Я всегда относилась к публикациям за деньги с большим негативом. Кому, ну скажите, кому может понадобиться подобная "услуга"? Людям, желающим потешить ЧСВ? Непризнанным гениям? И если публикация за счет автора романа еще хоть как-то может быть оправдана (реальный неформат, узкая направленность книги и прочее), то напечатать рублей за 600 рассказ...
Впрочем, обо всем по порядку. Когда я года 2 назад зарегилась на СИ, то с завидной регулярностью по мере возрастания популярности журнала ко мне на почту стали капать письма с предложениями публикаций. Безусловно, платных. У меня в голове вертелся всего один вопрос: за кого эти люди меня держат? То есть я не спала ночами, корчилась, в муках рожала очередной шЫдевр, а я за него еще деньги платить должна?
Одна моя хорошая знакомая (познакомились тоже на почве графоманства, ага) решила около года назад вот так вот издаться, потому что она писала вампирские романы, очень хорошие по качеству (на мой взгляд исключительно - может, кто-то думает иначе), но она не попала на "вомперский" гребень. Издатель был и рад взять ее роман, но волна вампиризма уже прошла, и читатель хотел падших ангелов и людей из пробирок. Так вот, опубликовалась она в каком-то малотиражном журнале, верстку я так и не увидела, впрочем, как и сам журнал, ибо он распространяется только среди подписчиков (то бишь тех, кто там публикуется). Мне все это стало напоминать финансовую пирамиду. То есть подписка на журнал в случае публикации обязательна - ничего так?
Самое забавное - товарищи шифруются. Я в свое время находила очень много таких вот платных штук, но всех их гугл почему-то живыми не признает. А если забить "опубликовать рассказ за деньги", ничего путного не вылезет. Тем не менее, многие решают остановить свой выбор именно на такой публикации. Почему?
Первое объяснение, которое напрашивается само собой - это бесталанные бесхребетные авторы, у которых больше ничего на литературной ниве не получилось. К счастью, это в большинстве своем миф, хотя довольно устойчивый. Начинающий автор обращается к платным сборникам в следующих случаях:
- Это его самый-самый первый рассказ. Он боится соваться в кипящий бульон, где вертятся Лукьяненки, Донцовы и Пеховы. Подобный страх вполне объясним: куда податься, как вести переписку с издателем, - все это зачастую кажется невыполнимым. К тому же, зачем ждать, если вот она, публикация, сама в руки плывет? Это удобно, и публикация гарантирована.
- Он разочаровался в конкурсном отборе. Вот, бывает, поучаствовал автор в сотне-другой конкурсов, понял, какое он ничтожество, и решил графоманствовать в свое удовольствие, но по-тихому.
- Для человека главное - публикация. Пути, которыми она достигается, и текст его, по сути, не интересуют.
Причем платные издательства очень неплохо на таких авторах зарабатывают - пользуются людскими слабостями.
Но меня сейчас больше интересует даже не вопрос о платных публикациях (все с ними ясно - бросьте бяку), а о том, что сделать, чтобы не совсем форматный по своей сути продукт хорошо продавался.
Где-то я видела такие цифры, что в районе 70 % успеха книги зависит от ее "лица": обложки, названия и аннотации. К чему я про это вспомнила - листала книжные каталоги, наткнулась на такую строчку в аннотации "Парижского кладбища" Умберта Эко:
"Главный герой очень гадок, а все, что происходит с ним, и ужасно, и интересно".
Считаю, гениальней не придумать. Все психологические приманки - налицо.
- Главный герой не просто плохой или злой, он - гадкий, т.е. внушает естественное отвращение. А человеческий мозг хлебом не корми - дай чего-нибудь грязного, темного, липкого и вонючего. И чем хуже, тем лучше. Гладиаторские бои люди приходили смотреть тоже не из-за лени, а поглазеть на мясо и жестокость. Человек любит все, что запретно.
- С главным героем постоянно что-то происходит. Причем все его приключения заслуживают внимания. Читатель заранее настраивается на интересное чтение.
- "Ужасно" и "интересно", стоящие в одной строчке, сливаются вместе, образуя вкупе фразу "ужасно интересно", хотя вроде бы в таком смысловом контексте они не даны. Но читается именно так.
И так всего с помощью одного предложения аннотация завлекает читателя по уши. Вот как надо делать. Собственно, пост-мотивация для тех, кто считает, что главное в романе - текст. А вот нифига подобного! Иначе не продашь. И придется идти в платные сборники, чего и врагу, на самом деле, не пожелаешь.
PPS А пост о том, как называть книги, у меня уже, собственно, был
ТУТ