Гуляла сегодня по генуэзским дворцам (день открытых дверей) и увидела вот это. Никого не напоминает?
Я уже как-то писала об
образе смерти в кладбищенской скульптуре. Поэтому я очень удивилась заметив "смерть" на потолке королевского дворца (согласитесь, не самая лучшая тематика для оформления интерьеров).
Вот фреска целиком. Описание к ней следующее.
"Данная фреска типичный пример из репертуара аллегорий, которые были популярны при дворе в начале 17 века. На рисунке старик (коса в руках которого идентифицирует его как Время) представляет публике молодую девушку, ступни которой покоятся на глобусе. Она есть дочь Времени - Истина, которая только что победила Ложь (изображенную в качестве фигуры с сорванной маской, в страхе бегущей прочь). Мораль проста - честное и правильное поведение поможет избежать позора, который непременно проявится со Временем..." Я бы этот сюжет рекомендовала для использования в современных гос учереждениях, в думе, например.
Еще одна фреска кисти Valerio Castello из дворца семьи Бальби подтверждает популярность этой аллегории. Обратите внимание на разрушенные колонны справа - символ утраты опоры, потери главы семьи. Вот
тут есть снимок в хорошем качестве.
Здесь неумолимое время "косит" людей, не щадя никого, вне зависимости от их богатства и социального положения. Внизу фрески можно рассмотреть человека в голубой тунике, который тянет руки к фамильному гербу семьи Бальби. Этакое напоминание memento mori.
Получается, что в какой-то момент образ смерти и времени слился воедино, что, конечно, не удивительно.
Еще пример - известная картина кисти Франсуа Лемуана "Время спасает Правду от Лжи и Зависти" (1737 год).
Я нашла интересную
статью на эту тему. Процитирую пару абзацев.
Мифическая фигура Януса
23 с его одним лицом, повернутым в прошлое и другим - в будущее, является еще одним символом времени. Одним из наиболее интересных примеров включения этого образа в композиционно-семантический строй произведений западноевропейской живописи 16-17 веков можно считать произведение Н. Пуссена «Танец жизни под музыку Времени». Здесь художник изобразил многоаспектный символический образ времени, несмотря на то, что все главные фигуры-образы имеют аллегорическую природу
24. В картине воплощается идея линеарного времени; драматизм достигается здесь передачей разных обусловленных ним состояний: от осознания его необратимости до радости бытия, связанной, с архетипом вечного возвращения. Танцующие девушки исполняют карнавальный танец, выражающий «концепцию кругового космического времени»
25, на дальнем плане - колесница Аполлона, заключенного в зодиакальный круг. Казалось бы, время неумолимо, но эта неумолимость сглаживается самой природой, сущность которой заключена в постоянном повторении самой себя изо дня в день, из года в год.
Танец жизни под музыку Времени. (песочные часы, как напоминание о скоротечности).
Символами времени обычно принято считать изображения часов, астрологических знаков, сфинкса, химеры
28, жерновов, Сатурна
29 или «смерти с косой», однако закрепление в символах разных аспектов времени этим никак не ограничивается: «Даже горный пейзаж может символизировать время, если он вызывает в нашем представлении промежуток времени в миллионы лет. Символы времени не обязательно должны показывать признаки какого-либо движения, совсем не обязательна динамика»