Православие и социализм - надуманный характер конфликта мировоззренческих платформ

Oct 25, 2014 11:05

Не так давно православный активист Д. Энтео генерировал в свой Твиттер шедевр следующего содержания: Дмитрий Энтео ‏@dimitriyenteo 21 окт."Именно социализм в разных своих формах породил таких монстров как Ленин, Троцкий, Сталин, Гитлер, Мао, Обама и Навальный".

Я, как мог, возражал, призывал Дмитрия к обсуждению вопроса, который бы я обозначил так: "Православие и социализм", однако, Дмитрий так и не удостоил меня ответом.

С какой целью я взывал к этому чудовому персонажу? Я пытался доказать, что рознь между православными и социалистами носит надуманный характер и может быть выгодна лишь врагам и недоброжелателям России, история которой основана на более чем 1000 лет православия и попытки построить социализм длиной в 70 лет.

В качестве аргументов я привел ряд высказываний авторитетных православных деятелей:
1. Речь Патриарха Алексия перед панихидой по Сталину
2. Св. Лука Войно-Ясенецкий, лауреат Сталинской премии о Сталине

Но даже это не главное, что я хотел ему сказать. Суть данного вопроса мною раскрыта в достаточной степени в Главе "Социализм и справедливость в религиозных системах".

Считаю необходимым привести весь текст этой главы здесь:

Социализм и справедливость в религиозных системах
История России - это более 1000 лет православия с перерывом на попытку строительства социализма длиной около 70 лет. История православного российского народа всегда тесно переплеталась с народами, исповедующим ислам и буддизм, создавая уникальные симбиозы.

В ходе внедрения марксистско- ленинских идей ошибочно были подвергнуты гонениям служители церкви и верующие, что внесло значительный разлад в вопросах касающихся идеи построения социалистического общества. Так, стало принято считать, что всякому социалисту неприглядно быть верующим, так как это в корне противоречит неким общепринятым нормам социалистической морали, точно так же, как в православной среде идеи построения общества социальной справедливости вызывают заметную настороженность.

Этот разлад является неконструктивным и носит искусственный характер по следующим причинам:
  • стремление к справедливости в общественных делах свойственно как верующим людям, так и проводникам социалистических идей;
  • противопоставление религиозности и левой политической активности - крайне выгодно разрушительным силам, которые, провоцируя и постоянно подогревая этот конфликт, добиваются идеологической разобщенности социальных групп, имеющих много общего в своих целях;
  • понимание необходимости переустройства существующей капиталистической системы, основанной на деньгах и потребительском эгоизме - это общее идеологическое начало, которое  способно свести на нет все искусственные
  • противоречия;
Так, знаменитый марксистский тезис «религия - это опиум для народа», в оригинале звучал совсем иначе, и был выдернут из контекста толкователями, стремившимися как можно глубже развить противоречия между трудящимися и религиозными деятелями. В действительности К. Маркс говорил о том, что угнетение рабочего класса со стороны капиталистов настолько велико, что для трудящихся осталось одно утешение, один опиум  - это религия. Этот пример наглядно иллюстрирует, как осуществлялся идеологический подрыв, направленный на искоренение в обществе христианских идей после революции 1917 года.

Такой подход был ошибочным по следующим, весьма прагматическим, причинам:
  • оттолкнул от социалистических идей большинство трудового населения в капиталистических странах, затруднив работу Коминтерна и дав изворотливым капиталистам основной идеологический козырь: «Социалисты - это безбожники и слуги дьявола»;
  • вытеснил из страны значительную часть добропорядочного населения и общественных деятелей, репрессии, в отношении которых, привели к дестабилизации общественных взаимоотношений, а при крушении социалистической модели привели к возникновению идеологического вакуума;
Вместе с тем, категория «справедливость» подвергается библейскому осмыслению в том числе, вот один из примеров:

Справедливость как залог спасения
Чем явственнее осознавали пророки, и особенно Исаия, несовершенство человеч. праведности и грех Израиля (Ис 43:26; 48:1; 53:11; 57:12; 58:2; 59:4 и др.), тем отчетливее они понимали, что дарованный Божьей милостью завет Бога с Его народом является плодом Божьей С. Именно на Его С. следует возлагать все надежды (Ис 45:8,23 и след.). Оправдан будет тот, за кого вступится Бог, и поэтому пророки уповают на Божью С., спасающую от всех невзгод и восстанавливающую праведность Израиля (Ис 40:1 и след.; 51:17 и след.; 54:7 и след.; 60:17 и след.; 61:1 и след.). Божья С. является главным условием спасения. Позднее эта мысль получила свое развитие в посланиях ап. Павла, в к-рых дается новое понимание праведности человека перед лицом Бога.
(Библейские словари и энциклопедии, http://logosenc.org/brokgauz/spravedlivost.html)

Вот что говорят исламские философы, относительно понятия «справедливость»:

«Есть одно слово, в котором содержится самая суть всех исламских норм и учений. Одно это слово описывает важнейшую ценность, которой пропитаны все исламские ценности. Это слово - справедливость. Коран гласит:
Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости.
(Коран, 57:25)

Единственная цель ниспослания пророков заключалась в том, чтобы установить в этом мире справедливость и покончить с несправедливостью. Справедливость в широком смысле подразумевает выдачу каждому того, что ему положено. За столь простой на вид концепцией скрываются все сложности жизни во всем их многообразии и постоянной изменчивости, все искушения, все опасения и тревоги, все проблемы и конфликты. Для наставления людей Аллах ниспослал пророков с ясными знамениями, Писание и Весы. В Писании содержатся слова Бога, подробно разъясняющие, что справедливо, а что несправедливо, что хорошо, а что плохо. А Весы - это наша способность оценки и расчета, благодаря которой мы можем следовать пути, указанному Писанием и разъясненному пророками.

Вместе эти источники знаний обучили нас тому, каковы по отношению к нам права Аллаха, окружающих и собственно нас самих, и как создать нужный баланс между ними. Жизнь, прожитая в послушании Аллаху, и есть непрерывное уравновешивание как на индивидуальном, так и на общественном уровне».
Халид Байг

«В Исламе очень важное место занимает справедливость. Она является основой религии. Обычно люди принимают Ислам из за того, что она религия справедливости и честности. Если в обществе теряется справедливость, то общество начинается разрушаться изнутри.
С точки зрения религии справедливость - это давать человеку то, что ему положено и получить от него то, что он должен.
Достоинства справедливости. Абу Хурайра говорил: «Один день работы справедливого руководителя со своими подчиненными лучше, чем сто лет поклонения человека.
Справедливость является гарантом безопасности в этом мире. Однажды посол одного царя приехал для того, чтобы встретится с  Гумар ибн аль - Хаттабом и он обнаружил его спящим под одним деревом. Он удивился на то, что правитель мусульман спит без охраны. Потом он сказал: «Ты судишь по справедливости, поэтому спишь в безопасности». Взято тут.

Буддизм, как известно, возник в Индии в шестом веке до н.э. В Китай он приходит в первом веке н.э., "переводится" на язык китайской культуры, а чань-буддизм как самостоятельное направление в китайском буддизме утверждает себя в пятом-шестом веке н.э. Он становится частью Триединого учения (конфуцианство, даосизм, буддизм). Чань-буддизм - продукт синтеза индийского буддизма махаяны прежде всего с даосизмом, но частично и с конфуцианством.

Здесь уместно напомнить, что основное внимание в конфуцианстве уделяется социальным отношениям: человек-человек, человек-общество, человек-государство; в даосизме - отношениям человек-природа, в буддизме же главное отношение - человек и его сознание, человек и его психика.

Буддизм махаяны, который был воспринят в Китае, вкратце можно охарактеризовать так. Махаяна признает истинно сущим то, что не возникает и не исчезает. Понятие дхармы имеет несколько переводов-значений: закон, истина, учение Будды, справедливость, добрые дела, Вселенная как объект мысли. В последнее время дхарма трактуется как психофизическая структура, элемент сознания. Дхармы образуют все существа и все явления этого мира. Поток дхарм формирует сознание. Дхармы вступают в различные комбинации, формируемые кармой.

Таким образом, понятие «справедливость» входит в круг религиозного осмысления и этой категории отводится особая роль - с нею связывается необратимость возмездия, равно как и обязательность благодатного воздаяния. Кроме того, справедливость некоторым образом сопоставляется с праведностью - одним из высших духовных начал в религиозной мысли. Тем самым достигается взаимное проникновение и взаимодействие  в череде религиозных добродетелей.

Исходя из этого простого тождества, становится очевидно, что человек религиозный - это человек ответственный, а потому он не может быть врагом или же неприятелем  в деле построения общества социальной справедливости.

Таким образом, конфликт православия и социализма следует считать надуманным, а все спекуляции на эту тему - контр продуктивными. Ну а деятельность таких активиство как Энтео, которые сеют рознь в обществе, я склонен признать как подрывную.

Ну

социализм, конфликт, православие, общество, справедливость, Энтео

Previous post Next post
Up