lgfoto вспоминает о концерте Соник Юсов в Москве в 1989 г.
"По структуре их песни довольно примитивны. Гармония - либо 2 аккорда, либо отсутствует вообще (Ранальдо говорит, что обычно они не понимают даже мажор это или минор), вместо мелодий - короткие мотивчики-попевки, да и поют они так себе. Короче, как говорится, "не делают из музыки литературу" (скорей уж, параллельное кино) - всё держится на ритме и игре обертонов. "Я никак не могу понять, зачем мы возимся с этими странными настройками, ведь все наши песни можно играть в нормальном строе. Но каждый раз, когда я пытаюсь это делать, получается обычный хардкор"(Мур). Это ритмо-тембровая музыка, по сути очень родственная колокольному звону.
Эх, затащить бы их на какую-нибудь колокольню и послушать, что из этого получится. Колокол - своеобразный "слуховой микроскоп", чем больше слушаешь, тем сильнее обостряется слух. Отчётливо в каждом ударе слышны три основных тона, но по мере вслушивания начинаешь различать их гораздо больше (великий русский звонарь К.Сараджев различал в октаве 1701 звук (121 диез и 121 бемоль от каждой ноты) - правда и умер, к сожалению, в сумасшедшем доме), гармоники сталкиваются, вибрируют, порождая новые и новые звуки - всё зависит от количества колоколов в подвеске и мастерства звонарей. Интересно слушать затухание больших колоколов - звуки как бы замедленно проходят чередой, выплывая один из под другого. Слушать музыку в записи (особенно, магнитофон) после этого невозможно ещё долго - звук явно "плывёт".
Я переслушал довольно много московских звонниц и убедился, что наиболее хороши невысокие колокольни, расположенные в укрытых от городского шума местах. Вот 3 любимые: Казанская на Красной площади ("родная" подвеска, сохранившаяся в Кремле), Спаса Преображения на Песках (колокола снесённого Страстного монастыря) и Сергия в Крапивниках (новая подвеска, отлитая в Тутаеве по старинной технологии). А вот с большими колоколами проблема - их всегда было мало (дорого), кроме того висят они обычно на высоких колокольнях, а высокие надо слушать издали. В Москве это практически невозможно - всё забивает шум машин. Мы с отцом пошли как-то в Кремль на Пасхальный звон, но нас туда не пустили, и мы решили слушать снаружи. Так вот, снаружи Иван Великий почти не слышен. А ещё 100 лет назад на всю Москву звенел - тогда она была тихая и малоэтажная. Внутри же Кремля совсем другое дело, правда, Большой Успенский вы скорее всего не услышите (его стараются не долбить, берегут для потомков), но и 2000пудового Реута хватает - вся Соборная площадь трясётся.
Самому мне довелось звонить лишь однажды, зато аж на самом Храме Христа Спасителя - зашёл к знакомому звонарю, а у них в команде заболел кто-то, и меня поставили отбивать слабую долю в 100пудовый колокол. Странное ощущение - как будто это он в тебя звонит, непонятно, как твои действия приводят к ТАКОМУ результату.
(Но вот благовестник у них, кстати, плоховат - имеет отчётливый кастрюльный призвук. Хотя специалисты говорят, что, может, отвисится-обобъётся - лет через 30.)
В.Н.Ильин называл колокольный звон "звучащей софийностью материи" (ответ неорганической материи на Божественный зов).
А Игги Поп как-то заметил: "Мы дошли до поклонения машинам. В 70е я мог часами слушать вой усилителя". (торчать надо меньше)
Думается, что в случае СЮ истина где-то посередине. "Софийность" их звука, конечно, весьма относительна, но и машинами назвать эти старые инструменты язык не поворачивается - в них определённо есть душа. И Соники хороши тем, что душу эту не похищают, а дают материи звучать как есть - их музыка сложена из звуков дерева, металла, кремния, картона и (хороша материя!) вакуума. Если Бог создал мир из ничего, то в игре через ламповый усилитель есть что-то от сотворения мира. Или даже - раз Бог абсолютно нематериален, то звук радиолампы тем божественней, чем больше в ней пустоты. А русский вакуум - самый пустой в мире, поэтому весь мир играет на старых советских лампах. Китайцы же, не ведающие, что значит НИЧТО, делают их (по нашим же чертежам) очень плохо."
http://lgfoto.livejournal.com/3227.html А я на Соников два раза ходил в Торонто. В первый раз пришел с диктофоном и записал концерт и отправил в Тюмень Шапе и в Минск Диме.