Кацусика Хокусай и новый тип летательного аппарата

Mar 03, 2019 10:57

Во второй тетради «Манги» Хокусая среди религиозных и бытовых картинок на листе II-6l неожиданно находится изображение фантастического летательного аппарата [a] - фусэн 風舟 («ветровая лодка»): два человека размещаются в корпусе, действительно напоминающем лодку, над которой поднят зонт, а сбоку установлен воздушный винт, собранный из вееров. Вообще пропеллер с древности известен в Китае и Японии, но только в виде развлекательной летающей игрушки такэтомбо 竹蜻蛉 («бамбуковая стрекоза»).



Ветровая лодка из Манги Хокусая, 1815 г.

Сразу же вспоминаются проекты Леонардо да Винчи: его вертолет [b] или орнитоптер-мускулолет были принципиально нереализуемы из-за отсутствия легкого и мощного двигателя, способного поднять аппарат в воздух. Та же проблема была и у Хокусая. Кроме физических сил экипажа и, может быть, еще предварительно взведенной пружины других источников энергии у конструктора не было.

Если бы у хокусаевой лодки был двигатель, в ней можно было бы узнать параглайдер (паралёт, PPG) [c]: воздушный винт разгоняет аппарат, а мягкое крыло (у Хокусая полужесткий зонт) обеспечивает подъемную силу.

Но, очевидно, двигателя на борту нет и пропеллер крутится свободно, как на детской вертушке. А ведь существует тип летательных аппаратов со свободно вращающимся винтом - автожиры [d]. Верхний винт автожира раскручивается набегающим потоком воздуха и при этом создает подъемную силу. Правда, чтобы разогнать аппарат, чтобы винт начал крутиться с необходимой скоростью, в автожире все-таки есть мотор, который вращает горизонтально установленный винт (тянущий или толкающий).

Но у Хокусая есть зонт! Давайте посмотрим на группу популярных экстремальных видов спорта - кайтинг [e]. В них спортсмен разгоняется до впечатляющих скоростей при помощи буксировочного воздушного змея - кайта. Почему бы лодке не использовать зонт для подобных же целей?

Так принципиально возможна ли хокусаева конструкция? С некоторыми оговорками. Воздушный винт нужно перенести вверх, а от тяжелого корпуса и пассажира, видимо, придется отказаться. Возникнет множество технических трудностей, вроде опасной близости паруса и вращающихся лопастей. Кроме того, для отрыва от земли аппарат со свободно вращающимся винтом необходимо разогнать до приличной скорости, но для этого можно использовать сбрасываемую тележку, изображенную ни том же листе «Манги» и определяемую комментаторами как «инвалидскую».

То есть мы можем представить себе японского пилота в начале XIX в, висящего на манер Карлсона под винтом и с зонтиком как у Мэри Поппинс [f].

До отрыва от земли аппаратов тяжелее воздуха конструкции Карла Вильгельма Отто Лилиенталя оставалось три четверти века.

Литература:
Штейнер Е. С. «Манга Хокусая»: энциклопедия старой японской жизни в картинках. - СПб: Петербургское востоковедение, 2016. - 4 тт. ISBN 978-5-85803-492-6

тупь, япония, картинки

Previous post Next post
Up