Весьма не редким явлением в семьях с подрастающим поколением является неприятная неожиданность: внезапно пропавшие деньги, вещи или ценности. Естественной реакцией взрослых, когда проходит первое "не может быть" является шок, обида, злость на ребенка, разочарование, ощущение предательства своих надежд. Зачастую, такое проишествие толкает родителей на "крайние меры" в виде жестоких физических наказаний, но тем не менее, как и в ситуации с любой возникшей проблемой - необходимо ее решать максимально конструктивно.
Для начала определимся, чего делать нельзя ни в коем случае.
1. Называть ребенка вором, либо навешивать на него какие бы то ни было ярлыки. В сложных
воспитательных ситуациях необходимо выработать стратегию оценки ПОСТУПКА, а не РЕБЕНКА. То есть допустимо говорить о том, какой нехороший поступок совершило чадо, как этот поступок вас разочаровал, обидел и разозлил. Недопустимо говорить, что ваш ребенок является для вас теперь нехорошим, гадким и невыносимым. Также недопустимы высказывания в духе "Я тебя поил-кормил-обувал-одевал, а ты вот так мне платишь!". По большому счету, ребенок - не
долгосрочное вложение и ответственность за удовлетворение его витальных потребностей Вы
должны были взять на себя еще на стадии планирования семьи. И отнюдь не для расчета дивидентов. Как ни странно - это интуитивно осознает каждый ребенок, несмотря на частоту встречаемости "долговых обязательств".
2. Рассказывать об инциденте посторонним людям. Максимум, кто может быть посвящен в эту
проблему - второй родитель и члены семьи, живущие под одной крышей. Рассказывать приятелям и знакомым, с "педагогической" целью пристыдить ребенка и закрепить в нем дискомфорт от содеяного - унизительно и может вызвать в будущем закрепленный страх перед осуждением и оценкой посторонних людей, а также перманентный подсознательный стыд и ощущение себя бесконечно плохим.
3. Напоминать о воровстве впоследствии. Исчерпать инцидент необходимо одним крупным, серьезным разговором. И обсуждением (оповещением) принятых мер (например, какой-либо формы наказания). Упоминание в дальнейшем о произошедшем факте кражи - не более чем манипуляция, опирающаяся на чувство вины ребенка.
Прежде чем определять необходимость наказания и степень вины ребенка в целом, стоит выяснить подоплеку произошедшего. Основными причинами воровства в предпубертатном и пубертатном возрасте, как правило, являются следующие:
- Вымогательство старших детей, в школе, во дворе, в любом микросоциуме;
- Объективно существующая нехватка карманных денег, унизительно выглядящая для ребенка на фоне сверстников. На весах "честность" и "страх перед насмешками друзей" может оказаться тяжелее вторая чаша...
- В случае неадекватной самооценки ребенка, при самоощущении ненужности и неинтересности для окружающих, возможна "покупка" друзей материальными ценностями. Быть выгодным в дружбе - может быть единственным вариантом, который Ваш ребенок видит для себя во взаимодействии со сверстниками.
- Последний пункт существует не сам по себе, а объединяется с любой из вышеизложенных
причин: ребенку недостаточно Вашего внимания и Вы многое упускаете из его переживаний и внутреннего мира. Привлекать внимание родителей дети могут как позитивными поступками и
действиями, так и негативными, начиная от проступков, заканчивая болезнями.
Что же стоит делать родителям, столкнувшимся с подобной неприятностью?
Первым делом стоит стремиться наладить контакт с ребенком. Даже если Вам казалось, что у вас все здорово и вы понимаете друг друга с полуслова и знаете о своем ребенка ВСЁ - факт поступка ребенка говорит об обратном. Возможно, стоит обсуждать с ним некоторые этические темы, примеры из жизни собственной или окружающих людей, давать ребенку высказывать свое мнение и видение ситуаций. Велик шанс того, что вы узнаете много нового о степени взрослости вашего ребенка в подобных разговорах, если, конечно, будете его Слушать.Также, стоит ставить ребенка в партнерскую позицию по отношению к дому, покупкам, принятию решений. Такие взаимоотношения повысят самооценку и самоуважение ребенка, наглядно продемонстрируют финансовые аспекты семьи, а заодно - ознакомит его с ответственностью взрослой жизни.
Также необходимо структурировать обращение ребенка с деньгами. Для этого необходимо, чтоб карманные деньги присутствовали определенной суммой стабильно, и, желательно, не выдавались ежедневно, а единоразово на некоторый срок (неделю, месяц). Умение планировать затраты - пригодится и во взрослой жизни.
http://vkontakte.ru/note12742303_10968039