Пока политик, любитель биатлона, баскетбола и просто олигарх Михаил Прохоров обещает россиянам начать выпуск «Ё-мобиля», «питающегося» бензином и электричеством, японцы из «Мицубиси» вовсю продают свои электромобили i-MiEV в России. И не детские, а самые что ни на есть взрослые: запас хода в 150 км, четыре места, максимальная скорость в 130 км/ч. Есть даже кондиционер с навигационной системой. Будущее - сегодня?!
«Вам для тест-драйва на сутки машины хватит?» - специалисты крупной московской компании «Рольф-Импорт», представляющей в нашей стране автомобили «Мицубиси», оказались открытыми для региональных СМИ и совсем не жадными. В Мордовии с пресс-парком автомобилей туго. В лучшую сторону выделяется только "Саранскмоторс" - дилер "Шевроле" и "Опеля", и то, только благодаря Русланчику, который поддерживает все мои бредовые идеи, а иногда предлагает свои... Пока с фотографом "Столицы С" Александром добираемся до офиса «Рольфа», который находится рядом со знаменитым Рублевским шоссе, успеваем немного оценить автопарк столицы. В плотном потоке превалируют дорогущие внедорожники «Мерседес», «Ауди», БМВ и «Порше». Как же мы будем ездить по Москве на букашке «Мицубиси»?! Да нас затопчут, зажмут, переедут, засигналят!
Букашка
Вот, собственно, и сама «букашка» - на парковке возле дилерского центра блестит и отражает окружающий мир благодаря эффектной зеркальной пленке, которой оклеен почти весь кузов, кроме крыши.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6602/22304410.2/0_8116c_815a1920_L.jpg)
На фотографиях электромобиль кажется совсем маленьким. «Вживую» впечатления несколько иные. «Мицубиси» довольно высокий - чуть меньше человека среднего роста. В длину и ширину - как «Дэу-Матиз». «Аймиев» (бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев здесь ни при чем, так произносят английское i-MiEV) построен на базе японского праворульного сити-кара «Ай» - городского сверхкомпактного авто, которое выпускается с 2006 года и хорошо знакомо жителям Приморья.
(фото с сайта drom.ru)
Вполне боеспособный пятилетний экземпляр там можно купить за 280 тысяч рублей. Подобный тип транспорта очень распространен в Стране восходящего солнца как раз из-за своих размеров и налоговых льгот. Внутри он уютен и довольно вместителен. Таков и электрический «Мицубиси». Посадка удобна: что на передних креслах, что на заднем диване, где могут разместиться только два человека.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6500/22304410.2/0_8115c_e0187ae_L.jpg)
Осталось довольно много места даже для поклажи в багажнике.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6404/22304410.2/0_81156_4a7095d8_L.jpg)
Компоновка автомобиля с расставленными по углам кузова колесами - это плюс. У праворульного малыша «Ай» бензиновый моторчик расположен сзади - ну прямо японский мини-«Порше»! Электромотор у «Аймиева» поместили туда же, поэтому он заднеприводный. Снизу он открыт для российской грязи:
В переднем бампере нет никакой сетки, прикрывающей радиатор кондиционера от камней:
Внутри «Мицубиси» ничем не выдает своей электрической сущности. Все как в «обычных» автомобилях. Есть и обогрев сидений, и кондиционер...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6501/22304410.2/0_81176_87c6c41f_L.jpg)
Дизайн здесь "завязан" на кольцах и полукольцах. Вот, к примеру, внутренняя ручка открывания двери:
Интересно, что почти все надписи в машине - на русском. Амортизатор задней подъёмной двери:
Стойка кузова:
Ключ у "Мицубиси" - стандартный, с металлическим жалом (с брелока, кстати, можно управлять зарядкой электрокара и климатической установкой).
Поворачиваешь его в положение «стартер», а в ответ - тишина. Это естественно, ведь никакого стартера нет и быть не может, но отсутствие привычного жужжания сначала сеет ложное опасение: «Не завелась? Сломалась?» Завелась, то есть готова к движению. Вот и зелененькая надпись ready на щитке приборов загорелась, и мелодичный «дзынь» прозвучал, оповещающий водителя о том, что больше нет смысла держаться за ключ.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6405/22304410.2/0_81177_c857e3c6_L.jpg)
Путь
Выбираясь с парковки, отмечаем удобство рулежки и маневренность малыша. Электроусилитель руля настроен отменно: «компьютерного чувства» нет и в помине. Для движения вперед у трансмиссии есть три положения. D - обычный режим, B - режим усиленной рекуперации (спуски, частые торможения) и С - для стабильного движения. И вот - минута славы (или позора?): оказываемся на оживленной московской улице, в гуще «Бентли», «Ягуаров», родстеров и суперкаров... Но никто не притирает букашку к отбойнику, не гонит из ряда всполохами биксеноновых адаптивных фар... Напротив - дорогу даже уступают! Просто шок. Автолюбители готовы свернуть шею, чтобы получше рассмотреть «Мицубиси», хотя модель, вроде, должна примелькаться в потоке машин, ведь продажи стартовали еще в конце прошлого года. Конечно, во многом за внимание стоит поблагодарить эффектную зеркальную пленку. С таким покрытием «Аймиев» смотрится сногсшибательно.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6501/22304410.2/0_81178_7849b1ca_L.jpg)
Вот, например, чёрный "Аймиев" на стоянке возле крупного дилерского центра, но внимания ему никто не оказывал...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6600/22304410.2/0_8117d_ad282cee_L.jpg)
Дизайнерские эстеты быстро сменялись на технических, и наоборот. «Мужики, сколько километров проедет?!» - прокричал сквозь открытое окно водитель турбированного «Порше-Кайенна», догнавший нас на аллее возле Воробьевых гор. 150 километров, мужик, проедет, 150! При полной зарядке аккумуляторов и в идеальных условиях: при температуре окружающего воздуха градусов в 15, при выключенных фарах и прочих потребителях тока, «подъедающих» у батарей энергию, при плавных разгонах, чередующихся с торможениями двигателем. Чувствуете, что последнее условие соответствует городскому стилю езды? Именно на городских улицах «Аймиев» - как рыба в воде. Если при езде на «обычном» автомобиле дерганье в пробках и подкатывание к светофорам только раздражает, то здесь как минимум наполняет энергией. Батарею, естественно. Электродвигатель в режиме рекуперации (торможение) способен заряжать литий-ионные тяговые аккумуляторы, спрятанные под задним сиденьем. Вроде 20 км назад бортовой компьютер показывал запас хода в 118 км, но после «светофорной» езды цифры даже немного подросли!
Правда, батарею эту нужно беречь. Жару она не любит, поэтому охлаждается специальными вентиляторами. К холоду тоже чувствительна. При минус 25 и ниже может и не зарядиться. При температуре ниже 15 градусов по Цельсию мощность электродвигателя снижается на несколько десятков процентов, а значит, серьезно уменьшается запас хода. Дилеры утверждают, что тестировали i-MiEV при -31 и все было в порядке. «При торможении сильнее нажимайте на педаль тормоза», - говорится в инструкции по эксплуатации. Но пока на улице лето, усердствовать особой необходимости нет. Привод настроен замечательно. Наверное, это одна из самых сложных технических задач при создании электромобиля - сгладить грань между рекуперативным торможением двигателем и «обычным», механическим, с помощью колодок, и передать водителю необходимую информативность при управлении. Помнится, у предсерийной «электрокалины» тормоза оказались слишком «электрическими». Еле заметная «компьютерность» присутствует и у «Мицубиси». Пару раз при чуть более резком торможении на пешеходной скорости педаль тормоза предательски проваливалась чуть дальше, чем того ожидаешь. За эти доли секунды мысленно уже оказываешься «насаженным» на бампер впереди стоящей машины. Конечно, электромобиль при этом продолжал останавливаться, но осадочек остался...
Размышления о тормозной динамике прерывает скутерист, остановившийся рядышком на светофоре. «Сколько даст?» - другого вопроса от молодого человека и не ожидаешь. 130 км/ч даст, парень. Судя по резкому старту с места, в скоростные характеристики нашего «Мицубиси» он не поверил. А зря. Легко объезжаем его, «зависая» на максимально разрешенной скорости на одном из шоссе в 80 км/ч (время разгона - около 10,6 секунды). Не стоит думать, что «Аймиев» способен «бодаться» только со скутерами. Он довольно легко держится в общем потоке транспорта. С места стартует, как маленький тепловоз, но для быстрого ускорения в движении педаль акселератора приходится втаптывать в пол. Естественно, в таком режиме быстрее разрядится батарея и уменьшится запас хода. Но факт остается фактом: если есть желание шустрить на этом малыше - то всегда пожалуйста, он согласен. Через некоторое время после начала поездки по Москве я избрал другой вариант - степенных разгонов и плавных торможений. Благо знаменитые московские пробки только помогают в этом. Пусть все эти «Гелендвагены» и прочие многолитровые рычащие, хрипящие и воющие бегемоты рвут с места. На следующем светофоре стоять все равно будем рядышком. Недаром «Мицубиси» больше всего осматривали водители именно огромных внедорожников. Может, у кого-то проснулась совесть, грызущая из-за того, как много места их машины занимают на парковке и сколько выбрасывают в атмосферу загрязняющих веществ. Или появилось желание сэкономить на заправке. На стоимости не получится - ценник электрического «Мицубиси» - почти 1 миллион 800 тысяч.
Зарядка
Кстати, насчет заправок. Зарядить «Аймиев» можно дома - от обычной розетки в 220 В (вот переходник, идущий в комплекте с машиной)...
...или от уличного терминала за 6-8 часов (их в Москве 39). А можно быстро - на специальных станциях, током высокой силы. Пока в Москве только три таких терминала.
На одном из них дважды «заправлялись» и мы. Прикладываешь специальную карту (сейчас их выдают каждому владельцу электромобилей) к считывающему устройству, затем вставляешь «заправочный пистолет» в «бак» с левой стороны...
...и нажимаешь кнопку «старт» на терминале. До 80 % батарея заряжается 10-15 минут (функция «быстрой зарядки»). Дальнейший процесс затягивается, причем серьезно - минут до 40. Ждать мы не стали, в обоих случаях уезжали, когда батарея «поправлялась» до 90-96%.
Запас хода при такой степени зарядки составлял около 115-125 км. И это похоже на правду. Любителям прохлады стоит знать, что при включенном кондиционере, который питается от тяговых аккумуляторов, запас хода тает, как мороженое, приблизительно, километров на 20. Стоит опять же отметить, что батарея будет быстрее разряжаться при постоянном движении на высоких скоростях, и это логично. Вот, кстати, при зарядке на панели приборов загорается символ штепселя:
«Было выяснено, что обычный городской автолюбитель за свой рабочий день проезжает около 60 километров, поэтому Mitsubishi i-MiEV изначально проектировался как сити-кар, под небольшие пробеги, - говорит PR- менеджер компании «Рольф-Импорт» Сергей Черненко. - Но благодаря терминалам зарядки, расставленным по всему городу, владелец электромобиля сможет стать еще более мобильным. Для этого нужно серьезно развивать инфраструктуру. К 2014 году планируется установка более 3 тысяч зарядных станций по всей России».
Движение
«Аймиев» на дороге держится молодцом. Крепко сидит на прямой, не подпрыгивает, словно мяч, на стыках шоссе. Казалось бы, такая малютка, а удары держит лучше некоторых крупных автомобилей. А как пишет повороты - словно липнет к дороге! Въезжаем на узкие улочки исторического центра Москвы и поражаемся засилию транспорта на тротуарах. Пешеходы обходят железных коней прямо по дороге. Если мордовские гаишники продолжат игнорировать таких нарушителей в Саранске, московская картина нарисуется и у нас. Пытаемся припарковаться по правилам, чтоб не под знак и не на ногу пешеходу - но куда там! Все забито техникой. Замечаем узенький проезд во двор между двух машин, а там - свободное местечко. «Просачиваемся», паркуемся! Ай, спасибо тебе, «Ай», за твои маленькие размеры! Вот сюда, например, не каждая машинка просочится:
Кстати, о пешеходах. Движущийся «Аймиев» для них - как белая акула для неопытного серфингиста. Может «подплыть» так тихо, что пешеход не услышит. В Японии существует специальный закон, обязывающий оснащать электромобили имитацией звука работающего двигателя. Есть эта система и у «Мицубиси». Звучание похоже на шум вентилятора. Хотите полнейшей тишины? Стоит только нажать кнопку отключения этой системы. После остановки двигателя она вновь самостоятельно активируется. Посмотрите видео. Когда я его снимал, ещё не знал о наличии этой системы у "Мицубиси". Поэтому её звук назвал отголоском настраивающихся в оркестровой яме музыкантов...
Click to view
Будущее
Когда тема электромобилей только становилась популярной, все эксперты считали, что это транспорт будущего. Но затем, после некоторого анализа, появился скепсис. И не только из-за маленького запаса хода, которым наделен электромобиль. Наверное, на передний план вышла экологическая тема. «Чистота» такой техники очевидна только на первый взгляд. Ведь электричество не берется из ниоткуда: его «производят» все те же ТЭЦ, работающие на угле и мазуте. И если представить, что электротехника придет на смену автомобилям с двигателями внутреннего сгорания, то в разы вырастет и нагрузка на ТЭЦ и, соответственно, увеличатся загрязняющие выбросы в атмосферу. Правда, сейчас идет работа над технологиями, позволяющими минимизировать и даже полностью избавиться от выбросов СО2 при выработке электроэнергии. Другой нюанс - природно-технический. В производстве электромагнитных двигателей используются редкоземельные металлы, добыча которых ведется подчас только в одном месте планеты. И запасы этих металлов не бесконечны. Уже сейчас специалисты, которые устанавливают, например, ветряки, бьют тревогу: электродвигатели скоро не из чего будет производить! Но пока... Пока есть прекрасно сделанный электрический «Мицубиси». Бесшумный, экологичный, но дорогой. А чего вы хотели? Будущее без бензина, наступившее сегодня, стоит денег!
Цифры
79 автомобилей Mitsubishi i-MiEV было продано в россии с октября 2011 года по начало июля. Большинство из них ушли в корпоративные парки. 11 рублей стоит полная зарядка этого электромобиля в Москве по специальному ночному тарифу.
Как он работает
Питающая электромотор «Мицубиси» литиево-ионная батарея состоит из 88 модулей, каждый из которых включает в себя 4 или 8 элементов, соединенных параллельно. Напряжение каждого элемента - 3,7 В/50 А*ч. Батарея усилена стальными пластинами. Конструкция получается водонепроницаемой. В случае ДТП автоматика отключает батарею и высоковольтные цепи, чтобы исключить вероятность удара пассажиров током. Синхронный мотор, который приводит в движение электромобиль, отличается наличием постоянного магнита с редкоземельным металлом неодимом и фазным ротором. Такая конструкция разработана в середине 90-х. Максимальная частота вращения электромотора - 8500 об./мин. Его мощность - 49 кВт (примерно 66 лошадиных сил). Между батареей и мотором установлен инвертор, управляющий мощностью двигателя и рекуперацией энергии. Еще инвертор преобразовывает постоянный ток батареи в переменный. Роль трансмиссии у машины выполняет одноступенчатый редуктор.
Бонус, не имеющий отношения к электромобилю
Покатались по Москве мы солидно. И вот что я заметил. В столице много, очень много рабочих с ближнего, ...станского зарубежья. Они управляют маршрутками, красят и ремонтируют, убираются, оперативно чистят дороги после ДТП (этого нам в Саранске не хватает, детали от машин, бывает, валяются месяцами)...
...обслуживают аэропорты, ухаживают за цветами...
Они везде! Русские, видимо, и, в частности, москвичи, не хотят быть занятыми в таких работах. Москвичам в кондиционированных офисах хочется сидеть. А грязную работу таджики/узбеки/молдаване выполнят. А мордва/чуваши/якуты и прочие охранниками поработают. Так, кстати, с незапамятных времён было. Ещё Гиляровский подробно рассказывал, на какие работы и из каких волостей едут в Москву приезжие. Москва резиновая! И с верблюдами! )))