На что многие закрывают глаза

May 23, 2011 09:51

Все радуются выходу Пиратов Карибского моря, а для меня это словно несостоявшийся конец света. Чем больше смотрю на ажиотаж вокруг фильма и выпускающиеся по ходу книжки, тем больше корю себя, что не взялась писать пиратов хотя бы на пару месяцев раньше. Первая книга готова, даже отредактирована наполовину, но что меня дернуло писать трилогию? Наверное, мир, с которым не хочется расставаться.

Тема сейчас на пике актуальности, а мне остается только ногти грызть да корить себя за глупость. Когда актуальность темы упадет, мои творения уже никому не будут нужны - вот что огорчает.

Ладно, не будем о грустном - поговорим о насущном.

Наткнулась на интересную статью из Publishers Weekly про российское книгоиздание. Некоторые факты насторожили, некоторые - удивили, а некоторые - откровенно рассмешили.

«Эксмо» и «АСТ», два «левиафана» российского книжного рынка, контролирующие на нем около 45%, в последние два года издают более 600 наименований ежемесячно - и это что-то неслыханное для остального книжного мира".

То, что для нас очевидно, на западе - нонсенс. Фактически у нас установилась едва ли не монополия. Маленькие издательства просто-таки задыхаются, а все почему? Потому что лезут, куда "не надо". Конкуренции у нас фактически нет, но вот в чем парадокс. Если гигант-издательство имеет большие обороты (а я даже боюсь представить, какими оборотами обладает, скажем, Эксмо), то это совсем не значит, что у издательства большая прибыль. "Выстреливает" далеко не каждый проект, поэтому гиганты могут позволить себе выпустить много книг "на авось". В привилегированном положении остаются издательства, занимающиеся исключительно переводами заграничных бестселлеров (скажем, тот же Колибри), ибо переводы - выжимка из всей зарубежной литературы, то бишь принято считать, что плохим товаром нас кормить не будут. Правда это или нет, я судить не берусь, но как читатель всегда предпочитала иностранную литературу отечественной.

"Стоит также отметить, что, несмотря на огромные размеры страны, книгоиздание и дистрибуция сконцентрированы в двух городах, Москве и Петербурге. В Москве находятся 85% участников рынка, а остальные - в трех с половиной часах езды на поезде, в Петербурге. Никаких дополнительных остановок в этот в маршрут включать не потребуется".

В Москве находится большинство офисов - это да, но про участников рынка господа, на мой взгляд, загнули. Типографии у нас распологаются в областях, приличный кусок уральского книгоиздания отхватил себе Екатеринбург, по который тоже пока не стоит забывать. К тому же, три с половиной часа - это для тех, у кого есть бабло каждый день на Сапсане кататься, для остальных - 8 часов.

"В России размер стартового тираж, как правило, охватывает весь жизненный цикл печатного издания, одновременно указывая на успешность книги или ее автора".

Не в бровь, а в глаз. То, о чем мы предпочитаем умалчивать, заграницей диковинка. У нас 80 % успеха - это количество денег, вложенных в издание книги. Это качественный фэйс, количество именитых отзывов на заднике, частота втречи потенциального читателя с рекламой книги, упоминание в прессе и прочее, и прочее. То есть выигрывает не тот, кто написал нормальный читабельный интересный текст, а тот, кто сумел остальных убедить в том, что именно его текст - самый нормальный, интересный и читабельный. Хотя тут же на ум приходят десятки примеров, как сумчатые олигархи вкладывали огромные суммы в продвижение своих детищ и все равно проваливались, ведь когда дерьмо пытаются за золото выдать, тут уже только идиот купится.

"В основе ... лежит довольно снобское представление, что книги в мягкой обложке - это издания для групп населения с низким доходом".

Не знаю, как остальные, а я нашу страну за преимущество твердых обложек просто боготворю. Мягкие обложки у меня быстро превращаются в труху, такие книжки неприятно перечитывать и держать. Один плюс - они нетяжелые, поэтому их можно брать с собой куда угодно, и они не займут много места. Но я консерватор в этом плане жуткий. Книга - она должна быть Книгой. Не с растрепанными уголками, а красивой, аккуратной, какую на полку не стыдно поставить. А мягкие изжеванные экземпляры хочется обнять и плакать, а затем сдать в макулатуру.

"Небольшие издательства прошли через тяжелые времена, пытаясь остаться на рынке, в частности потому, что крупные компании обладают «большими карманами», когда дело доходит до выплаты авансов авторам".

Чушь собачья. Во-первых, по законодательству Российской Федерации подробности заключенного между издательством и автором договора не подлежат оглашению. То есть гонорары-авансы остаются в секрете. Есть некоторые авторы, которые отвечают на вопрос, сколько им заплатили, но остальные предпочитают молчать. Никому это не надо знать, по-хорошему, ибо суммы и так хватает на зимние сапоги и весенние туфли. Отсюда следует такая интересная вещь: пишет у нас большинство не ради денег, деньги выходят приятным бонусом. Что-то вроде конфетки в качестве поощрения за открытие вакцины от свиного гриппа.

Так что тема, что "Аст" и "Эксмо" платят больше всех, - не очень-то рентабельна. В реальности их гонорары отличаются тысяч на 10 от тех, что готовы предложить издательства помельче, но подобные суммы погоды не делают. Я знаю, что заграницей гонорары среднего аффтора составляют около пяти тысяч долларов. Нам же о таком приходится только мечтать.

"...российское книгоиздание сильно страдает <...> от больших расходов на производство и низких розничных цен".

Вернемся к вопросу о твердых обложках. Как заметил уважаемый автор статьи, мы, русские, снобы. Мы любим твердые обложки. Но вот незадача - производство книг в твердых обложках обходится значительно дороже, отчего прибыль автоматически падает. Затраты большие, доходы - дай Бог, в ноль уйдем. А тираж так и вовсе могут не распродать.

Рассмотрим на конкретном примере. Книга Дженни Даунхем "Пока я жива" стоит 236 рублей (данные из интернет-магазина "Книга.ру" - там всегда дешевле,   , чем на "Озоне" или "Лабиринте", и это скрытая реклама, да, товарищи). В книге 384 страницы и мягкая обложка. Смотрим отечественные новинки. "Сердце вьюги" Глушановского - 378 страниц и 110 рублей. Разница - больше, чем в два раза, и угадайте, с какой книжки издатель получит больше прибыли? Не надо быть математиком, чтобы понять, что, чем дороже книга и чем популярней, тем больше накапает в карман издательству.

Не стоит забывать и про закон снижения себестоимости экземпляра при увеличении тиража. Он работает всегда, только вот выходящие цены почему-то всегда волшебным образом не соответствуют реальности. Если можно срубить бабла, спрашивается, почему бы не срубить его с тиража переиздания "Сумерек" в 22 тысячи по 320 рублей за экземпляр? Говорить, что это обдираловка, не буду. На месте издателей и не такое бы сделала, но сейчас я читатель. И года четыре назад я покупала первое издание этой книги за 180 рублей, и это - в книжном магазине, где идет накрутка в 50-200 %.

"Кстати, за профессионализм в книгоиздательском деле отвечает Московский Государственный Университет печати (МГУП)"

Как так получилось, что у нас в стране с населением в 143 миллиона человек всего один университет, который выпускает специалистов, отвечающих за выпуск книг для всех этих 143-х миллионов? Отсюда наша катастрофа: в бизнесе работают некомпетентные люди - финансисты, филологи, экономисты... Кто уодно, только не те, кто нужен.

Я интересовалась, как дела обстоят на Украине. В одном только Киеве целый букет факультетов и вузов, из которых можно выбрать любой понравившийся.

У нас же как специальность "Книжное дело" стоит под знаком вопроса. Именно поэтому родители так долго меня отговаривали сдавать историю для МГУПА. Они говорили, дескать, закончить можно что угодно, а потом пойдешь работать в свой издательский бизнес.

Ситуация неутешительная.

цитата, Шрам, издательское, книги, книжное, современная проза, бумагомарательство, жизненное, думательное, современная литература, издательство, цитаты, о чем пишет мое поколение в сети, издание, статистика

Previous post Next post
Up