А.В. Суворов пишет о высокой степени обобществления, всего вплоть до одежды и обуви. Замечу, что если ты что-то объявляешь своим, личным - никто это не тронет и не обобществит. Так что степень владения своим ты определяешь сам, но при этом не обязательно можешь объявить своим то, что было общим. Можно попросить группу подарить тебе эту вещь, и группа, как правило, не откажет, и тогда - владей на здоровье. Еще может быть
"оло" - оно и только свое, и неприкосновенное. Там могут быть письма из дома, памятные вещи, вздорные пустяки, дорогие только тебе, там может быть всё, что угодно. За покушение на оло (помню только одно) с Тропы удаляли безжалостно и безвозвратно.
У каждого, однако, формировалось сознание того, что лучше иметь много нашего, чем сколько-то своего. Никаких приказов, никакого давления-насилия, всё будет так, как сложится.
Помню у ребят естественный интерес к затейным чужим вещам, но не помню зависти - для нее не было почвы, как и для ревности, зависть и ревность - родные сёстры, третья из них - старшая, и зовут её потребность присвоения. Над этой сестрой брали верх хорошие, добрые взаимоотношения в группе, подразумевающие причинение пользы другому человеку.
Набрав, например, горсть ягод, её не проглатываешь, а отправляешь в рот товарищу по группе, он - кому-то еще, кто-то, собрав ягоды, скормит их тебе, и каждый будет стараться, чтобы его горсть для другого человека была вкуснее. Так же и с вещами, с "лучшим куском" - всё это легко следует из старой притчи про трех охотников и одно одеяло.
Важно, чтобы рука твоя была чистой, горсть ли ягод в ней или еще что-то, если рука твоя грязна, ты рискуешь напороться на обличающий смех Тропы, а он не так уж мягок, хотя и кроме смеха в этом смехе есть только капелька стыда за тебя.
Чистые руки важны и для всех, имеющих доступ к аптечке первой помощи, а таких больше половины, а в августе - все.
Чистые руки - общепризнанная ценность на Тропе, и группа защищает эту ценность своими реакциями.
Еще одна ценность - спокойная, внятная, чистая речь.
Есть приоритет медицинской помощи над всеми другими работами и заботами. Медпомощь - всегда вне очереди, всегда - первая, ради неё нужно отложить всё остальное. Если что-то болит - скажи сразу, не таи. Не утаивай травму, даже незначительную. Получи помощь, будь "под глазом".
Схема "не хочешь - заставим" на Тропе не работает. Мы помогаем захотеть. Это важнее, чем исполнить в страхе наказания, хотя и дольше. Отвечать за всё нужно в первую очередь перед собой, но и быть себе строгим и беспощадным судьёй. Группа желает тебе искренней ответственности как черты твоего характера, а остальное - от лукавого.
Невозможно насильно быть хорошим. Можно только захотеть им быть, и - стать. Мы поможем. А уж что такое хорошо - следует не из указаний свыше, а из реальной нашей жизни, включая мелочи, особенно - мелочи. Ибо ничего мелкого, незначительного в горной жизни нет. Горы заведомо задают планку, которую ты можешь взять, если захочешь. Если нет, - никто тебе не судья, но по пути ли тебе с нами? И уже потом вопрос: а по пути ли нам с тобой? Посмотри на поезда дальнего следования и пойми, что не надо садиться в поезд "Москва - Ростов", если тебе надо в Омск или Владивосток. Это - вопрос выбора пути и средств доставки по нему. Наверное, есть другие группы, которые "едут в другую сторону" и по-другому устроены. Мы - делаем тропу. Мы - живем так. Наша система ценностей сложилась из нашей работы и жизни, она - не аппликация, а суть. Не туда попал? Не проблема, мы поможем тебе сойти на промежуточной станции и, как минимум, вернуться в точку отправления. Ты не хуже и не лучше, просто у нас разные пути, ищи свой, если Тропа тебе не годится.
Я знаю нескольких, которые обрели Тропу через то, что отреклись от неё. Их возвращения были трудными, но осознанными. Вернувшись, они многому научили группу. Тропа ведь не очень хорошо знает, что такое жизнь без Тропы, такое незнание естественно для любой системы.
В основном, уезжантов было 4%. Иногда, как в последних тропах, когда детдомовским давали выбор между психушкой и Тропой, - больше, до 10%. Разглядывая и измеряя другие группы и системы, я понял, что это нормальная статистика.
Система. Системный. Основа системы - оказание помощи сверстникам, социальная (социокультуро-природная) терапия внутри самой группы. Те, кто качественно оказывает помощь сверстникам, - системные ребята. Они составляют основу самой системы самопомощи, самоорганизации сообщества.
Тропа - полифункциональная, многослойная и универсальная реабилитационная система. Не являясь искусственным построением, а будучи частью реальной жизни, она в самой этой жизни работает с реальным человеком, в данном случае - с ребенком. Движущей силой системы является прокладка троп в горах там, где они нужны, но отсутствуют. Обстоятельством действия этой силы является взаимопомощь и взаимовосстановление, поскольку восстанавливая другого (другое), ты восстанавливаешь себя. Это не является видом торговых отношений, а делается искренне и бескорыстно, только в этом случае система работает. Впрочем, среднее образование мешает мне рассуждать об этом стройно и подробно, для таких рассуждений нужны ученые с цепким умом и большими знаниями для точных обобщений, однако, я могу утверждать, что Тропа не является категорией хитрости или корысти. Что естественно на Тропе - естественно в жизни.
В жизни ответственно и позитивно настроенного человеческого сообщества, конечно. У насекомых, или "щипачей", или "форточников" - своя жизнь, и Тропа им не нужна.
Наскоро можно подумать, что мы заменяем поле оценочных отношений, в которых вырос человек, на тропяное, и он мимикрирует "под Тропу". На самом деле происходит другое. В поле оценочных отношений вводится главная компонента - самооценка. Раньше у человека не было опыта оценивать самого себя, и <...> были безусловны оценки других, да еще - выборочно комплиментарные. Мы даем практику самооценки через круги - сборы - разборы, через всю ткань отношений она стимулируется, ибо является ценностью. Важный момент: если предстоят обе оценки, своя и общественная, сначала идет своя.
От таких "незначительных" вещей зависит точность работы и результат, по ним мастера узнают друг друга. Эти самые "чуть-чуть", эти мелочи, чутье на них и верное их решение - вот главное в работе. Главное во всех областях человеческой деятельности. Я бы назвал это точностью. Именно абсолютный слух на точность - главное в учительстве и детоводстве.
Возьми теннисный мячик, нарисуй кружочек на стене под потолком и начинай попадать в него всегда. Не 9 из 10, не 999 из тысячи, а - всегда. Точность не обязательно иметь от рождения, ее можно хотеть - и ты уже на пути к профессии, поскольку хочешь точно оценивать свою точность. Воспитание точности хорошо проходит в играх и спорте в возрасте 8-11 лет. В 12 уже поздновато.
Как только до момента броска тебе будет ясно - попадешь ты или нет, - всё в порядке. Станешь угадывать исход футбольных матчей, когда они еще не начались, идет только построение команд. Задумаешься над скоростью точности и ее насыщенностью. Над непрерывностью прочности. В общем, тут хватит о чём перелистывать мозг, но не очередное ли общее место я пытаюсь сдуру освещать?
Так или иначе, вскидывать себя на бегущий во времени гребень точности тебе позволит волна, угадывай всегда - в какой момент нужно оказаться на ее склоне, поспешив или опоздав, ты останешься на месте и не прокатишься до берега, где Витька строит замысловатую крепость из влажного песка.
"Попасть в точку" - хорошая цель, а уж в искусстве ты просто не можешь не попасть, для этого надо сфальшивить, а это - единственное, чего ты по-настоящему не умеешь.
Возможно, в баскетболе у тебя лучше получаются сложные броски, в которых надо учитывать столько факторов, что сознание с ними не справляется, не участвует на первых ролях в подготовке и осуществлении броска. Это значит, что разметка подсознания у тебя хорошая, цепкая, качественная, и остается остерегаться только небрежности в самый последний момент, когда мяч уже стартует из руки.
То же - ловить мяч.
Сложи чувство точного заброса на бегущую волну с многообразием факторов точного мяча. То, что получится при сложении, - основа твоей профессии.
Точность невозможно рассчитать, ее можно только хотеть.
Одной только точности следует остерегаться: точности убивающего охотника. Если ты не помираешь с голоду здесь и сейчас - оставь в покое всех и везде.
(2015-2017)
© Юрий Устинов
Часть текстов утрачена при пересылке. Не редактировано и не вычитано автором. Нумерация отрывков не является авторской. Все тексты написаны автором в тюрьме.
Цитирование и воспроизведение текста разрешено с указанием на его источник:
za-togo-parnya.livejournal.com