Мытьё полов в квартире было моей обязанностью. Мама строго оценивала мою работу, проходя босиком по половицам и проверяя, не налипают ли на подошву соринки и крошки? Делала замечание, что пол смочен не достаточно. Однажды, чтобы угодить маме, я взяла ковшик и сначала тщательно залила щели межу досок водой, затем протёрла пол.
***
Но больше всего я не любила выносить мусор. В то время по дворам ездил обыкновенный самосвал с металлическими бортами. В кузове стояла женщина, которой нужно было подать ведро. Она опустошала его со стуком о борт. "Мусорку" нужно было караулить, ибо она приезжала только в определённое время, а игры затягивали настолько, что гудок этой машины иногда не был услышан.
Ещё по дворам на телеге, запряжённой лошадью, ездил старьевщик. Он принимал у населения тряпки, бумагу, цветной металл и расплачивался мелкими хозяйственными вещами и игрушками, которых не было в магазинах: шариками на тонких резинках и надувными шариками со свистками, куклами-голышами, пистонами, свистульками. Мы смотрели на это богатство с завистью. Жили скромно, лишнего ничего не было. Где же можно было добыть эти килограммы ненужных вещей и бумаги?
В соседнем доме находились два небольших магазина: булочная и гастроном.
В гастрономе, естественно, продавались различные продукты, но впечатлительная детская память бережно сохранила живописную картину кондитерской витрины, где целыми МОНОЛИТАМИ лежали шоколад, халва, козинаки и плитки сладкого мака.Большим ножом продавец отрезал или откалывал куски сладостей, и после взвешивания укладывал в конусообразные бумажные кулёчки.
Как-то я пришла к девочке Лене, живущей в соседнем подъезде, у которой была младшая сестрёнка Люся.
Вскоре вернулся с работы их отец , быстро юркнул к буфету, достал кусочки сахара, сунул в карман и призывным голосом окликнул меньшую дочурку: "А где же Люсенька? Посмотри, папа пришёл. А что папочка Люсеньке принёс?" Эта артистически разыгранная сценка "возвращение папы" меня поразила тем, что сахар, взятый из буфета, подавался потом из кармана в качестве купленного и принесённого гостинца. Не могу объяснить , почему? Ведь я сама не была избалована сладостями, и конфеты в нашей семье не лежали на столе ежедневно...
И ещё о конфетах.
В детстве я не любила карамель с начинкой из повидла. Помню, как мама забрала меня из детского садика, угостила конфетой. Я надкусила её, а там..
-Мам! Я не хочу повидло.
-Выбрось! - резко отреагировала на мой каприз мама.
Но я поступила по-другому. Раскусила аккуратно конфету вдоль на две половинки-лодочки и, вытаскивая пальцем ненавистное повидло, размазывала его по планкам забора, мимо которого шла. Затем с удовольствием схрумкала "чистую" карамельку.
Жили мы в новостройке; деревца молодые,невысокие, недавно посаженные.
На дворовых газонах росли белые, розовые, пурпуровые космеи,называемые в народе "космосом".
Длинные и узкие лепестки цветов заменяли в девчоночьих играх косметику: при помощи собственных слюнок маленькие воображули-модницы клеили природный материал на ногти и губы.
Вображуля первый сорт,
куда едешь? На курорт!
А с курорта приезжаешь,
ещё больше воображаешь!
Дворовых игр было много. Догонялки, прятки,классики, "Казаки-разбойники", "Кандалы", "Штандер", "Земля","Вышибалы". Руки постоянно заняты мячом и скакалкой, мелом и биткой.
"Вода" выбирался считалками:
Икэтэ, пикэтэ, цокото, мэ,
Абель, фабель, доманэ,
Ики, пики, грамматики,
Фокс!
Устав от беготни, или в дождливую погоду играли в "Испорченный телефон", "Колечко-колечко", "Города", "Вы поедете на бал?..", "Съедобное-несъедобное", "Я садовником родился". И много-много всего другого..
***
Девчонки собирали фантики. Ногтем большого пальца старательно разглаживали каждую бумажечку, выравнивая от складочек и помятостей.Фольга - "золотка", как самый богатый и красивый материал, шла на изготовление секретиков. Ах, что за чудо эти СЕКРЕТИКИ!
Кроме фантиков предварительно собирались стеклянные и фарфоровые осколки,в ход шли также цветочки и травинки. Нужно было найти укромное место, вырыть в земле ямку, уложить в неё красивым узором всё "драгоценное" и сверху закрыть прозрачным стёклышком.
Полюбоваться на содеянное и закопать.Всё делать с постоянной оглядкой: нет ли поблизости мальчишек - этих бессердечных разрушителей красоты. На сорванцов пугающе действовало громкое воззвание к родителям: "Мам, а мам, а Витька мои секретики ломает!" - кричали девочки, задрав голову и смотря на свои окна. Родителей могло и не быть в этот момент дома , но мальчишки "покупались" на эту уловку и отступали. А довольные девчонки "делились" своими секретиками, показывая подружкам в освобождённом от земли окошке чудесный и волшебный мир.
.
За соседним домом проходила трамвайная линия.
В те времена трамвайное движение было не частым - раз в полчаса, поэтому мы бесстрашно играли в непосредственной близости от трамвайных путей. Проводили эксперименты по превращению объёмных предметов в плоские, или, проще говоря, клали на рельсы металлические пробки, гвоздики, изредка монеты и дожидались, когда тяжёлыми колёсами вагонов их расплющит до неузнаваемости.
Чуть поодаль для каких-то хозяйственных нужд был вырыт небольшой котлован, с краю которого возвышалась горка вынутой земли. Кругом - нетронутые заросли разнотравья. Чудесный рельеф! Он будто из другого мира и служил источником фантазий для всевозможных игр. Правда, мальчишки там любили играть в "войнушку", а девчонок больше привлекали лютики-цветочки-букетики-листочки.
Однажды знакомство с природой закончилось трагическим случаем.
Сашенька, младший братишка Тани, тайком попробовал семян белены.
Он умер во сне. И родители ничем не смогли ему помочь, ибо не почувствовали, что происходит с ребёнком. И услышать не могли, так как оба были глухонемыми.
Такая нелепая смерть малыша потрясла нас. Нам казалось, всему виной была только родительская глухота.
Но с нами-то никогда такого не случится.
В это мы верили твёрдо.
***
( Художник А. Джигирей "Старьевщик")