Часть третья. Друзь
Друзь по праву считался самым грозным соперником, и заслуженно: недаром же он выиграл все без исключения игры в которых принимал участие. Но ведь и я до сих пор не проиграл ни одного боя! И это придавало дополнительный, запределный накал страстей нашей встречи, которая по праву и заслуженно должна была стать кульминационным апофеозом всей битвы за килограммы!
В тот день я встал с утра пораньше и сразу зделал зарядку. Я всегда делаю зарядку, чтобы чуствовать себя увереннее, но сегодня это было особо необходимо, дабы предать мне сил. Действительно, разве можно чувствовать себя уверенно с разряженым мобильником? :) Ловко я вас разыграл, да?
Итак, никаких зарядок, я, конечно, не делал - что я, кретин, что ли, и потому сразу приехал в Студию. Обратного пути к отступлению не было. Друзь уже ждал. Он заметно нервничал, хотя внешне и казался спокойным как танк. Я бы на его месте тоже забоялся бы, когда в шаге от победы с твоими товарищами случается этакой афронт. Но по счастью я был на своем месте и ничего не боялся.
Меня быстренько привычными движениями нагримировали, и я стал красивый как сокол. Третим игроком нам обещали нарошно поставить чайника, чтобы не вмешивался в битву титанов, вернее, про это нам намекнули, а я уже сам догадался. Этим чайником должен был стать некто иной, как украинский хохол из Киева по фамилии Лузерюк (что предвосхищало его дальнейший результат, ведь, как известно, "луз" по-английски обозначает "последнее место"). А вот имя он носил гордое - Аполлон. Но я считаю, что толку в гордом имени, если не можешь подтверлить его своими мозгами. Вот я, например, простой парень Жора, и что, разве хоть кто-то из вас сможет усомнится в моей способности сражатся на самом высоком классе?
Будь я организатором, я бы непременно поставил Лузерюка в центральный пульт, а двух главных соперников расставил бы по краям для симметрии, тем более что мы с Друзем так похожи друг на друга. Это было бы захватывающе и увлекательно. Но к сожалению, ведущий Петр никак не мог на это пойти, потому что у него был контракт на авторские права и он не имел права менять правила с правильных (как ему казалось) на неправильные - я, правда, считаю, что он был неправ, и получился полный провал. Друщь, как и положено великому гроссмейстеру, оказался в центре, а я как паршивый претендент, стал где-то с боку припекой. Ну ничего, вот игра начнется, и мы посмотрим, кто кого и на чьей улице действительно праздник.
Итак, с Богом помолясь, мы рванули в безшабашную схватку мозгов. Первые же вопросы выявили бескомпромиссную борьбу за кнопку и равенство сторон, показав, что мы достойны друзь друга :) и что будет жарко. Мы чередовали ответы по-очереди, не давая Лузерюку и рта раскрыть - впрочем, котов милостиво подрбасывали. Петр даже запутался в нас и стал путать наши имена - до того одинаково сильно, эффектно, уверенно и бойко мы играли, со своими усами и бородами выглядя очень похоже. По счастью, все вопросы, на которые я отвечал правильно, засчитывали мне, а не Друзю - иначе им за такую путаницу очень не поздоровилось бы! Но по несчастью, вопросы, на которые отвечал Друзь, мне по ошибке не засчитывали. :( Ошибочных же ответов у нас почти не было - эту миссию взял на себя украинец Аполлон из матери городов русских. (Мне, кстати, всегда было интересно, что исконо русский город забыл на Украине, давно пора послать танковую дивизию и отвоевать наши родные земли обратно, но это уже тема для отдельного поста.)
Как логичьный итог раунда, мы закончили его с абсолютно равным счетом - у обоих фаворитов было по 4600. Аукциона почему-то в первом раунде мы так и не открыли и потому никто не получил случайного преимущества над противником. Но ясно было, что рано или поздно кто-то откроет заветную ячеечку первым. Я знал, что Друзь всегда отвечает на вопросы аукционов и что поэтому мне необходимо всегда быть чуточку впереди Александра - иначе он с легкостью перебьет ставку и уйдет от меня в дальние дали, лишив всяческих шансов на победу.
Поэтому едва забрезжил свет второго раунда, я надавил на кнопку и вырвал драгоценные 200 очков. Как же кстати это оказалось! Уже следующий вопрос был котом в мешке, и я отдал его Аполлону, теряя драгоценную инициотиву. Аполлон предположил, что мальчик для битья, нарисованный на экране - Гари Поттер, а это был Властелин Колец. Как хорошо, что кота отдавал я, ведь в противном случае его могли отдать мне самому, и я бы опазорился, не зная ничего про современную научную фантастику.
Как бы то ни было, но Друзь смог оправиться, от удара, нанесенного ему моими 200 очками, и ответить на следующий нетревиальный вопрос, тоже за 200 очков. Мы держались в плотную, но мне удалось угадать следующий вопрос за 1500 и удачно открыть аукцион. Отдавая себе отчет в том, что Александр Абрамович не применет пойти ва-банк, только дай я ему такую возможность, я решил жестоко подавить бунт в зародыше и поставить перекрывающую ставку. Как не трудно сосчитать, она состояла в стоимости в 4900 (у Друзя было 4800, а я имел все 6300, если только я правильно все запомнил). Друзь заскрежетал зубами и промолчал, а я приготовился отвечать. Вопрос был из темы "Друзья", вопрос был вот какой: в сериале Друзья этого знатока нет, а по-первому каналу его можно видеть каждую субботу. Мне было легко и радостно, ведь правильный ответ стоял буквально около меня, а вот сам правильный ответ (догадались, какой?) помрачнел и обхватил голову руками. Но с математикой не поспоришь, и у меня нарисовалось некое приимущество, в 6400 очков. Помниться, 6400 - это была сумма, необходимая для счастья Шуре Бологанову, но мне для счастья этого явно нехватало, Друзь не был еще повержен. Второй раунд только начался.
Я открыл тему "Ще не вмерла Украина". И тут знанием родного края нас поразил Лузерюк, ответив подряд на все вопросы, кроме за 200, который оказался кнопкой, и ее выиграл Друзь. Это было для него кстати, потому что принесло ему инициативу, а я отстойно замолчал. И вот так я позорно молчал, боясь расплескать накопленные 11200, до тех пор пока Александр не дошел до 8600 и не открыл под занавес второго раунда аукциончик. Эх, жалко как! Ну что мне стоило ответить хоть на какой-нибудь завалящийся дешевенький вопросец и теперь безопасно отсечь. Но как часто мы имеем дело не с нашими мечтами, а с суровой реальностью. А реальность эта состояла в том, что Друзь поставить весь свой ва-банк, которому я мог только противопоставить свой. И клянусь всеми отиметыми мною бабами, я это сделал! Да, я это сделал, и не жалею об этом до сих пор! Хотя тема была непроста - "Шляхта", хотя категория была высока - 1200. Но иногда стоит рискнуть, просто рискнуть, без оснований, без объяснений, просто по интуиции. А интуиция в наших делах чего-то да стоит.
Но с интуицией в этот день случилось что-то не то. Хреновая у меня оказалась интуиция, если совсем честно. Все свои денежки я с шумом "прошляхтил" на совершенно непотребном вопросе: в какой стране была эта самая гребаная шляхта? Откуда я вообще знаю, что это за блямба такая? Они что там, совсем с дуба порушились? Как можно спрашивать нормального человека про все эти елки-пихты? Правильный ответ я и до сих пор не помню, да и не хочу знать, это мне в жизни нисколько не пригодиться.
Но горе тому, кто подумал, что я сдался. Нет, не из той породы Побелкины! Моим предком был гордый варяг! И я решил всем это доказать.
Итак, начался самый остросюжетный раунд с утроенными номиналами. Мне пришлось начинать его с нуля, безо всяких надежд на успех. Преимущество Друзя было огромным. (На счету Аполлона Лузерюка было 1700, не так уж густо. Забегая вперед, он так и промолчал весь третий раунд, сохранив эту же сумму до финала.) Но я не позволил себе расслабиться и задавил кнопку изо всех сил. Пользуясь тем, что соперник расслабился, я стал выбирать темы, которые были мне наиболее симпатичны, в частности, тему "Пиво" я выбил всю целиком, и в общей сложности набрал на ней немного, немало - 4500! Друзь немного струхнул, и перебил инициативу, но я вошел в экстаз и повторил свой подвиг, ответив подряд на все вопросы темы "Бабы" (или как-то в этом роде называлось), что позволило мне в одночасье опередить грозного противника и с небольшим перевесом выйти в лидеры - а ведь с начала раунда прошло не так уж много времени. Теперь у меня было уже 9 тысяч, а у Эдигера только 8600. И как по мановенью волшебной палочки, я открыл аукцион! Ясно, что нельзя было отдавать инициативу, и ставка 8700 была очевидной. Друзь не смог со мной совладать, и вопрос достался мне. Тему я уже забыл, но вопрос оказался очень прост: "Все вы знаете этого игрока, у него отличная реакция". И игрока я этого знал не понаслышке (см. мою первую историю), и с реакцией познакомился в поликлинике. Ап! И у меня уже 17700!
Другой бы на моем бы месте расслабился, как это сделал Друзь в начале раунда, но не такой я человек, чтобы опустить руки. Нет, я решил вбить гвоздь в крышку гроссмейстерского гроба и сотворить рекорд. В этом раунде мне не было равных за всю историю существования передачи. Я подряд взял все шесть вопросов стоимостью 1500 изо всех шести тем, да еще и один очень сложный за 1200. Друзь отчаянно рвался до кнопки, но сейчас уступал мне в эрудиции, и поэтому подрастерял даже то, что имел. После того, как я милостиво подкинул ему кота в мешке, а он его взял (друзь ведь все-таки!), у гроссмейстера стало 7 тысяч, а у меня уже было, как нетрудно подсчитать, 27900.
И тут снова выпадает аукцион! Вот это интрига! Читатель, вниматеьлно следивший за ходом событий, помнит, что последним на кота отвечал Александр Абрамович (как же я пожалел тогда, что его пожалел тогда). Конечно же, великий Магистр сказал ва-банк! Мгновенно соориентировавшись в ситуации, я подсчитал следующее: если Друзь отвечает верно, у него 14000, а это уже конец раунда. Если он и в финале поставит все и угадает, а я лохонусь, никакая ставка уже не спасет меня от поражения (у него станет 28000, а у меня - даже меньше, чем 27900). Поэтому отдавать нельзя, это все равно, что пустить все на самотек псу под хвост. Нет, надо перебивать вабанком же! И к восторгу трибун я это сделаю!
Друзь пожал усами в предвкушении моего проигрыша, и я напрягся всеми силами. Со стороны Петра прозвучал вопрос. Тема была "Гробы" - честно говоря, совсем не моя, потому что я про гробы ничего не знаю, а у игроков, говорят, гробами называют сложные вопросы. Но ситуация обязывала рисковать, и что сделано, того не воротишь - ва банк был поставлен. А вопрос был такой: "Именно на это порубили все дубы здоровенные жлабы".
Я крепко задумался. Жлабов я в жизни повидал порядочно, в том числе и на лесоповале, но вот так, чтобы сразу про всех спрашивать в одном вопросе. Боясь ошибиться, в последний момент я рискнул переспросил, и когда Петр повторил, что-то показалось мне очень знакомым и забрезжило смутной надеждой. Времени оставалось совсем уже не много, когда в последний момент я сообразил, что это стиль моего любимого композитора и автора Володи Высоцкого. Судорожно перебрав все песни про жлабов, я в самый последний момент вспомнил "Лукоморье" и тяня время, быстренько пропел вслух с самого начала. К счастью, ведущий не перебивал, и уже на седьмой строчке зал взорвался аплодисментами. Оказалось, я все-таки розыскал нужную цитату, являвшуюся прямым ответом на вопрос!!
Словно по волшебству, сразу же прозвучал финальный гонг, и стало ясно, что последний игрок команды гроссов тоже сегодня отправится куковать и паковать чемоданы. Слишком уж велико было преимущество. Мои 55800 казались мне заоблачной суммой, с учетом того, с кем мне пришлось сразится. Я даже не знал, сколько поставить в финале, чтобы выигрыш был еще эффектнее.
К чести Друзя, он снес удар подобающим образом, и даже сохранил спокойствие и юмор. А заодно легко доказал мне, что я смело могу поставить очень большую сумму, не боясь поражения. В самом деле, если посмотреть с позиции самого Друзя, то очевидно, чтобы обеспечить себе победу при любом раскладе сил, мне достаточно ставить 28899. Ведь даже если он ответит верно, а я неверно, у меня останется 14001, а он со своими жалкими семью тысячами, никак не сможет набрать более чем 14000, даже бросив весь капитал на огонь амбразуры - и тогда всего, на один рублик, буквально на волосок, а я его сделаю! Мне правда претила бы такая вот некозистая победа, которая никак не отражала бы реального моего привосходства, но тем не менее это была бы победа, заслуженная в честном бою.
Но вот вопрос: а нельзя ли поставить больше, чем эта корявая немужская ставка? Оказалось, можно! В самом деле, если Друзь знает, что первое место ему в любом случае уже не светит, и тяжелая, крово-пролитная схватка за Главный Приз окончательно проиграна, то зачем терять все, когда можно выиграть локальное сражение, забить гол пристижа и занять почетное второе место, за которое, как изветсно, фирма Эрих Краузи дает набор цветных карандашей? Не хватало еще повторить "подвиг" Хошимова и занять позорное последнее место. Нет, ясен пень, что Друзю нет никакого смысла ставить все, достаточно поставить меньше, чем 4600 (скажем, 4598 или 4599), и тогда он по любому сохраняет за собой карандашики: даже если Лузерюк ставит вабанк (а у него, напомню, оставалось еще 1700), у того становится только лишь максимум 3400, а Друзь даже при ошибке сохранит, пусть на рублик, да больше, и завоюет "серебро" в сегодняшней встрече.
И вот тут в вычисленьях начинаеться самое интересное. Ведь я-то все это, что выше изложено понимаю! И со своей высокой колокольни знаю, что даже правильно ответив, Друзь наберет меньше, чем 11600 (7000+ставка Друзя, которая явно будет меньше, чем 4600). Значит, мне есть смысл поставить все 44200 (55800 - 44200 как раз и будет 11600!), и эта ставка совершенно безопасна, и ничему не угрожает. Зачем мне ставить много? Да за тем, что в случае успеха у меня будет 55800+44200 = 100000 !!! ВОЖДЕЛЕННАЯ СОТНЯ! Это будет легендарный рекорд!
Все это мне объяснил Александр Абрамович, сам бы я, пожалуй, не додумался - больно уж лихо и красиво закручено. Честно говоря, я не очень вникал в эти вычисления, но моей боевой гордости был брошен вызов, и я решил рискнуть, потому что только так мог доказать всем, что чего-то стою.
На финал мы оставили тему "Новый Год". Что было символично, учитывая, что эту последнюю игру покажут 31 декабря. (И только сейчас я заметил елочки вокруг табло.) Вопрос сводился к тому, чтобы правильно закончить следующую детскую загадку-стишок: "Красный нос и седовлас, кто я, дети?"
Полминуты мне показалось достаточно, чтобы дать логичный ответ. Первым на экране высветили плоды раздумий нашего аутсайдера Аполлона. Его ответ я не буду приводить по этическим нормам, хотя поэтическим нормам он вполне соответсвовал. Впрочем, ответ все равно был неправильный.
- Теперь ответ Жоры из Грязовца - огласил Петр. Я немного удивился, так как привык, что победителя для эффекта называют последним, но решил, что Друзю хотят дать прощальное последнее слово, и с замиранием сердца приготовился узнать, покорится ли мне вершина в сто тысяч, или это волнующее событие откладывается до следующего раза.
Я надеялся, что мой ответ "п@#@#@с" (а я ответил точно также, как и Лузерюк) засчитают (все-таки чего можно Юпитеру, того нельзя быку), но и этот ответ оказался неверен. Как и следовало ожидать, на моем счету осталось 11600. Я уже хотел было пожать Друзю руку за стойкое сопротивление, тем более, что он единственный дал на финальный вопрос правильный ответ (слабо угадать, какой?), что лишний раз свидетельствовало о том, что Александр Абрамович был достойным соперником. И тут выяснилось шокирующая новость.
О, коварный, коварный Друзь! Как подло обманул он меня! По гусарски пребрегя опасностью потерять карандаши и второе место, он поставил не меньше, чем 4600, а больше! 4601. И опередил меня на миниатюрный вонючий рубль.
Студия выпала в осадок. Где-то около двух секунд стояла зловещая тишина, а потом зал взорвался аплодисментами. Да, они аплодировали моему позору, ниспровержению кумира с пъедестала, они аплодировали зрелищу, невиданному доселе в Своей Игре.
Награждение команды гроссов, тачка, которая везла денежки - всего этого я уже не видел, потому что мне было тяжело оставаться спокойным в студии, где произошло такое вопиющая несправедливость, и я вышел прочь. И напрасно потом в кулуарах меня утешал Петя, говоря, что я сыграл великолепно и что вряд ли кто-то смог бы достичь лучшего, борясь с Друзем, и напрасно подходили по очереди зрители . Отаял я только тогда, когда подошел сам Друзь, уже забравший свою львиную долю от 21 килограмма, и предложил выпить водяры в местном кафешке. Присоединился к нам и Лузерюк (ставший уже традиционным участником в нашей тройке, чем бы мы не занимались), и мы отлично провели время за чарочкой, беседуя на разные интелектуальные темы. Друщь оказался не только отличным игроком в Свою Игру и Что? Где? Когда?, но и классным мужиком. И я даже перестал жалеть, что впервые в жизни проиграл.
Эпилог, или Что было потом
Морозным декабрьским воскресеньем на кануне Нового, 2003 Года, я сидел в родном холостяцком гнездышке и потягивал пивко, ожидая эфира с моим участием. Вчера как раз показали 47-ю игру команды, и сегодня должна была начаться моя великолепная, хоть и увы, так печально закончившаяся победная серия. Предвкушая зрелище и самолюбование, я смачно откупорил полуторку "Жигулевки"...
И тут по традиции раздался телефонный звонок.
- Георгий Сталенович? - спросил на том конце Петя, и я насторожился, чуть не пролив на себя пиво, потому что в нормальной ситуации он назвал бы меня просто Жорой.
Самые дурные мои предчувствия оправдались. Голос у Пети был потеряный, он чуть не плакал, он бил себя пятками в грудь, но сути это не меняло - я снова пролетел. Их сволочные математики обсчитались и не смогли уместить весь отснятый цикл в годичный цикл, а руководство канала кровь из носу требовало, чтобы финальные игры успели пройти до Нового Года и чтобы следующий год начался с новыми силами. Петр что-то плел мне про теракты в стране, из-за которых осенью пришлось отложить несколько передач, которые потом никак невозможно было наверстать - эфир им, видите ли, не давали!! - про то, что они готовы сделать со своей стороны все, что возможно, что они будут на руках меня носить. Но разве меня могли утешить их предательские руки?
Телек работал, пошли титры, на экране возник чрезвычайно самодовольный собою Петр, которого я в ту минуту буквально ненавидел каждой клеточкой своего туловища, и три оставшихся в живых гроссмесстера. К игровому столу вышел... нет, не Хошимов, а Друзь. Я, как и следовало ожидать, к столу не вышел.
Какое-то время я тупо вертел в руках бутылку ненужного теперь мне пива, а потом выплеснул накопившееся эмоции в одном яростном, отчаянном броске об стену. Бутылка разлетелась на такие мелкие брызги, что я находил их с пылесосом еще через полгода спустя.
Друзь, нагло ухмыляясь, обыгрывал каких-то лохов на каждом вопросе - разве такими видели мы, простые теле-зрители, финальные игры?
Нет, Сашу я ни в чем не виню, я потом позвонил ему, он объяснил, что у него не было другого выбора - пару дней назад редакция позвонила ему, попросила приехать в экстренном порядке (как и меня тогда!) с тем, что бы гарантировано выиграть и уложится в заданное количество передач. Он приехал и честно отыграл эту единственную игру.
Друзья мои дорогие, надеюсь, хоть вы понимаете, что я прав. Что правда - на моей стороне. Пожалуйста, если вам не трудно, напишите мне сюда слова поддержки, мне будет очень приятно получить их от вас. Я так нуждаюсь в утешении, до сих пор, хотя прошло столько лет. Вот сейчас, когда я заканчиваю свое повествование, те события настолько освежились в моей памяти, что слезы горячей обиды до сих пор душат меня, и застилают свет Божий.
Заранее спасибо всем за будущие комментарии!