Про Башкова

Oct 16, 2012 00:41




Вот уже год нет с нами Леонида Григорьевича. Тут на автопортрете он еще молодой, мы его таким не знали. 18 октября в Союзе Художников откроется выставка с его работами. Всем петербуржцам советую. Ниже рассказ о его удивительной жизни и прекрасная графика.




"18 октября 2012 года в Выставочном центре Санкт-Петербургского Союза Художников открывается выставка. Выставка, которая для большинства зрителей станет открытием. Автор, никогда не заботившийся о карьере и пиаре, был известен лишь ближнему кругу - ученикам и профессионалам. А год назад восьмидесятилетнего художника не стало…
Леонид Григорьевич Башков родился 25 августа 1931 года в городе Сковородино, что в Амурской области. С самого младенчества в его судьбе - удивительные события, трагические и яркие столкновения, контрасты и предзнаменования. Чего стоит хотя бы его «двуимённость». Наречённый Алексеем («защитник» в переводе с древнегреческого) Божковым, он по ошибке поселкового чиновника был записан в метрике как Леонид («льву подобный») Башков.




Детство - основа будущей художнической жизни. Трагедия семьи - арест отца по 58-й статье, существование с клеймом «сына врага народа». Смерть любимого деда, главы большой семьи переселенцев из центра России. Говорили, что именно в деда, героя Первой мировой войны, маленький Лёнька пошёл характером - буйным, свободолюбивым, творческим. Огранить этот непростой нрав смогла бабушка - главный человек Лёнькиного детства. Удивительно мудрая, тактичная, всем сердцем преданная внуку, сочетавшая строгое нравственное воспитание и безусловную поддержку всех затей и выдумок будущего художника. С бабушки, главной поселковой отпевальщицы и плакальщицы, мальчик прошёл почти по всем домам Сковородино. Галерея удивительных типов - деревенских богатеев и опустившихся выпивох, ссыльных - из дворянских (а то и придворных) и «учёных» кругов, представителей «новой власти» в кожаных бушлатах с кобурами на поясе, охотников и работяг-железнодорожников, старушек и стариков из позапрошлого века - богатейший материал для наблюдения, который долгие годы питал творческое воображение художника Леонида Башкова. Так же, как и заложенное с детства единение с природой, - без лошадей и собак жизнь вообще была непредставима, а прямо за домом начинался лес. Маленький Лёнька прошагал десятки сопок, встречался лицом к лицу и с медведем, и с лосем, лучше взрослых ориентировался в дальневосточной тайге, зимой был первым на лыжных склонах, летние ягодные-грибные места исползал вдоль и поперёк, а осенью любовался живописью золотых лиственниц и пламенных осин на фоне тёмно-зелёной хвои…
Но вовсе не лёгкой прогулкой по сказочному пейзажу текла жизнь подростка. Военное, голодное даже в глубоком тылу детство сделало Леонида главным мужчиной в доме, работником и опорой. Десяти с небольшим лет он в одиночку справлялся с пароконкой, научился всей мужской деревенской работе, а в четырнадцать получил в подарок своё первое охотничье ружьё. Умение тяжко трудиться, терпеть и одолевать себя и обстоятельства закалили дух будущего художника. А без этого, как известно, ни один талант не в силах расцвести в полную мощь.



Вся эта плодороднейшая почва готовила душу мальчика к встрече с большим искусством. В восемнадцатилетнем возрасте, без специальной подготовки, с первого захода юноша из глубинки поступает в Иркутское художественное училище. Чтобы поверить в такое чудо, нужно представить всю меру одарённости этого новичка. И ещё одно везение - Леонид сразу соприкоснулся с образцами искусства самой высокой пробы. В училище оказалась редчайшая подборка факсимильных репродукций графики великих мастеров: Тинторетто, Микеланджело, Дюрер, Тициан, Рубенс… Библиотекарь, сражённый увлечённостью юноши, позволил ему зарыться с головой в эти сокровища. Работал ученик с жадностью - когда его призвали в армию, директору училища пришлось выделить для хранения рисунков Леонида Башкова не папку, а целый платяной шкаф! После блестящего окончания училища никто не сомневался - путь этому молодому человеку лежит в Ленинград, в Академию художеств. Природный дар рисовальщика определил абитуриенту дорогу на графический факультет института им. И. Е. Репина, который он закончил по мастерской академика А. Ф. Пахомова в 1965 году. Здесь, в Ленинграде - Санкт-Петербурге, проходит и вся дальнейшая его жизнь: творческая работа, вступление в 1975 году в Союз Художников России, отечественные и международные выставки, преподавание рисунка и офорта в главных художественных ВУЗах страны - институте им. И. Е. Репина и Художественно-промышленной академии им. Штиглица. Педагогика - особый дар Леонида Башкова, он всегда окружён молодыми художниками. Школьники, абитуриенты, студенты, выпускники - для всех он любимый профессор, Учитель с большой буквы.







И сам он продолжает учиться до последнего дня. Любимые учителя - Фидий, Скопас, Микеланджело, Рембрандт, Александр Иванов, Ван Гог… В диалоге с ними, в попытке осмыслить их наследие художник создает свои лучшие работы. Из их числа - представленная на выставке грандиозная графическая серия «Пергамский алтарь», психологические портреты, монотипии и холсты, проникнутые болью и яростью - память об истории ХХ века, образное видение природы, наброски, выполненные на одном дыхании. Все это - на выставке."

текст Л. Иванова
www.spb-uniart.ru



фотография Кирилла Башкова, 2010г
Previous post Next post
Up