Мои дорогие друзья!
После того, как я рассказал трогательную историю об моей незабываемой встрече с Вассерманом, я получил множество волнующихся откликов и горячих комментариев. Я глубоко признателен вам за поддержку. Поначалу, я планировал утаить от широкой публики еще одну историю, потому что не хотел бы никого шокировать. Но ваше участие сделало для меня возможным раскрыть и другие подборности кухни, именуемой телевидением.
Дело в том, что я участвовал в передаче Своя игра не один раз. Да-да, не один! И обстоятельства всякий раз складывались совершенно невероятным способом. Думаю, что пришло время для рассказа про 21 килограммов денег.
Вступление, или Пролог
Итак, все началось, как всегда, в родном Грязовце, где я смотрел телевизор. Там как раз показывали передачу "Угадай мелодию с моим участием. К сожалению, видеомагнитофон у меня не ловит, и поэтому мне пришлось прогулять работу, чтобы посмотреть на себя со стороны. Я был вне всякого сомнения, хорош, и даже затмевал ведущего Пелша по части юмора, выйдя в финал передачи. Но это к делу не относится, потому что моя первая и главная любовь экрана - Своя Игра, и именно о ней снова пойдет речь.
А казалось бы, ничто не предвещало повторной встречи с эрудитами и килограммами денег. Накануне поверив в свои силы, я прозвонился до передачи "Слабое звено", которая мне тоже очень привлекательна, и прошел очень сложный отбор. Я должен был отправится в Москву уже завтра, и даже билет был куплен и аккуратно упакован.
И в этот момент, сразу же после окончания "Угадай мелодии" - о, что я слышу! я слышу телефонный звонок, и на том конце провода, кто бы вы думали? - ведущий Своей Игры, собственною персоной! Очень извиняясь и чувствуя себя виновато (а еще бы, после того, как они со мной так обошлись), Петр Константинович поведал мне следующую историю. Дело в том, что они пригласили знаменитого Друзя и его друзей дабы выиграть 21 килограммов денег, после того как Вассерман был наконец позорно повержен (что меня, в прочем, не удивляет, потому что он и без того два раза подряд проиграл, вначале Павлу Болотину, а потом уж и мне, на его месте любой подумал бы, что он ничтожество и потерял бы в себя веру). Они надеялись, что товарищи Друзя (а смешнее даже будет сказать - друзья Друзя:-)) так же быстро повылетают, как и друзья Вассермана, и потом останется один мего-герой, который и привлечет внимание всей зрительской симпатии. Однако на деле вышло не так удачно. В команде оказалось множество и других талантливых эрудитов, и они, эти эрудиты, стали побеждать и побеждать, и сложилась угроза потери 21 килограммов и даже потери пристижа программы. Больше того, возникла угроза досрочного выигрыша. Это означает, что по каким-то причинам команде гроссмейстеров не придется доигрывать все 50 игр, а достаточно выиграть гораздо меньше - но тут замешаны какие-то математические тонкости, и я не берусь популярно разъяснить, где собака зарыта.
В панике руководство обратилось к своей палочке-выручалочке - знаменитым участникам прошлого, которым уже доводилось обыгрывать гроссмейстеров. Но все они безвозвратно канули в небытие, один за другим продув в драбадан новой Команде Супер-мозгов. И тут Петр вспомнил про меня и мою шикарную победу, увы, так и оставшуюся за кадром. Надеясь, что я не затаил смертельной обиды, он рискнул позвонить мне и пригласить на передачу, которая должна была состояться уже завтра.
Завтра... Но ведь на завтра у меня назначено "Слабое звено"! Я не успею и туда и сюда! Придется сделать выбор! Казалось бы, для людей злопамятных выбор очевиден, но, придя к выводу, что людей надо прощать, особенно за ошибки, и что ведущий Петр осознал глубину своего тогдашнего нравственного-морального падения, мне подумалось: а что я теряю? Ведь потеряю я всего на всего детскую игру в гадюшник, игру в подлые разборки. Всего этого добра мне и на ликерном заводе с лихвой каждый день хватает. То обматерят, то так и норовят подсидеть на работе. Так неужели мне нужно это жалкое подобие фильма "Гараж", да еще специально за этим ехать в Москву, а в случае проигрыша вернуться домой с пустыми деньгами? Лучше иметь дело с достойными, образованными и культурными людьми, настоящими игроками и джентельменами, словом, такими же, как я сам. И скрипя сердцем, я был вынужден ответить Петру: "Да!"
Итак, на следующий же день я прибыл в столицу и направился в Останкино. С гордо поднятой головой миновав вход на передачу "Слабое звено", я проследовал в Студию, с которой началось когда-то мое знакомство с телевидением.
Все уже были в сборе и ждали только меня. Петр меня встретил с распростертыми объятьями и шепнул на ухо, что не представляет, что им делать, если и меня обыграют, разве что скрестить оставшихся в ложе гроссмейстеров между собой. А что, идея! Вот только для начала им придется обыграть меня! А это будет сделать не так-то просто, ведь я прибыл на матч полный решимости и боевого спортивного духа. С жадностью и вожделением поглядывал я на мощных игроков, одного из которых мне следовало обыграть.
В ложе игроков осталось всего трое: юрист Юрий (а ведь товтология!) по фамилии Хашимов, работник из морга Александр Эдигер (каких только экзотических по своей профессии талантов ни рожает наша родная необъятная Россия!) и конечно, сам знаменитый Друзь. По телевизору я кое-кого из них видел, так как периодически следил за игрой даже не смотря на то, как со мной обошлись... Но не будем об этом! Ведь я дал слово простить этих оступившихся на пути добродетели личностей.
Жеребьевка с мигающими лампочками, как наверное, известно уже многим, не более чем исскусная ширма, производимая для эффекта и чтобы продемонстрировать справедливость, а на самом деле все места "куплены" заранее. Я не ханжа и считаю, что это так и должно быть, в конце концов все мы хотим от телеящика именно получить зрелище, а не добится честности. Поэтому я с радостью принял предложение сыграть в первой же игре безо всяких жеребьевок. И это было совершенно оправдано! Ведь если бы гроссмейстер выигрывал эту игру, весь цикл заканчивался, команда выигрывала свои килограммы, и вышло бы, что я вообще был зазря вызван в таком спешном порядке и уехал бы домой несолоно хлебавши. Чтобы лишить команду шансов победить досрочно, было необходимо поставить сильного игрока уже на эту, 48-ю игру.
Все сразу же обнаружили, до чего я похож внешне на Александра Друзя. Действительно, у обоих у нас оказался высокий лоб, усы и печать интеллекта на мощном челе. Странно, что в прошлый раз никто не захотел брать у меня автограф заместо Друзя, да, впрочем, и в этот раз не захотели, уж не знаю почему. Но сходство в самом деле было порозительное. Мой будущий соперник, Юрий Хашимов, даже сказал мне, что если бы не знал Александра Абрамовича, как свои пять пальцев, то подумал бы, что он, Друзь, это я, а я, Друзь, это он.
Ведущий Петр от всей души пожелал мне оказаться таким же как Александр не только внешне, но и по другим параметрам (намекая на бойцовские качества знаменитого магистра "Что? Где? Когда?"). Я с радостью воспринял это напутствие и ринулся за игровой стол, где меня уже ждал Хашимов и другой претендент со странным женским именем Лариса.
Часть первая. Хашимов
Итак, Хашимов нажал кнопку и лампочки возгорелись. Сиять остались из них только две, за которые предусмотрительно был посажен я и второй игрок, Лариса. Нас объявили, и мы вышли к игровым столам. Пожав руку Юрию, мне стало ясно, что победить будет трудно, потому что это оказалась мозолистая крепкая рука настоящего мужчины. Нам зачитали все темы игры, и мы приготовились давить на кнопки.
С первых же вопросов я вырвался вперед, а Хашимов только и успевал глазами хлопать. В ложе оставшихся в живых гросс-мейстеров нависло гнетущее предчувствие поражения. Но это был только первый раунд и потому самый короткий. Должен признать, мне повезло с вопросами: они были сложными, и поэтому ответы знал только я, а кнопка не потребовалась. В какой-то момент мне пришлось отдать кота в мешке, и чувствуя в Юрие скрытую потенциальную угрозу, я отдал кота Ларисе. Вообще этот Лариса был какой-то очень странный, длинноволосый, кокетливый, голубой какой-то. Но на кота четко ответил, правда неправильно. В итоге первый раунд закончился с разгромным счетом в мою пользу: у меня было 3 тысячи с чем-то, у Хашимова - около 2500, а у Ларисы минус.
По тогдашним правилам, после 1 раунда гроссмейстеры могли заменять друг друга, и Хашимов подошел посоветоватся с товарищами. Я ничего не имел против замены, в конце концов, я приехал сюда побеждать, и мне не так уж важно, сколько у меня при этом будет соперников. Но Друзь огласил решение команды: замену не производить и дать Юрию шанс отыграться за счет остальных вопросов. Я стаически пожал плечами и приготовился к дальнейшему противосостоянию.
И тут Хашимов попер. Дело в том, что второй раунд традиционно легче первого, и поэтому преимущество имеют те игроки, что нажимают на кнопку. Я почему-то этого не сделал, и выпустил противника в перед. Юрий оказался лидером и отдал своего кота Ларисе. Это было логичьно, и я его понимал, потому что сам на его месте сделал бы тоже самое. Лариса про кота ответила (а кот был именно про кота!) и подобралась к нам чуть поближе, изрядно путая карты. Внезапно оказалось, что на табло есть тема "Юристы", а Юрий, как известно, юрист и обожает всяческий юризм. Что называется, это была его профессианальная тема. Это было для меня плохо, ибо давало мне возможность изрядно подотстать. Так я и сделал, и уже разыграв тему про юристов, Хашимов опережал меня ни много не мало, на 6 тысяч. Это было много.
А тут и раунд закончился, приблизительно со следующими итогами: у меня 3300, у Хашимова 8300 - и только лишь 3200 у Ларисы.
Кажется, в зале претендентов царило уныние: все полагали, что игра уже почти сделана, и ничто не сможет помешать команде гросс-мейстеров взять свой главный трофей в нынешней игре. Даже Петр приуныл и поглядывал на меня с укоризной.
Но вот начался третий, завершающий раунд, и интригу сделал игрок, от которого этого никто никак не ожидал - Лариса. На теме "Косметика" он набрал подряд 900 очков двумя ответами (я же говорил, голубой!) и опередил меня. Тут ему выпадает кот, он не колеблясь, отдает кота мне. Что ж делать, надо отвечать. А кот дорогой! Стоил он 2000, достаточно редкая сумма в то время. На табло отобразилась картинка с мелкой-мелкой надписью в уголке. Поскольку на таком расстоянии я с табла ничего не увидал, то попросил разрешение подойти чуть поближе, которое было мне дано. Там мне уже удалось увидать надпись "водка Смирнов", а именно это и требовалось ответить. Поблагодарив кивком Ларису, я сновыми силами ринулся в погоню за Юрием. Ответив еще на ряд вопросов, мы сравнялись. У обоих из нас было по 8300, и это предполагало интересную развязку. Что и произошло буквально через несколько секунд благодаря открытому мною аукциону. Не колеблясь, я пошел во банк. К сожалению (для него), Хашимов уже никак не мог перебить мой вабанк вабанком же, потому что у него было не больше (хотя и не меньше, угадайте, сколько же на самом деле). Внимание, кульминация игры! Вопрос из темы "Что из чего" был вот про что. Петр спросил, что было сделано из глины когда-то давно, и я сразу догадался, что Адам и Ева. Но вот загвоздка - почему "что", а не "кто"? Немного поразмыслив, я понял, что речь идет только об Адаме, и оказался чертовски прав! Этот ход во многом определил итог игры, ибо на этом раунд завершился, и теперь я опережал Юрия ровно в два раза.
Несложно подсчитать, что для победы в игре моя ставка была неважна. Правда, ведь Хашимов мог поставить во-банк, и в случае успеха сравнялся со мной. Значит, если я отвечу в минус, то проиграю, а если отвечу в плюс, выиграю. То есть ставка при этом может быть любой. Поэтому немало не сомневаясь, я решил поставить все, что имел, чтобы в случае успеха иметь как можно больший рейтинг. А заодно и получить красивую цифру 33300.
Тема, которая после наших манипуляций, осталась на тбабло, звучала так: "Вам гурманы". Вопрос оказался непростой, там было что-то про то, что кушают крокодилы, и я догадался, что молодых слонят. А вот Хашимов со своим "мясом" пролетел и остался с нулем. (Как нетрудно предположить, он действительно поставил все 8300.) Зато Лариска схитрил и хотя ответ дал тоже неверный: "других крокодилов" (вообще, конечно, логично, но неправильно), поставил не все, а почти все, сохранив на своем счету рубль. А это означало, что сильный гроссмесстер не только вылетел из ложа, но еще и позорно занял на игре последнее, третье место, проиграв даже утешительный приз.
Мне аплодировали, а вот два оставшихся гроссмейстера сидели мрачнее тучи. Им надо было выиграть еще одну игру, но я лишил их этой возможности. Но блестящая идея осенила меня, и я сделал ведущему неожиданное предположение.
- Скажите, сказал я, а ведь есть, наверное, такая возможность, чтобы даже, победив, я имел право продолжить игру и сразиться с другими гроссмейстерами. Если дело в деньгах, то я готов от них отказаться в случае поражения и тогда потеряю все. Я готов на это пойти ради Игры.
Студия взорвалась апплодисментами, и Петр не нашел ничего лучшего, кроме как признать мою правоту. И под его восхищенные заверения, что это беспрецендентный случай в истории программы, я был сопровожден в гримерную, чтобы снять грим до завтра. Ведь завтра меня ждал новый бой.
В гримерке меня повстречал Юрий, честно признавший свое поражение, сказавший мне, что игрок я классный и заслуживаю большего, но тем не менее, пожелавший мне неудачи в бою со своим коллегой. И неудивительно! Я его очень понимаю, на его месте я поступил бы также. Ведь 21 килограммов денег на дороге не каждый день неваляются.