Начальник ОВД незаконно задержал члена избиркома

Sep 22, 2010 17:08


И.О. прокурора Шигонского района

Самарской области

младшему советнику юстиции

Федорину Вадиму Михайловичу

от члена Территориальной избирательной комиссии муниципального района Шигонский Самарской области с правом совещательного голоса

Стегачева Алексея Викторовича

Жалоба

НА НЕЗАКОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ

Утром, 16 сентября 2010 года я ехал из города Тольятти в село Шигоны Шигонского района Самарской области на своем личном автомобиле марки ВАЗ 21093 г/н: Н 252 РН 163 (серебристого цвета), соблюдая установленный скоростной режим и другие правила дорожного движения. Примерно в 9 часов 10 минут на выезде из села Кушниково Шигонского района Самарской области меня остановили сотрудники ДПС, стоявшие на противоположной стороне дороги на повороте в село. При этом в месте остановки моего транспортного средства отсутствовал стационарный пост ГИБДД. Сотрудники ДПС находились на автомобиле без специальных опознавательных знаков марки ВАЗ «четырнадцатой модели» красного цвета г/н М 060 РВ 63.

К моему автомобилю подошли остановившие меня двое сотрудников милиции, представившиеся инспекторами ДПС Шигонского ГИБДД Кушниковым Алексеем Алексеевичем и Хуртиным Александром Михайловичем. Сотрудник ДПС Хуртин попросил меня предъявить водительское удостоверение, документы на машину и полис ОСАГО. В это время второй сотрудник ДПС находился рядом с моим автомобилем. Я передал Хуртину запрошенные документы и при этом обратил его внимание, что в соответствии с требованиями «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Приказом МВД РФ №185 от 02.03.2009г. (далее - Регламент), а также в соответствии с Законом о милиции проверка документов может осуществляться только на стационарных постах ДПС. Однако Хуртин А.М. в нарушение норм указанного регламента продолжил проверку моих документов на право управление транспортным средством и других указанных документов.

Я также попросил объяснить причины остановки моего транспортного средства, но внятного и четкого ответа я не получил. Согласно Регламенту сотрудники ДПС, остановившие транспортное средство, обязаны четко и внятно сообщить причину и цель остановки транспортного средства. Однако этого сделано не было.

После проверки моих документов Хуртин А.М. попросил меня выйти из автомобиля для проведения его досмотра. Я попросил его разъяснить мне основания для совершения указанных действий, однако он не смог внятно и убедительно пояснить причины, по которым он собирается производить досмотр моего транспортного средства. Хуртин А.М. только ответил, что моя машина показалась ему подозрительной.

На мой вопрос, в чем же он конкретно «подозревает меня и мой автомобиль», и по каким признакам он меня «заподозрил» Хуртин А.М. ответить не смог.

Я заметил сотрудникам ДПС, что их действия являются незаконными, противоречат Конституции РФ, и другим нормативно-правовым актам, в том числе Закону о милиции (статья 10 и 11), Кодексу об административных правонарушениях и регламенту. Данными нормативными актами четко установлен перечень оснований, когда может производиться досмотр транспортного средства.

Так согласно пункту 23 статьи 11 Закона о милиции досмотр транспортного средства производится при наличии подозрения, что оно используется в противоправных целях.

В соответствии с КоАП досмотр транспортного средства является мерой административного обеспечения, и ограничивает права граждан, поэтому он может проводиться ТОЛЬКО при наличии условий, указанных в законе - проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других запрещенных предметов, проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве орудий совершения либо предметов административного правонарушения, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий. Последнее, кстати, не дает возможности для произвола со стороны соответствующих сотрудников. Любое подозрение должно быть обоснованным.

При этом согласно указанным нормативно-правовым актам сотрудник милиции обязан во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина разъяснить ему основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Однако сотрудниками ДПС, остановившими мой автомобиль, этого сделано не было.

Несмотря на мои возражения о незаконности совершаемых действий сотрудники ДПС Хуртин и Кушников произвели досмотр моей автомашины. Они остановили двух понятых (проезжавших мимо) и произвели досмотр салона и багажника моего транспортного средства. При этом мои права во время указанной процедуры мне разъяснены не были.

Во время досмотра составлялся какой-то протокол, по словам сотрудников ДПС, протокол досмотра, в котором расписались понятые. Однако мне данный протокол не предъявлялся, с его содержанием меня не знакомили, расписаться в нем не предлагали. На мою просьбу ознакомить меня с этим протоколом следовало упорное молчание.

Во время производства досмотра присутствовали также местные жители, которые могут подтвердить описываемые обстоятельства.

Во время досмотра в салоне моего автомобиля сотрудники ДПС увидели пакет с бумагами. Они спросили меня, что в нем находится. Я пояснил им, что там лежат мои личные рабочие документы (заявления в суд, копии паспортов, договоры и другие подобные документы, связанные с проводимыми в Шигонском районе выборами депутатов Собрания представителей муниципального района Шигонский).

Они сказали, что данные документы необходимо также досмотреть, при этом на каком основании мне четко не пояснили.

Тогда я повторно сообщил им, что являюсь членом территориальной избирательной комиссии муниципального района Шигонский с правом совещательного голоса, назначенный кандидатом по 11 избирательному округу Куракиным Михаилом Юрьевичем (первый раз я об этом им говорил в момент проверки моих документов), поэтому направляюсь в село Шигоны для выполнения возложенных на меня полномочий и везу с собой необходимые документы. Я отметил, что данные документы носят закрытый характер, поскольку в них имеются персональные данные, доступ к которым третьих лиц ограничен, и что их демонстрация будет иметь своим результатом нарушение федерального законодательства, а также конституционных прав и законных интересов граждан, поэтому если они полагают, что имеют законные основания для их досмотра, то могут это сделать. При этом я, по их просьбе, достал пакет с документами из машины и предъявил его к досмотру. Каких либо препятствий их досмотру я не чинил.

Однако сотрудники ДПС Хуртин и Кушников не стали их досматривать, отошли от моей машины и направились к своему автомобилю на противоположную сторону дороги. Они стали кому-то звонить. При этом ранее привлеченных ими к досмотру моего автомобиля понятых они отпустили.

Решив, что досмотр закончен, я подошел к Хуртину и попросил его предъявить мне протокол досмотра для ознакомления с ним и проставления своей подписи. Однако Хуртин мне ничего не ответил и продолжал общаться с кем-то по телефону. Я спросил их, могу ли я ехать дальше, однако сотрудники ДПС ответили мне отказом и запретили куда-либо уезжать, потребовав оставаться на месте.

Хотелось бы отметить, что с момента остановки моего транспортного средства к этому моменту прошло уже около часа. Я спросил их о причинах моего столь длительного незаконного задержания, однако они мне ничего не ответили и велели ждать.

Приблизительно минут через двадцать, по времени это было где-то около 10 часов 20 минут, подъехала автомашина сотрудников милиции марки УАЗ. Из нее вышли четверо сотрудников милиции, которые пояснили мне, что сейчас они будут проводить досмотр моего автомобиля и выемку документации. Среди них были, сотрудники, представившиеся Кривченко (отдел потребительского рынка) и Ярыгин. Фамилии других сотрудников милиции я не запомнил.

На мой вопрос, на каком основании, мне пояснили, что у них имеется информация о перевозки мною незаконных агитационных материалов. На мой вопрос, откуда у них такая информация мне пояснять отказались. На мои возражения о том, что сотрудники ДПС уже проводили досмотр, мне ничего не ответили.

Еже около 10 - 15 минут вновь прибывшие «стражи правопорядка» искали понятых. После этого вновь приехавшие сотрудники милиции провели повторный досмотр моего автомобиля, а также произвели досмотр ранее указанного пакета с документами и самих документов. При этом все действия снимались ими на видеокамеру. Сняты были также и документы, находившиеся в этом пакете (копии паспортов кандидатов, которым я помогал оформлять документы для выдвижения на выборах в депутаты Собрания представителей муниципального района Шигонский, договоры, заявления в суд и другая моя личная рабочая документация). Каких либо незаконных материалов обнаружено ими у меня не было.

По окончании досмотра сотрудником милиции Ярыгиным был составлен протокол осмотра помещений (территорий). В протоколе было также указано, что незаконных предметов в ходе досмотра обнаружено не было.

Хотелось бы отметить, что во время досмотра подъехал на своем личном автомобиле «Ситроен» начальник ОВД по муниципальному району Шигонский Самарской области Чичельник М.М., который дал проводившим досмотр сотрудникам милиции какие-то указания. После этого он подошел к багажнику моего автомобиля и стал рассматривать находившиеся там мои документы. Попав в кадр моего мобильного телефона (все происходившие действия я снимал на камеру своего телефона) Чичельник М.М. в жесткой форме потребовал от меня прекратить съемку. После этого он пожелал мне «успехов в жизни» и уехал с места проведения досмотра моего автомобиля.

После окончания досмотра моего транспортного средства меня зачем-то еще какое-то время (здесь я уже до того был измотан проводимыми в отношении меня незаконными действиями, что точно не могу сказать сколько прошло еще времени) допрашивал в милицейском «уазике» Ярыгин. В ходе допроса составлялся протокол. На этом беззакония Шигонской милиции наконец-то завершились и мне разрешили ехать дальше. Времени было уже начало 13 часа дня.

Все вышеописанные действия сотрудников милиции являются незаконными и необоснованными, нарушающими мои конституционные права и интересы, Закон о милиции, КоАП РФ, Административный регламент МВД и другие нормативные акты. Меня незаконно остановили сотрудники ДПС. Не имея на то никаких законных оснований, указанные сотрудники ДПС и прибывшие позднее сотрудники милиции незаконно произвели фактически задержание моего транспортного средства практически более трех часов, не имея никаких оснований производили досмотр моего транспортного средства (причем дважды) и личных вещей (пакета с документами). При этом мне не разъяснялись мои права, не разъяснялись права и присутствовавшим понятым, протокол задержания не составлялся, не составлялся и протокол досмотра личных вещей и документов. Мне не был также предъявлен, несмотря на мои неоднократные просьбы, для ознакомления и подписания протокол досмотра, составлявшийся сотрудниками ДПС Кушниковым и Хуртиным.

Согласно статье 11 Закона о милиции и положение КоАП проведенные в отношении меня действия могли осуществляться только при наличии у сотрудников милиции достаточных оснований подозревать меня в совершении какого-либо правонарушения. Однако я не нарушал никаких норм законодательства РФ. Во время движения на своем автомобиле мною соблюдались скоростной режим и другие правила дорожного движения и правила эксплуатации транспортного средства.

Своими незаконными и необоснованными действиями, скорее всего с явным превышением или злоупотреблением своих должностных полномочий, указанными сотрудниками милиции были незаконно ограничено мое право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни (ознакомление, съемка с моими документами без законных на то оснований).

Из средств массовой информации, мне известно, что на проходящих в настоящее время выборах в Шигонском районе активно применяются различные «черные технологии». Кроме того, в средствах массовой информации описывались различные случаи незаконных действий сотрудников милиции в отношении жителей Шигонского района. В частности мне стало известно о похожем незаконном досмотре, проведенном под руководством начальника Шигонского ОВД Чичельника М.М. в отношении одного из учителей школы в Шигонском районе.

Я являюсь членом Территориальной избирательной комиссии муниципального района Шигонский с правом совещательного голоса, назначенный кандидатом в депутаты Собрания представителей муниципального района Шигонский Самарской области по одномандатному избирательному округу №11 Куракиным Михаилом Юрьевичем. Утром 17.08.2010г. я направлялся в село Шигоны для выполнения возложенных на меня полномочий. В результате незаконного задержания моего транспортного средства сотрудниками милиции был сорван мой рабочий график. Я был лишен возможности выполнять свои обязанности и осуществлять права как член избирательной комиссии. Кроме того, в связи с незаконным задержанием была сорвана подача мною в этот день заявления в суд по одному из кандидатов.

Анализ сведений из СМИ о царящем в Шигонском районе чиновничьем и милицейском беспределе, с применением на выборах различных административных ресурсов дает мне веские основания опасаться, что указанные события были направлены не иначе как на воспрепятствование моего участия в работе избирательной комиссии.

Об обоснованности данных опасений свидетельствуют также те обстоятельства, что за все три часа незаконного задержания моего транспортного средства, проведения досмотра автомобиля, не была остановлена для досмотра ни одна другая проезжавшая мимо автомашина. А присутствие, и даже более того - личное участие, начальника ОВД Шигонского района Чичельника М.М. при проведении досмотра (как уже указывалось он подходил к моему автомобилю и рассматривал мои документы) дает мне все основания полагать о возможно его личной заинтересованности в проведенных сотрудниками милиции действий. Тем более что в средствах массовой информации уже ранее отмечалось, о ряде незаконных действиях сотрудников милиции именно по приказу указанного начальника. Насколько я знаю, жители Шигонского района даже выступали с неоднократными обращениями о выражении Начальнику Шигонского ОВД своего недоверия.

Согласно статье 141 Уголовного кодекса РФ воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, является преступлением.

Относит к преступлению российское уголовное законодательство и злоупотребление, а также превышение своих должностных полномочий должностными лицами.

В результате описанных незаконных и необоснованных действий сотрудников милиции были нарушены мои конституционные права и свободы. В течение всех трех часов задержания я не мог выполнять свои функции как член избирательной комиссии с правом совещательного голоса, кроме того, в результате такого незаконного задержания в этот день был сорван весь мой рабочий график.

В связи с этим, прошу Вас в рамках предоставленных прокуратуре надзорных полномочий принять необходимые срочные меры прокурорского реагирования, провести проверку по изложенным незаконным действиям сотрудников милиции. Прошу также провести проверку на предмет наличия в действиях указанных мною сотрудников милиции признаков преступления (статьи 141, 127, 285, 286 УК РФ) либо административного правонарушения. В частности я полагаю, что был незаконно лишен свободы. При этом согласно действующему законодательству под лишением свободы понимается незаконное лишение человека свободы передвижения в пространстве и общения с другими людьми, выбора им места нахождения. Лишение свободы передвижения не обязательно предполагает полное обездвиживание (связывание) потерпевшего, в результате совершения преступления последний может сохранять возможность передвигаться, но на ограниченной территории, контролируемой виновным (например, в пределах охраняемой дачи, иного помещения или участка местности).

По результатам проверки, при наличии оснований прошу привлечь виновных лиц к установленной законом ответственности.

Также прошу принять необходимые меры по обеспечению защиты моих прав и законных интересов, как члена ТИК Шигонского района с правом совещательного голоса.

Исходя из анализа газетных публикаций о ситуации в Шигонском районе, нельзя исключить, что подобные действия могут повториться и в отношении «неугодных» кандидатов в депутаты. Поэтому необходимо принятие срочных мер по предупреждению, дальнейшему недопущению нарушений законодательства, защите прав и законных интересов граждан.

17.09.2010                                                                                                            Стегачев А.В.

Вот о такой жалобе в прокуратуру стало известно Антикоррупционному общественному движению "За Шигонское развитие!"

коррупция, произвол, УК РФ, Чичельник, беспредел, выборы, милиция, Шигонский район

Previous post Next post
Up