Наш ответ "Американской готике"

Jan 11, 2020 23:45

"Американская готика" - пожалуй самая известная картина художника Гранта Вуда. Причём - известная скандально. Написано полотно было в 1930 году и в настоящее время находится в галерее города Чикаго.





На картине изображена семья американского фермера со Среднего Запада на фоне своего дома. В руке у мужчины вилы, причём держит он их так, как держат оружие. То-есть - мужчина - хозяин дома, намерен не пустить чужаков в свои владения.
Моделями для художника послужили его сестра Анна (Нэн) и знакомый врач-дантист Байрон Маккиби.
Лица людей на портрете нельзя назвать жизнерадостными. Угрюмая женщина и сурового вида мужчина мрачно смотрят вдаль. Оно и понятно. Писал своё полотно автор во время Великой Депрессии. В самой Америке, а точнее - в штате Айова, откуда Вуд был родом, картину не приняли. Проще говоря - айовцы обиделись. Они усмотрели в полотне сатиру на американскую глубинку.
А между тем картина Вуда гораздо сложнее и глубже, чем кажется на первый взгляд.
Во-первых: Вуд использовал очень сложную композицию: в полотне сочетаются и пересечение горизонтальных и вертикальных линий, и круги, все детали зрительно уравновешивают друг друга. Вилы в руке мужчины зрительно сочетаются с трёхчастным переплётом окна дома за его спиной и строчкой на груди комбинезона. Круглый вырез передника женщины как бы подчёркивает овал лица.


Но мало кто заметил, что у нас в России есть свой "ответ" этой картине. Художник Константин Васильев написал свою версию. Причём в нескольких вариантах. Здесь два варианта этой картины: "Нечаянная встреча" и "У окна". Художник этот мало известен широкой публике, точнее - картины его, может быть, видели многие, а вот фамилию автора знает, наоборот, мало кто.
На картине тоже изображена пара, но совсем в других позах и антураже. Да и настроение у картины другое - это любовная лирика в чистом виде. Причём русская лирика.
Как и в случае с Вудом, женской моделью Васильеву служила его сестра.


Васильев в своих картинах широко применял принцип "золотого сечения". И точно так же, как и в картине Вуда чётко и ритмично чередуются пересечение вертикальных и горизонтальных линий, кругов и овалов. Только вот настроение другое.
А ещё - оба художника рано ушли из жизни: Вуд умер в 1942 году от рака, а Васильев трагически погиб в 1976.

культур-мультур, Чуланчик, картинки

Previous post Next post
Up