Правительство РФ против обязательного проведения опросов граждан при переименовании городов

Jun 14, 2016 13:52




На днях в Государственную Думу поступил официальный отзыв Правительства РФ на проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О наименованиях географических объектов".

По мнению правительства, предлагаемые изменения предусматривающее необходимость выявления мнения населения по поступившим в региональные органы власти предложениям о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов исключительно только посредством проведения опроса населения, не согласуется с принципами федерализма, поскольку определение способов выявления мнения населения относится к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации.


Кроме того, по мнению Правительства, выделение опроса в качестве единственно возможного для всех субъектов Российской Федерации способа выявления мнения населения ничем не обосновано.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект, говорится в официальном заключении.

Напомним, что рассмотрение законопроекта в первом чтении, запланировано сегодня на 14 часов.

Ниже, размещаем пояснительную записку к законопроекту, с обоснованиями необходимости принятия данных изменений в законодательство, и заключение профильного комитета:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменения в статью 9 Федерального закона

«О наименованиях географических объектов»

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации выявляют мнение населения по предложениям о присвоении наименований географическим объектам (за исключением железнодорожных станций, морских портов и речных портов, аэропортов, географических объектов в пределах внутренних вод, географических объектов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики) или                              о переименовании таких географических объектов в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Анализ актов законодательства 66 субъектов Российской Федерации выявил существенное различие в подходах к урегулированию данного вопроса на региональном уровне. В 21 субъекте Российской Федерации (Краснодарский, Хабаровский края, Амурская, Калининградская, Смоленская, Тверская, Тульская, Белгородская, Челябинская области, Республика Мордовия, Республика Крым и др.) мнение населения о присвоении наименований или переименовании географических объектов выявляется посредством проведения опроса граждан. В ряде субъектов Российской Федерации (Воронежская, Кировская, Томская области, Карачаево-Черкесская Республика, Пермский край) одновременно допускается выявление такого мнения в различных формах: опрос граждан, собрание граждан, публичные слушания, а также через представительный орган муниципального образования, на территории которого расположен географический объект.

Вместе с тем 14 субъектов Российской Федерации (Владимирская, Курская, Ярославская, Архангельская, Ленинградская, Тюменская области, Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Республика Хакасия, Ханты-Мансийский АО и др.) реализуя статью 9 Федерального закона № 152-ФЗ установили единственный способ выявления мнения населения - посредством решения представительного органа муниципального образования, на котором расположен географический объект.

Указанный способ влечет за собой существенные риски социальной напряженности при решении на соответствующей территории вопроса присвоения наименования или переименования географическому объекту, который носит основополагающий, сущностный характер для местного населения.

Гарант Конституции Российской Федерации - Президент Российской Федерации В.В.Путин неоднократно рекомендовал использовать формы непосредственной демократии (референдум, опрос граждан) при решении таких важнейших вопросов.

7 февраля 2011 года, комментируя идею переименования города Киров в город Вятка, В.В.Путин рекомендовал деидеологизировать вопросы переименования географических объектов и спрашивать население. 6 июня 2014 года, отвечая ветерану Великой Отечественной войны во французском городе Давиле, В.В.Путин отметил, что Волгограду можно вернуть имя Сталинград, проведя референдум по данному вопросу и т.д.

По вопросу выявления мнения населения, представляется целесообразным также учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации. В силу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 6 марта 2008 года № 214-О-П и Постановлении от 18 мая 2011 года № 9-П, указание федерального законодателя на использование при решении вопросов, касающихся жизненно важных интересов местного сообщества, форм представительной демократии (путем выражения мнения населения через представительный орган муниципального образования) не исключает необходимость - с учетом вытекающего из конституционных принципов народовластия (преамбула; статья 1, часть 1; статья 3 Конституции Российской Федерации) требования согласованного функционирования институтов представительной и непосредственной демократии - правового гарантирования населению, как первичному субъекту местного самоуправления, возможности выразить свою позицию.

Учитывая вышеизложенное, проектом федерального закона предлагается уточнить положения статьи 9 Федерального закона № 152-ФЗ, закрепив необходимость выявления мнения населения по поступившим в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложениям о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов посредством проведения опроса граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект федерального закона № 1006213‑6 «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О наименованиях географических объектов» (в части уточнения порядка выявления мнения населения по предложениям о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов)

(внесен депутатами Государственной Думы Н.М.Харитоновым, И.Н.Абрамовым, П.В.Романовым, Б.Б.Хамчиевым, В.И.Гончаровым, В.Н.Иконниковым, С.П.Мамаевым, Д.О.Хороля)

Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел проект федерального закона № 1006213‑6 «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О наименованиях географических объектов» (в части уточнения порядка выявления мнения населения по предложениям о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов), внесенный депутатами Государственной Думы Н.М.Харитоновым, И.Н.Абрамовым, П.В.Романовым, Б.Б.Хамчиевым, В.И.Гончаровым, В.Н.Иконниковым, С.П.Мамаевым, Д.О.Хороля.

Данным законопроектом предлагается уточнить положения статьи 9 Федерального закона от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ), закрепив необходимость выявления мнения населения по поступившим в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложениям о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов посредством проведения опроса населения.

Таким образом, предметом правового регулирования данного законопроекта являются отношения, связанные с установлением формы выявления мнения населения при определении наименования географических объектов. Данные отношения на основании пункта «р» статьи 71 Конституции Российской Федерации (наименования географических объектов), а также пункта «в» статьи 71 Конституции Российской Федерации (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) являются предметом ведения Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Следовательно, рассматриваемые отношения могут быть урегулированы федеральным законом.

Необходимость вносимых законопроектом изменений аргументируется проведенным авторами законопроекта анализом правоприменительной практики статьи 9 Федерального закона № 152-ФЗ. В соответствии с данной нормой законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации выявляют мнение населения по предложениям о присвоении наименований географическим объектам(за исключением железнодорожных станций, морских портов и речных портов, аэропортов, географических объектов в пределах внутренних вод, географических объектов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики) или о переименовании таких географических объектов в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что указанные положения были включены в Федеральный закон № 152-ФЗ Федеральным законом от 10 июля 2012 года №99-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О наименованиях географических объектов». Ранее выявление мнения населения осуществлялось в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Анализ актов законодательства 66 субъектов Российской Федерации выявил существенное различие в подходах к урегулированию данного вопроса на региональном уровне. В 21 субъекте Российской Федерации (Краснодарский, Хабаровский края, Амурская, Калининградская, Смоленская, Тверская, Тульская, Белгородская, Челябинская области, Республика Мордовия, Республика Крым и др.) мнение населения о присвоении наименований или переименовании географических объектов выявляется посредством проведения опроса граждан. В ряде субъектов Российской Федерации (Воронежская, Кировская, Томская области, Карачаево-Черкесская Республика, Пермский край) одновременно допускается выявление такого мнения в различных формах: опрос граждан, собрание граждан, публичные слушания, а также через представительный орган муниципального образования, на территории которого расположен географический объект.

Вместе с тем 14 субъектов Российской Федерации (Владимирская, Курская, Ярославская, Архангельская, Ленинградская, Тюменская области, Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Республика Хакасия, Ханты-Мансийский АО и др.) реализуя статью 9 Федерального закона № 152-ФЗ установили единственный способ выявления мнения населения - посредством решения представительного органа муниципального образования, на котором расположен географический объект. Данное обстоятельство не позволяет гарантировать то, что предлагаемое наименование удовлетворит граждан Российской Федерации, проживающих на соответствующих территориях, и может повлечь существенные риски социальной напряженности при решении данного вопроса.

С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 1006213‑6 «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О наименованиях географических объектов» (в части уточнения порядка выявления мнения населения по предложениям о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов), внесенный депутатами Государственной Думы Н.М.Харитоновым, И.Н.Абрамовым, П.В.Романовым, Б.Б.Хамчиевым, В.И.Гончаровым, В.Н.Иконниковым, С.П.Мамаевым, Д.О.Хороля.

ГосДума, переименование, Правительство РФ, Тутаев

Previous post Next post
Up