; Данилова -- в 3,7; Углича -- в 3,6 раза; Мышкина -- в 2,6; Ростова -- в 2,5 раза; Пошехонья -- в 1,9; Любима -- в 1,2 раза.
И это вы, уважаемый Евгений, называете разрушением?!
Е.М.:«Если мы вернем нашему городу его Трисвятое имя, то наш город и все мы, его жители, вновь будем находиться под покровительством и защитой православных святых Романа, Бориса и Глеба, то есть, «под их соблюдением, просвещением и сохранением от всякого зла», а также будем «наставлены на добрые деяния и направлены на путь спасения» нашими Ангелами-Хранителями».
Читая этот пункт, невольно делаешь вывод, что Е.Мойкина ну хоть сегодня можно рукоположить настоятелем какого-нибудь православного прихода, где он сможет профессионально проповедовать, наставляя церковных прихожан. А может и вовсе определить его в служки к иеромонаху Антонию?
Кстати, отец Антоний, ярый поборник возращения нашего города к «историческим корням», тоже «переименованный», от рождения его имя -- Василий Таньков. Кажется, это вы говорили, Евгений, «имена даются родителями, и только один раз»?
Е.М.: «Город и уезд тринадцать «реформаторов» переименовали и решили, что на этом дело и закончено: никто из них не удосужился отправить свое «историческое» постановление в вышестоящую инстанцию. В итоге же получилось, что наш город до сих пор носит «подпольную кличку» Тутаев, которая даже не утверждена постановлением Правительства РСФСР...»
Как можно потенциально грамотному человеку талдычить о «самозванстве», докатиться до идиотского утверждения, подсунутого нечистоплотными «краеведами манеровыми», что постановление о переименовании «забыли» отправить в Центр. Если бы «забыли», то в документации областного и союзного значения и на картах СССР наш город по-прежнему именовался бы по-старинке! Простите, люди, за некоторые нетактичные выражения, но ведь «с волками жить -- по волчьи выть». О том, как городу присваивали имя Тутаев подробно написано в книге К.Конюшева «Город красного бойца» (стр. 60-61).
Е.М: «Не достоин И.Тутаев, ничего городу не дал».
Так у него ничего и не было, кроме жизни. Он ее и отдал.
По Мойкину получается, что надо было проводить своеобразный аукцион, чтобы узнать, кто больше дал нашему городу. Можно и без аукциона, конечно, сказать, что меньше всего дали ему Борис и Глеб, да и князь Роман еще не установлен подлинный, и годы строительства Романова под большим вопросом, местная власть до сих пор пользуется условной датой, подсунутой секретарем райкома КПСС Р. Шустовой.
Е.М.: «Потому что за возвращение нашему городу его исторического имени высказались наиболее умные и уважаемые люди России и нашего города... О смене города говорим уже 20 лет».
За это время проведено 2 референдума, на которых жители решили оставить Тутаеву существующее имя. Что касается умных и уважаемых людей России и города, приведенных Е.Мойкиным в пример, очевидно «навскидку», то одни из них много способствовали разрушению уникального в истории государства -- СССР. К сожалению, среди советской интеллигенции выросло немало таких людей, которые под видом копания в древнеисторических корнях страны, как те «крыловские свиньи», стараются сожрать, то есть выкинуть из истории почти вековой советский период. Евгений Алексеевич Мойкин, вы ищите себе место в таком неприглядном стаде?
Нам есть чем гордится: Тутаев -- единственный, наверное, русский город, который носит имя простого русского крестьянского парня, отдавшего за нашу счастливую жизнь свою.
Мне лично стыдно перед его памятью, что мы не сумели сохранить завоеванное в боях нашими предками, в том числе и Ильей Павловичем, стыдно за людей, что бросают камни и грязь "в могилы" тех, кто был нравственно выше и чище нас.
Владимир СМИРНОВ, пенсионер, член комитета гражданского сопротивления трудящихся ибезработных.
Результаты волеизъявления граждан за и против переименования Тутаева
17 марта 1991 года:
42,6% -- за,
54,8% -- против.
27 февраля 1994 года:
32,4% -- за,
64,6% -- против.
19 февраля 2010
Игуменские страдания
Обращаюсь прежде всего к тем, кто прочитал газету «Романовский купец» от 22 февраля 2013 года, остальным тоже рекомендую посмотреть этот номер. В нем опубликована статья «Как корабль назовешь…» за подписью игумена Крестоводвиженского собора Антония на тему о переименовании нашего города. Видимо, редактор и владелица газеты, а по совместительству и депутат муниципального совета городского поселения Тутаев Т.Лисаева решила, что это лучшая фигура для того, чтобы в который раз внести в сердца и души горожан раздор и шатания уже достаточно замусоленной темой о переименовании.
А теперь, как говорят французы, вернемся к статье Анатолия Танькова и прокомментируем важнейшие ее постулаты.
«Есть одна интересная особенность в наречении имен на Руси. Новорожденных называют по святцам в честь святого, который является его небесным покровителем, и которому он призван подражать в святости в течение всей жизни. Только в одном случае имя может меняться − в монашеском постриге, когда человек отрекается от мира и посвящает себя служению богу», − так автор начинает свою статью.
По игумену Антонию выходит, что одним гражданам по религиозной принадлежности менять имя позволяется, а для всех остальных граждан − табу, а это уже двойные стандарты. Хочется напомнить, что согласно 14 статье Конституции РФ − «Российская Федерация − светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Более того, «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации», − статья 6 Конституции РФ.
Не менее интересная ситуация и со сменой имен географических названий. Так в 1775 году по указу Императрицы Екатерины Второй после подавления Крестьянского восстания под предводительством Пугачева, в которой активное участие принимали яицкие казаки, была переименована в Урал река Яик.
Город Киров (Хлынов) в дореволюционное время менял название три раза − Хлынов (1181 г.), Вятка (1347 г.), Хлынов (1457 г), Вятка (1780 г).
«Олимпийский» город Сочи (Форт Александрия) переименовывался четыре раза − Форт Александрия (1838 г), Навагинское укрепление (1839 г), Пост Даховский (1864 г), Даховский Посад (1874 г), Сочи (1896 г).
И даже Санкт-Петербург в 1914 году вследствие войны с Германией был переиначен Императором Николаем Вторым на русский манер в − Петроград. Да только вот служителей культа и в частности игумена Антония почему то возмущают опять-таки только переименования периода СССР. Двойные стандарты?
Далее автор пишет: «Многие города, основанные знаменитыми людьми, носят имена небесных покровителей своих основателей: Екатиринбург − св. великомученицы Екатерины, Санкт-Петербург −святого апостола Петра, Романов-Борисоглебск − св. благоверных князей Романа, Бориса и Глеба».
Если следовать логике Антония, то и наш город, названный в 1918 году в память об Илье Тутаеве, носит имя небесного покровителя Ильи Пророка. Кстати, Ильин день (2 сентября) в Тутаевском районе является одним из почитаемых православных праздников.
Далее автор сокрушается: «Ведь дело даже не только в том, будет ли город носить имя трех святых или красноармейца. Если адмирал Федор Ушаков был верующим, то неужели теперь снимать таблички с его именем с улиц?»
И снова лукавит игумен Антоний. Для советских людей адмирал Ушаков как был, так и остается символом славы и победоносных традиций Русского флота.
Хочу напомнить Антонию, что в годы Великой Отечественной войны (3 марта 1944 года) советская власть учредила военный орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова. Имя нашего великого земляка носили два боевых корабля ВМФ − крейсер «Адмирал Ушаков» и атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков». Талантливым режиссером Михаилом Роммом в 1953 году были сняты фильмы о нашем земляке - «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Тутаевцы чтят память легендарного земляка флотоводца!
И в заключение немного по рассуждаем о самом названии статьи игумена Антония «Как корабль назовешь…».
Есть в Ярославской области поселок городского типа Борисоглебский (Борисоглебские слободы), основанный в 1363 году и получивший свое имя от одноименного монастыря и собора св. князей Бориса и Глеба. Проживает в поселке (по данным на 2010 г) 5 тысяч 646 человек, что сопоставимо с численностью населения дореволюционного Романово-Борисоглебска (Тутаева). За годы реформ население поселка, несмотря на покровительство святых, резко сократилось: убыль составила 12 процентов. Не лучше дела обстоят и с экономикой − основные предприятия поселка: крахмалосушильный завод, сыродельный завод (закрыт), хлебозавод (закрыт), птицефабрика (закрыта), типография (закрыта), комбинат строительных деталей, Райпо, ОАО «Борисоглебское торговое предприятие», АТП. Выходит и «правильное имя» не панацея от упадка и разрухи?
На северо-западе России на скалистом побережье Кольского залива расположен город-порт Мурманск, до 1917 года − Романов-на-Муроме. По логике игумена Антония, «неправильное имя» должно было уже давно утянуть Мурманск в морскую пучину. Ан, нет. Мурманск является крупнейшим городом в мире, расположенным за северным полярным кругом. В 1985 году Мурманску было присвоено звание Города-героя за вклад в оборону страны от немецких захватчиков. Знамя города украшают боевые, правительственные награды − орден Ленина, орден Отечественной войны 1 степени, орден Трудового Красного Знамени и медаль Золотая Звезда.
До 1917 года в Романове-на-Муроме проживало не многим более 1 тысячи человек. Сегодня в Мурманске живет более 307 тысяч. А в 1989 г. проживало еще больше - 468 тыс.!
«Хоть горшком назови, только в печь не сажай», − говорит народная мудрость. А может, дело не в названии «корабля», а в самом корабле, его капитане и экипаже?