Первое афинское кладбище

Sep 28, 2014 18:49

Давненько я не писала ничего про кладбища... досадное упущение, которое необходимо восполнять. На самом деле, материала у меня набралось предостаточно, а вот свободного времени, увы, не так много. Но в эти выходные у меня наконец-то дошли руки до фотографий, сделанные во время нашей поездки в Грецию этим летом.



Поехать в Афины и не посетить самое знаменитое кладбище города я, естественно, не могла. Правда, времени на осмотр у меня было не так уж много, поэтому удалось прогуляться только по главным аллеям и посмотреть самые знаменитые и популярные местные достопримечательности.

Первое Афинское кладбище ровестник всех остальных популярных монументальных европейских кладбищ. Оно было открыто в 1837 году. С тех пор кладбище так же как, например, Стальено, является последним пристанищем для всех самых-самых достойных жителей Греции, ну или для просто богатых...

Афинское кладбище расположено практически в центре, по крайней мере до него достаточно просто, если не учитывать тридцатиградусный афинский летний зной, добраться пешком от центральных станций метро. В надежде застать немного утренней прохлады, мы пришли туда около 10 утра, однако, вся прохлада вероятно закончилась тремя часами ранее.

Уже на входе бросается в глаза полное отсуствие таких популярных в Италии мрачных галерей. Афинское кладбище, по крайней мере летним жарким днем, совершенно лишено полагающейся кладбищу мрачности. Наоборот, наполнное солнечным светом и зеленью деревьев, оно утопает в белоснежном мраморе памятников и склепов. Последние скорее напоминают древнегреческие храмы в миниатюре. Картину дополняет невероятно громкий звон цикад и аромат благовоний....

Кладбище является действующим, однако современникам приходится считаться с довольно жесткими правилами. В связи с тем что греческая православная церковь запрещает кремацию, место на первом кладбище сильно ограничено. Захоронение позволяется делать только на 3 года, после чего тело изымается и перезахоранивается в оссуарий, тем самым освобождая место для следующего...



вид на центральный вход с главной аллеи

Другая особенность главного греческого кладбища это, как можно было ожидать, его символизм. Несмотря на присутствие вполне универсальных кладбищенских символов 19-го века, таких как ангелы или плакальщицы. Большая часть надгробий в какой-то мере отражает древнегреческие традиции и архитектуру. Это особенно интересно, потому что данное кладбище было открыто практически сразу после избавления от гнета Османской империи. Насколько я успела заметить за нашу короткую поездку, несколько столетий турецкой оккупации довольно сильно повлияли на особенности современной греческой кухни, в особенности что касается сладостей.







Как легко заметить по снимкам, многие декоративные элементы имеют тысячалетнюю историю. Здесь мне следует заметить что в Афинах располагаются руины одного из старейших кладбищ в мире - Керамейкоса. Там можно увидеть сохранившиеся надгробия и скульптуры относящиеся к периоду с III тысячелетия до н. э. до древнеримской эпохи. У меня есть большая папка фотографий этих надгробий и когда-нибудь я и до нее доберусь.. а пока, вам придется поверить мне на слово... Вот, например, подобные плиты, как на снимках внизу, были крайне популярны еще до нашей эры. А вот ангелы, это уже современная интерпритация. В те далекие времена, на подобных плитах как правило изображали самого усопшего, а также самых близких к нему людей. При чем фреска передает непосредственно момент "последней беседы" как если бы усопший был бы жив. Моего описательного таланта не хватило, для того чтобы передать, хотя бы примерно, вид древнегреческих надгробных камней. Поэтому я решила, что лучше один раз увидеть...



Типичные плиты Керамейкоса. Самая левая изображает девушку сидящую на стуле и рассматривающую ожерелье из шкатулки, которую держит служанка. Такая композиция должна намекать на благородное происхождение усопшей. Конец 5го века до н.э.
Две другие стеллы имеют очень типичные украшения в верхней части. Правый камень изображает сосуд. К сожалению, найти объяснение значения такого сосуда мне не удалось. Несмотря на то что часть статей описывает подобные сосуды, как погребальные урны. В данном случае форма скорее напоминает амфору для напитков или благовоний, нежели погребальный сосуд (последние имели гораздо более широкое горлышко).

По всей видимости, в 19 веке таких фантазий люди допустить уже не могли. Поэтому скульпторы ограничились ангелами и плакальщицами. Хотя, как несложно заметить, мотивы декора верхней части стеллы сохранились.





Амфоры, колонны, фениксы и даже сфинксы... Все это наследие древних культур.















Помимо, традиционных метафор, встречаются и вполне общеевропейские символы, о которых я неоднократно писала в моих опусах о Миланском или Генуэзском кладбищах.

Например, песочные часы как скоротечность времени.







Следующая скульптурная композиция, судя по эпитафии, была создана по заказу французской семьи для их несвоевременно ушедшего сына. Даже без знания франзузского, смысл надписи интуитивно понятен.





Нашлась и довольно популярная для италии композиция "прощания близких с умершим".



Ну и, конечно, ангелы....

















На следующей композиции жена умершего пожелала видеть себя. Странно с моей современной точки зрения, но довольно популярно в 19 веке.





Очень красивое кресло с совами...



И очень специфичный генерал с труднопроизносимым именем и очень суровым обликом...



Но жемчужиной афинского кладбища безусловно является "Спящая" над могилой Софии Афендаки работы одного из самых известных скульпторов современной греции - Яннулиса Халипаса. Скульптор имел очень трагическую судьбу, о которой стоит прочитать (ссылка на вики).

Кажется что девушка просто уснула, и ее естественная расслабленная поза никак не отождествляется с окоченелостью мертвеца. Именно поэтому данная работа может быть отличным примером погребальной культуры классицизма, согласно которой смерть есть вечный сон без сновидений. "Спящая дева" - это последняя работа Халипаса до его личной жизненной трагедии. Он завершил скульптуру в 1978 году незадолго до того как у него была диагностирована шизофрения.





Это памятник на могиле известного греческого коммерсанта и филантропа - Георгиоса Авероффа, который не жалел денег на помощь свой стране и своим людям.









И более современная часть... где все же можно встретить некие традиционные мотивы.









А вот так выглядит могила высокорангового священника...



Неподалеку от главного входа находится скромный и почти незаметный, а от того еще более жуткий памятник 40 000 жителям Афин, погибшим от голода во время Второй мировой войны.



Ну и закончить я хочу фотографией вот этого трогательного плюшевого медвежонка.



первое афинское кладбище, афины, кладбище, монументальное кладбище

Previous post Next post
Up