Кажется, что знать, как решать какую-то задачу по математике, и рассказывать об этом другим есть неотъемлемое право каждого человека. Сегодняшние законы устроены иначе. Три примера:
1) Весной 2008 года была проведена репетиция Единого Государственного Экзамена по математике, который впервые будет проведен для всех школьников Москвы в 2008 году. Задания занимают 6 страниц, на каждой указан копирайт "Федеральная Служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации" и рядом с ним слова "Копирование не допускается".
2) В книжечке регионального III тура Всероссийской олимпиады школьников по математике содержится следующий абзац:
"Материалы олипиады депонированы в НП "Партнерство по управлению смежными и авторскими правами" (НП "ПАСП"). Любое использование материалов и любой их части (включая публикацию в сети Интернет) может осуществляться только с письменного разрешения авторов и составителей олипмпиады (или получения лицензии НП "ПАСП") и только при наличии ссылки на авторов и составителей. (e-mail: np_pasp@yahoo.com)."
3) Тексты задач 43ей международной олимпиады по математике для школьников, прошедшей в Лондоне, организаторы побоялись выкладывать в интернет из-за возможных проблем с правами (не вполне ясно, кто имеет право дать разрешение на публикацию на каком языке). Это вызвало отрицательную реакцию. В результате опубликованы условия, в которых ИЗМЕНЕНЫ тексты задач, но задачи по сути оставлены те же.
"To avoid possible copyright problems, I have changed the wording, but not the substance, of the problems." (
ссылка)
Изменения такого рода (фрагмент задачи номер 1):
Было роздана участникам:"Let T be the set of points (x, y) in the plane where x and y are non-negative integers and x + y < n."
Опубликовано в интернет:"S is the set of all (h, k) with h, k non-negative integers such that h + k < n."
Неленивые организаторы даже решения переписали в новых обозначениях (см. ссылку выше), что потребовало некоторого труда вдумчивого человека (задачи сложные, а переформулировки нетривиальные).
Мне все это кажется абсурдом.
Если у кого-то из читателей есть влияние на авторов законов об авторском праве, попробуйте объяснить им, пожалуйста, что распространять копирайт на математические факты для общества невыгодно - суммарная прибыль тех, кто зарабатывает на запрете распространять математические теоремы существенно меньше суммарного убытка всех остальных людей. Нематематику можно пояснить тезис следующими аргументами:
1. Один из разумных методов подготовки к экзамену или олимпиаде - изучение задач предыдущих лет, поэтому вешать "копирование запрещено" на условия и решения контрпродуктивно (с точки зрения интересов общества, заинтересованного, чтобы школьники знали математику хорошо).
2. Математический факт (в отличие от литературного произведения) может прийти в голову другому человеку с точно таким же содержанием, как и первоначальному автору. По этой причине у большей части математических теорем и методов авторство установить затруднительно. Теорема Пифагора была независимо открыта в Греции, в Европе, в Китае, индейцами майя, и многими математически одаренными детьми, двух из которых я знаю. Но как ее сформулировать иначе, чем "сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы" ?
3. Истина существует, и целью науки является ее поиск (
формулировка А.А.Зализняка). Если принимать, что распространение науки и увеличение багажа знаний для общество есть благо, ясно, что запрещение или затруднение в распространении математических теорем приносит огромный вред, увеличивая "коэффициент трения" в двигателе науки.
4. В США картина другая. Есть система
Jstor, в которой около 2 миллионов полнотекстовых статей по 47 дисциплинам из 1109 научных и учебных журналов (
список). Эти статьи бесплатно доступны из любой библиотеки или университета, а научным сотрудникам - и с домашних компьютеров. Как это оформлено юридически, не знаю, но в Jstor включаются (с некоторой задержкой после публикации) и журналы, на которых напечатан знак копирайта (например, The American Mathematical Monthly).
Если у кого-то из читателей есть другие аналогичные примеры, мне было бы интересно про них узнать, напишите в комментарий, пожалуйста.
Спасибо
a_shen за пример с ЕГЭ и ряд формулировок.