Зачем нужны псевдонимы, или может ли Пупочкина стать звездой

Jan 07, 2012 16:34


Если Вы так или иначе имеете отношение к писательской среде, то хотя бы на секунду Вам в голову приходил вопрос: а не взять ли мне псевдоним? Тут важен не сколько вопрос "почему", столько "зачем".

Я знаю достаточное количество людей, которые к псевдонимам относятся крайне негативно и исключения допускают только для тех, чья фамилия неблагозвучно или слишком просто звучит. Петровых в России по пальцам не пересчитать, а тут Вы нарисовались. И тоже Петров. И что, спрашивается, с Вами делать?

Есть и такие, кто твердо убежден: коли автор талантлив, его произведение купят, даже если на обложке стоит неприментная забитая фамилия.

Я же предпочитаю придерживаться мнения, что творчество автора начинается и заканчивается его именем. То есть сначала автор работает на имя, а уже потом имя работает на него. И тут не имеет значения, имя продавало продукт или продукт двигал имя. У каждого тут своя история, Вы в ней - и я Вас с этим поздравляю.

Тут уж бесконечно можно играть в мою любимую игру "а что, если". А что, если бы на прилавках книжных магазинов лежал не Борис Акунин (простите, не сам он, конечно, лежал, а его книги), а Григорий Чхартишвили? Был бы он так же популярен, как есть сейчас? А Аркадий Гайдар? Был бы он любим ровно настолько же, будь он Аркадием Голиковым?

Но если перевоплощение из Уильям Сидни Портера (если память не изменяет) в О. Генри еще хоть как-то поддается логике, то, скажем, какую цель преследовал Джон Лондон, становясь Джеком Лондоном? Меняется ерунда, всего каких-то пара букв, звучит знакомо, похоже, но ведь какие-то тараканы все-таки родили в голове Лондона этот каламбур? (Кстати, я раньше была уверена, что именно фамилия у Лондона псевдоним, оказалось - имя).

Бывали и такие субъекты, которые не просто брали себе псевдоним, но еще и чужое лицо. Уильям Шекспир или наша с Вами современница Ярослава Лазарева (отсутствие лица - тоже лицо ;). Они заранее были готовы к тому, что даже при бешеной популярности никто не будет узнавать их на улице, хвалить в компании или просить подписать им экземпляр.

Лет пятнадцать назад были у нас еще лит негры (писатели-привидения на английский манер). Они так вообще отдавали свои творения, прекрасно осознавая, что прав никаких на них больше не имеют.

Подобные примеры можно приводить до бесконечности, и все же ответ на вопрос - зачем писателю псевдоним - до сих пор остается покрытым туманной дымкой.

Мне понадобился псевдоним, когда я стала писать научную и антуражную фантастику. Я прекрасно понимала, что женская, хоть и красивая польская фамилия, никого не привлечет. Мне нужны были нейтральное имя и нейтральная фамилия в том смысле, что на первый взгляд пол автора определить было не возможно. Я планирую и дальше ими пользоваться, когда дело будет касаться определенной таргет-груп.

Вторая причина, по которой я обратилась к псевдониму, - незвучащая старая фамилия, которую я носила, учась в школе. Иванова-Петрова-Сидорова - это, конечно, хорошо, но те же флюры нужно подавать на узорчатом блюдечке, читательниц нельзя пугать деревенщиной. Я, конечно, не говорю про исключения, которых при всяком правиле предостаточно, но все же.

К чему я все это? Ах, да. Ждем 21-го числа апокалипсиса, чтобы узнать страшную тайну. Рекламой обклеили уже весь город, только ленивый не видел.



И напоследок вопрос: а у вас какое отношение к псевдонимам? Или, может, он у вас уже есть? Как вы его придумали? Считаете ли, что можете добиться абсолютного успеха без него?

Мой псевдоним, к примеру, появился из фамилии знаменитого русского футболиста 20го века. Какого - угадайте сами ;)

писательское

Previous post Next post
Up