В череде фактов, казалось бы, немотивированных массовых убийств, совершенных одиночками, четко просматривается социальная тенденция, которую можно назвать "синдромом Брейвика".
Вот и сегодня, когда в США в штате Коннектикут, жертваим бойни стали 28 человек - вопрос о социально-психологических причинах выходит на первый план.
Еще в начале 20 века нидерландский ученый
Йохан Хейзинга в своем труде "
Homo ludens" научно обосновал игровой элемнт культуры и социальных взаимодействий. Если обобщить все, сказанное Хейзинга, то получается, что человек, будучи существом социальным, реализует жизненно важную потребность в социальной самореализации, через игровые элементы социальных взаимодействий, к которым автор относит практически все сферы человеческой деятельности. При этом, необходимость быть востребованным в обществе для человека ничуть не менее важна, чем потребность в питании или сне.
Капиталистическое общество, которое ставит своей целью личный успех через потребелние и получение прибыли, способствует росту эгоизма, как отдельных членов общества, так и целых социальных групп. Такой социальный эгоизм, таящийся в самой сути капиталистического общества, является причиной появления ненависти (зачастую не вполне осознанной) между членами общества, которые начинают друг друга воспринимать не как потенциальных партнеров по социальной игре, а как конкурентов в вопросах потребления и извлечения прибыли. Тем самым, разрушается среда социальных взаимодействий, - эгоистически настроенные части общества замыкаются в себе и вытесняют группы и личности, выпашие из узкого круга взаимодействий, присущих конкретной эгоистической среде.
При этом, личностные, конкурентные качества членов замкнувшейся в себе среды часто существенно уступают даже самым средним характеристикам, принятым в обществе, а также общепринятым нормам, и, будучи помещенными в конкурентную среду, такие члены общества, окажутся менее жизнеспособны, чем все остальные, что также остро осознается как внутри замкнувшейся среды, так и вне ее.
В результате, как отдельные личности, так и целые группы начинают осознавать свою вытесенность из среды социально-игровых взаимодействий, ощущая на себе агрессию социальной среды и невозможность реализовать свою потребность в социальной реализации (которая относится к базовым, то есть, которые будучи нереализованными могут привести к гибели). Возникает разобщенность в обществе, критический уровень которой носит разные проявления, например: а) терроризм, б) самоуничтожение (самоубийства), в) алкоголизм и наркомания. Все эти социальные болезни, имеют общую причину - неспособность эгоистически настроенных систем интегрировать в себя как отдельные личности, так и целые, слои, группы и даже народы и страны. При этом, не важно, какие теории выдвигаются в качестве причины для протеста (человеконенавистничество, религиозный фундаментализм и т.п.) - причина и результат, на самом деле, - одни и те же.
Вместе с тем,
система социальных индексов, в основе которой заложен механизм стимулирования социальных взаимодействий, способна успешно решить все вышеизложенные проблемы. Обоснование этого вопроса дано в
п.3-5 концепции социальных индексов, но если обобщить изложенный материал, то получается следующее:
1. Концепция социальных индексов, создаст модель общественного развития, при которой каждый сможет выбрать для себя те или иные пути для социальной реализации, четко понимая, что в ходе движения по этим путям, в результате, будет получен соответствующий условный количесвтенный показатель (индекс), который может быть как обменян на материальные блага, так и стать основой для дальнейшего движения вперед по социальной лестнице. Люди перестанут ощущать общество как стену, которую надо сломать, но будут видеть разные пути, которые будут открыты.
2. Концепция социальных индексов, в силу заложенных в ней механизмов, будет способствовать искоренению потребительского социального эгоизма, так как конкурентная среда, будет перемещена из сферы потребления в сферу социальных достижений. Люди, реализуя себя в обществе через свои достижения (а именно они станут
основной для начисления индексов) будут воспринимать друг друга не через призму потребительского эгоизма, а через потенциал социальных взаимодействий, что в полной мере отвечает научно доказанной теории Й.Хейзинга о важности социально-игровых взаимодействий.