Материал для "Столицы С".
Саранские чиновники прогнозируют к 2015 году рост уровня автомобилизации (количество личных легковых машин на тысячу населения) до 343. Если чаяния сбудутся, столица Мордовии к тому времени сравняется с показателями Южной Кореи и Малайзии, правда, нынешними. Но где автовладельцы станут хранить технику? Уже сейчас городские дворы отсутствием свободного места напоминают парковки у супермаркетов. Но власти думают о нас, пусть иногда и с опозданием. Чиновники подобрали места для предполагаемых стоянок в трех районах города и готовы начать строительство. Где планируется их разместить? В какую сумму обойдутся площадки городскому бюджету? На какое число автомобилей они рассчитаны?
Стоянки
В конце января на совещании в городской администрации мэр Петр Тултаев дал подчиненным поручение - подыскать места для размещения парковок. Ситуация с нехваткой машиномест давно стала напряженной. Многие автолюбители помнят 90-е годы, когда в каждом районе Саранска работала платная охраняемая парковка. Да, пожалуй, за всеми присматривал и получал кое-какую прибыль бандитствующий народ, но благодаря этому народ рабочий мог в безопасном месте привязать железного коня. Но постепенно такие парковки ушли в небытие… Рестарт-2013? Как сообщили «Столице С» в Департаменте перспективного развития городской администрации, для строительства выбрано восемь площадок: по три на Юго-Западе и Химмаше и две на северо-западе города.
Светотехстрой
Начнем с самой крупной - площадью 8670 квадратных метров и вместимостью в 350 автомобилей. Расположится она на пустыре между улицей Солнечной (дом №19) и Лямбирским шоссе.
Предполагаемая стоимость строительства - более 10,1 миллиона рублей. Пожалуй, это один из лучших выбранных вариантов. Большая площадь, близость крупного жилого квартала… Но очевидно, что этого микрорайону «Солнечный» будет мало. Нужно строить еще!
Вторая по величине площадка (4900 «квадратов», общая длина - почти километр!) также будет находиться в северо-западном районе. Точнее, даже не одна площадка, а целых три - вытянутых, как сосиски, расположенных вдоль дублера улицы Победы. Первая будет вмещать 93 машины и расположится на отрезке от саранского военкомата до дома №25а по ул. Победы. Вторая - 126 машин (от дома №25а до улицы Коваленко). На третьей, намеченной от перекрестка с Коваленко почти до Центра олимпийской подготовки, смогут уместиться 106 автомобилей.
Общая стоимость работ - около 9,5 миллиона рублей. Строителям придется убрать часть зеленой зоны. Судя по тому, что парковка будет располагаться вплотную к дороге, ни ограждений, ни охраны здесь не будет…
Наконец, третья площадка на Светотехстрое намечена на улице Металлургов и вытянется вдоль парка Пролетарского района. Ранее там уже работала платная охраняемая парковка.
Длина - 250 метров, площадь - 1250 «квадратов», вместимость - всего 83 автомобиля. Маловато… Предполагаемое строительство обойдется в 2,4 миллиона рублей.
Химмаш
По сосисочно-придорожному пути пошли проектировщики, пожелавшие разместить другую площадку рядом с дублером улицы Косарева (в районе домов № 90а, 96а и 104).
Для этого также придется «отхватить» часть газона. Общая площадь - 1500 квадратных метров, вместимость - 90 машин, цена - 2 миллиона 610 тысяч. Парковка будет разделена на две неравные части выездом на улицу Косарева. Одна - длиной 100 метров, другая - 200.
Площадка напротив домов № 41 и 43 по улице Гожувской, рядом с гаражным массивом, на плане напоминает хоккейную клюшку. Длина «рукоятки» - самой вытянутой стороны - 180 метров. Общая площадь - 3700 квадратных метров.
Там смогут разместиться 140 автомобилей. Примерная стоимость - 4 миллиона 60 тысяч рублей. Местность уже давно расчищена, поэтому проблем со стройкой не будет. Возможно, власти уберут оттуда пару мешающих металлических гаражей.
Юго-Запад
Самая большая парковка в юго-западной части Саранска должна будет разместиться на месте велодрома (угол улиц Серадзской и Попова).
Да-да, площадку с велосипедными горками сравняют с землей. Зато там можно будет хранить 220 автомобилей. Примерная площадь - 5400 «квадратов», цена - 6 миллионов 380 тысяч. Место подходящее - рядом расположены многоэтажки, по дворам которых давно нельзя пройти из-за припаркованной техники. Лет эдак на пять проблема будет решена. А потом…
На безымянной улочке, которая идет параллельно Энгельса и соединяет Попова и проспект 50-летия Октября, появится «сосисочная» парковка длиной 240 метров, площадью 1200 «квадратов» на 80 единиц техники и примерной стоимостью строительства в 2,3 миллиона рублей.
Место напрашивалось под парковку (заросшая бурьяном площадка рядом с гаражами), но власти не пожелали «выжать» из него максимум. Ведь можно было бы снести все эти металлические боксы, на их месте построить площадку вместительностью почти в три раза превышающую ту, что планируется сейчас. А владельцам стоявших там на законных основаниях гаражей выделить места на новой парковке. Может, еще не поздно?
Последняя из предлагаемых площадок - самая миниатюрная из всех восьми. Она расположится на пятачке в тысячу «квадратов», ограниченном улицами Лазо, Щорса и Гагарина рядом с детским развивающим центром «Колокольчик».
Сейчас там пара стареньких деревьев, под которыми подростки любят вкушать пиво, а впритык - детская площадка. Почему власти не выбрали гораздо более вместительный пустырь в десяти метрах - загадка. Если на пустыре планируется построить очередную многоэтажку - 40 проектируемых машиномест самой маленькой парковки Юго-Запада явно окажутся насмешкой… Зато стоимость строительства этого «квадратика» - чуть больше 1 миллиона 100 тысяч рублей.
Программа
Почему в списке нет центральной части города - вопрос, на который «С» пока не получила ответа от властей. Видимо, чиновники считают, что существующих парковочных мест для местных жителей достаточно. Кстати, скоро в центре будет открыта, пожалуй, первая в регионе перехватывающая подземная парковка - под площадью Тысячелетия. Предполагаемая вместимость транспорта - около 100 единиц. Будет ли она круглосуточной и платной, пока неизвестно. Также непонятно, станут ли власти взимать плату за хранение транспорта на вышеперечисленных стоянках. Хотя это было бы логично: нужно же на какие-то средства содержать парковки, например убирать снег зимой. Но тогда неплохо бы сделать их охраняемыми. Кстати, ряд экспертов предлагает отдать строительство парковок на откуп бизнесу.
Но пока власти предпочитают держать инициативу в своих руках. Напомним, в 2010 году совет депутатов столицы региона утвердил программу «Об организации хранения автотранспорта на территории Саранска на 2010-2015 годы». Ее разработчиком выступило местное частное проектное бюро. Специалисты подсчитали, что в городе 43 % личного транспорта физически некуда поставить - гаражей, стоянок и внутридворовых парковок на всех не хватает. Было решено строить, строить и еще раз… В 2012 году, по данным Департамента перспективного развития городской администрации, в эксплуатацию было введено более 6,5 тысячи новых парковочных мест при десятитысячном росте автопарка. В основном сюда вошли площадки у различных объектов социального значения - проще говоря, магазинов, торговых центров. По заявлениям от граждан было введено в эксплуатацию всего 22 новых гаража! Юридические лица «зафрахтовали» в десять раз больше боксов. Как видно по забитым дворам, этого мало… Рассмотрен и предварительно одобрен план строительства многоуровнего (неужели когда-нибудь доживем?) паркинга на пятачке между улицами Волгоградской, Короленко, Севастопольской и проспектом 70-летия Октября. Искренне надеемся, что эта программа будет реализована полностью, а не канет в лету, как глобальная идея привести в порядок саранские гаражи…
За предоставленные схемы поблагодарим пресс-службу саранской администрации и лично добрую Юлию, которая смогла-таки достучаться до Департамента перспективного развития.