Как и для многих студентов, мне московский планетарий далеко не по карману. Чтобы осмотреть все залы, на билетики необходимо потратить over 1500 рэ. И все бы ничего, если бы меня сегодня не понесло на Баррикадную, раз уж сыр бесплатный. И не то чтобы все дело исключительно в деньгах. Моя сестра, побывав там несколько месяцев назад, не выказала никакого восторга, а наоборот сказала, что было скучно и лучше бы она дома сидела. Я это решила проверить.
9 AM Я вышла из дома. Погоду обещали жаркую, на улице людей практически не было, ибо выходной и все спят. Я на радостях уж было подумала, что все пройдет комильфо, потому что мы с другом уже прежде ходили бесплатно в музеи - небольшие очереди, конечно были, но в целом все было хорошо.
10:05 AM Мы подошли к планетарию.
Очередь начиналась от входа в зоопарк (не главный вход, а тот, что на южной стороне), и мы, в принципе, не сильно расстроились. Правда, пекло сильно. Градусов тридцать там набиралось. А том еще и встретили
ru_kavishnikova, так что стоять стало вдвойне веселее. Очередь раздваивалась по разные стороны улицы, как змеиный язык. Поговаривали, некоторые люди пришли туда аж в шесть утра, но мне что-то в это мало верилось.
В принципе, стоять в очереди не было никакого смысла. Мой друг еще с самого начала предложил сразу пойти в центральную кучу, куда лезли все без разбора, но я решила быть честной, о чем впоследствии пожалела.
10:50 AM Мы все еще в очереди, двигаемся довольно шустро. Жарковато, правда, но сносно.
~11:20 AM Мы подошли к центральным воротам в ту самую кучу, о которой я говорила выше. Вот тут-то, господа, и началась жесть. Стояли полицеские машины, бедняги служащие что-то надрывно кричали в мегафон, но непосредственно из очереди, что именно кричали, было не разобрать. Только когда подходишь в эту толпу у входа понимаешь: полицаи призывают поскорее уносить ноги. Но было поздно.
У охранников планетария, наверное, железные нервы. Ворота открывали, тут же слышался дикий визг, как на рок-концертах, и народ ломился в крохотную щелку. Одна бабушка даже повисла на воротах, чтобы, когда их откроют, ворваться вовнутрь первой. Ее примеру последовала и массивная девочка лет пятнадцати. Я честно боялась, как бы вся конструкция под их весом не обвалилась.
Но хуже всего не это. Назад дороги уже не было. То есть даже если очень хочешь уйти, толпа тебя не выпустит, а едва приоткрывают ворота, народ сам несет тебя вперед, словно течением. Я бы еще поняла, если бы такая ситуация произошла на концерте или с футбольными болельщиками - для них это не в новинку. Но тут же половина посетителей - дети!!!
Открывают ворота. Артёма уносит куда-то далеко вперед (позже он сказал, что зацепился за кого-то часами и просто не мог отцепиться - этот кто-то "донес" его до самого входа), люди рядом падают, женщины умоляют успокоиться в страхе за детей, сзади, сбоку - отовсюду напирают. А рядом бегают журналисты и зеваки, снимают это все на камеры. Здоровенные двухметровые бугаи налегают, толкаются и всеми силами пытаются расчистить себе путь. Один полицейский даже пытался сделать живой коридор, но народ инициативу не принял и решил, что локти надежней.
Меня подносит прямиком к воротам, которые закрываются прямо перед моим носом. Артём, конечно, пройти успел. Я стою у решетки, не повернуться, не продохнуть. Меня буквально впечатали в ворота. Сзади проталкивается неопрятного вида мужчина с трех-четырехгодовалым сыном. Я до последнего надеялась, что он все-таки не сделает это, но он снял сына с плеч и принялся запихивать его между толстыми прутьями. С другой стороны ребенка принимала мать. Малыш кричал и плакал, но родители словно обезумели в своем желании протолкнуть его. Я очень боялась, что у мальчика не пролезет голова, но с трудом ее как-то просунули.
В следующий "заход" внутрь попадаю и я (надо ли упоминать, как сильно оттоптали мне ноги). Наверное, глаза у меня были размером с блюдца, а коленки тряслись, раз уж даже непоколебимый Артём забеспокоился, все ли со мной в порядке.
11:45 На внутренней территории нас ждала еще одна очередь. Уже более цивильная, потому что охранники пускали по одному человеку, но от этого не менее жесткая. Сначала толпа пыталась самостоятельно выстроиться в две колонны, но это было бесполезно. Кто-то поставил у входа скамейки, и из-за этого очередь стала напоминать бутылочное горлышко. Около получаса мы стояли у самого входа в ожидании нового сигнала. Меня сильно прижало к загородке, еще чуть-чуть - и хрустнули бы ребра. Еще, как назло, пошел нехилый ливень.
12:20 Мы внутри. Душно, много народу, кругом крутятся экскурсоводы, которые не успевают рассказывать и показывать экспонаты. Впечатлило звездное небо в звездном зале - нереальная реальность прямо у тебя над головой. Остальное - не так уж и интересно. Макеты планет (все одинакового размера - спрашивается, зачем?), образцы метеоритов. В целом, ничего сверхъестественного. Еще непонятно зачем на крыше бегали аниматоры в костюмах - внимание! - Карандаша (из книжки Постникова), совы и телескопа. Тёма еще тогда сказал, что если этот телескоп перекрасить, получится вылитая сигарета. Что правда, то правда.
14:10 Вышли на улицу через задний двор. Свернули - первая очередь заканчивается там же, где кончается прилегающее здание, что, в принципе, было логично. Но дальше... мы шли-шли к метро, а очередь все не заканчивалась и не заканчивалась. Она поворачивала, изгибалась... Даже боюсь предположить, сколько там было народу. Заканчивалась очередь метрах в стах от метро. И никто не догадался подойти прямо к воротам и влиться в эту гущу, раз уж пришли. Мы удивлялись человеческой недалекости и сочувствовали беднягам. Я тогда сказала, что предложи мне кто-нибудь денег, я бы и то в такую очередь не встала.
В общем, планетарий совсем того не стоил. И я надеюсь, что в будущем году он не будет повторять такую глупость, как день открытых дверей. Сегодня по официальным данным пострадало около семи человек, один мальчик был госпитализирован. Мне хорошо приложили руку в самом конце, но я надеюсь, что ничего страшного. Если бы рядом со мной не было сильного парня ростом метр-девяносто, то я бы не попала внутрь даже через три часа.
Так что всем мир.