Начало здесь:
https://z-laya.livejournal.com/931336.htmlТам же ссылки на два предыдущих поста.
Мой ЖЖ-френд
nord_ursus меня поправил, сказав, что советско-финских войн было не три, а четыре. Кроме войны 1918-20 гг, была ещё одна, начавшаяся почти сразу после окончания первой, в финской историографии известная, как "карельское восстание". Хотя никаким восстанием там и не пахло. Было обычное вторжение с попыткой оттяпать Восточную Карелию.
Вы ж понимаете - ну пекло Маннергейму создать "Великую Финляндию"!
По-моему, ребята, это такой комплекс всех "малых" народов и бывших национальных окраин: показать вчерашней метрополии, что и они не лыком шиты.
Итак, близость границы ко второму по величине и значению городу в стране - к Ленинграду, не могла не тревожить наше руководство.
К тому же наше руководство прекрасно осознавало, что в случае нападения на СССР Германия, являвшаяся союзником Финляндии, вполне может нанести удар и через Финляндию.
В марте 1939 года СССР официально заявил, что желает арендовать на 30 лет острова Гогланд, Лаавансаари (ныне Мощный), Тютярсаари и Сескар. Уже позже, в качестве компенсации, предложили Финляндии территории в Восточной Карелии. Маннергейм был готов отдать острова, поскольку их всё равно практически невозможно было ни оборонять, ни использовать для охраны Карельского перешейка. Однако переговоры были безрезультатными и прекратились 6 апреля 1939 года. Кроме того, наша сторона не раз обращалась к Финляндиии с предложениями территориального обмена.
Дело в том, что Ленинград-Петербург и так имеет одну "ахиллесову пяту": он практически не защищён с моря. Войдя в акваторию Петербургского Морского порта, а она начинается с разу же за Благовещенским мостом, корабль оказывается в самом центре города. И с моря Петербург прикрывает только Кронштадт. До революции Петербург кроме Кронштадта защищали военные базы в Хельсинки (Гельсингфорсе), Котке, Таллинне и Риге.
После революции и обретения Прибалтикой и Финляндией независимости, Ленинград превратился в приграничный город. Срочно понадобилось возвести укрепрайоны на границе с новообразованными государствами. Один такой укрепрайон в 30-х гг был возведён на южном берегу Финского залива, на территории нынешних ломоносовского и Кингисеппского района. Для этого понадобилось переселить вглубь страны население нескольких сельсоветов. В основном это были финны-ингерманландцы, жившие на этих землях со времён шведского владычества, а то и раньше - со времён Великого Новгорода. Это событие дало основание некоторым финским историкам лить слёзы о "репрессированных" финнах в СССР. Даже киношку сваяли и книжень издали у себя с одноимённым названием: "Родина, которую украли". В 90е крутили его по ящику у нас. Хотя переселяли людей организованно, давали транспорт под вещи, выплачивали "подъёмные", небольшие, правда, но всё-таки. И переселяли не в Сибирь, или ещё куда, а в соседние районы: Лужский и Гатчинский.
О форте Красная Горка, как о части укрепрайона на южном берегу Финского залива я уже как-то писала.
Кроме того, СССР не раз предлагал Финляндии заключить Договор о взаимопомощи. Такой договор, в частности, предусматривал и военную помощь со стороны СССР в случае вторжения в Финляндию. Но финская сторона отвергла это предложение, как противоречащее политике "абсолютного нейтралитета". А абсолютного нейтралитета, как известно не бывает. И финны тоже строили укрепрайоны на границе. Про "Линию Маннергейма", думаю, знают все. А кроме неё был ещё так называемый "Карельский вал", проходивший в том числе в районе Рощино, носившего тогда название Райвола.
5 октября 1939 финские представители были приглашены в Москву для переговоров «по конкретным политическим вопросам». Переговоры проходили в три этапа: 12-14 октября, 3-4 ноября и 9 ноября. Финляндию представлял посланник, государственный советник Ю. К. Паасикиви, посол Финляндии в Москве Аарно Коскинен, чиновник министерства иностранных дел Йохан Нюкопп и полковник Аладар Паасонен. Во второй и третьей поездке уполномоченным вести переговоры наряду с Паасикиви был министр финансов Таннер. В третьей поездке добавился государственный советник Р. Хаккарайнен.
На этих переговорах впервые зашла речь о близости границы к Ленинграду. Иосиф Сталин заметил: «Мы ничего не можем поделать с географией, так же, как и вы… Поскольку Ленинград передвинуть нельзя, придётся отодвинуть от него подальше границу».
Представленный советской стороной вариант соглашения выглядел следующим образом:
1. Финляндия переносит границу на 90 км от Ленинграда.
2. Финляндия соглашается сдать в аренду СССР сроком на 30 лет полуостров Ханко для постройки военно-морской базы и размещения там четырёхтысячного воинского контингента для её обороны.
Советскому военному флоту предоставляются порты на полуострове Ханко в самом Ханко и в Лаппохья (фин.)русск.
3. Финляндия передаёт СССР острова Гогланд, Лаавансаари (ныне Мощный), Тютярсаари и Сейскари.
4. Существующий советско-финляндский пакт о ненападении дополняется статьёй о взаимных обязательствах не вступать в группировки и коалиции государств, враждебные той или другой стороне.
5. Оба государства разоружают свои укрепления на Карельском перешейке.
6. СССР передаёт Финляндии территорию в Карелии общей площадью вдвое больше полученной финской (5 529 км²).
7. СССР обязуется не возражать против вооружения Аландских островов собственными силами Финляндии.
СССР предложил обмен территориями, при котором Финляндия получила бы более обширные территории в Восточной Карелии в Реболах и в Пораярви.
СССР обнародовал свои требования до третьей встречи в Москве. Заключившая с СССР договор о ненападении Германия посоветовала финнам на них согласиться. А Геринг вообще намекнул финскому послу, что на помощь Германии. В случае чего, надеяться не стоит.
Однако, Государственный совет не пошёл на выполнение всех требований СССР, так как общественное мнение и парламент были против. Вместо этого был предложен компромиссный вариант - Советскому Союзу были предложены острова Суурсаари (Гогланд), Лавенсари (Мощный), Большой Тютерс и Малый Тютерс, Пенисаари(Малый), Сескар и Койвисто (Берёзовый) - цепочки островов, которая тянется вдоль основного судоходного фарватера в Финском заливе, и ближайших к Ленинграду территорий в Териоках и Куоккала (ныне Зеленогорск и Репино), углублённых в советскую территорию. Московские переговоры прекратились 9 ноября 1939 года. Они завершились так же безрезультатно, как и переговоры в апреле того же года. А по сути - являлись ещё одной попыткой отодвинуть начало войны, которая уже осознавалась как неизбежность.
26 ноября 1939 года произошёл так называемый «Майнильский инцидент», о деталях которого историки спорят по сей день. В районе деревни Майнила возле советско-финской границы группа советских военнослужащих подверглась артиллерийскому обстрелу с финской стороны и понесла потери. Погибли и гражданские жители. По этому поводу наша сторона обратилась к финнам с довольно умеренной нотой, в которой просила всего лишь "разобраться" в произошедшем. На что финны нахально ответили, что-де "вы сами себя обстреляли". Ничего не напоминает? Сами себя обстреливают... кондиционеры взрываются... ну да, ну да! Проходили уже! После этого нашим уже ничего не оставалось: было объявлено о денонсации мирного договора с Финляндией, а 30 ноября части Красной Армии, стоящие на границе с Финляндией, получили приказ перейти границу. Ответственность за начало военных действий была полностью возложена на Финляндию.
Про саму войну много где написано, так что повторяться не буду. Причины войны просты, как портянка - получить военным путём то, чего не удалось достичь мирными переговорами. Хотя, справедливости ради, для СССР война явилась вынужденной мерой.
А бабушка по отцу, ныне покойная, рассказывала мне, как накануне той войны по городу, точнее по домам, ходили "люди в штатском" и изымали у жильцов телефонные книги с фамилиями и адресами, а так же карты города. Якобы и к ним приходили. И что в начале войны, которое было крайне неудачным для нашей стороны, в Ленинграде была слышна канонада. И тогда впервые стали заклеивать окна бумажными полосками крест-накрест. И в Ленинграде ввели затемнение и комендантский час, потому что и тогда город был прифронтовым.
А ещё на той войне погиб дед моего первого мужа - Павел Сакердонович Игнашев, уроженец деревни Рассохино Сямженского района Вологодской области. Он был обозником и их всех расстреляли финские снайперы-"кукушки", когда они везли какой-то груз к передовой. Финны вообще очень широко применяли в той войне тактику диверсионно-партизанской войны.
В 1940 году, поняв, что война проиграна, наши заняли Выборг и готовились идти на Хельсинки, финны запросили мира. Практически все требования СССР по части территории были удовлетворены.
Последняя советско-финская война проходила с 1941 по 1944 гг и была частью Великой Отечественной. Части финской армии участвовали в блокаде Ленинграда, оккупировали Петрозаводск и даже дошли до Ошты в Вологодской области.
Сейчас Сестрорецк и Зеленогорск - это часть города Петербурга. В 90-х годах из них был образован Курортный район и добраться туда можно на обычном рейсовом автобусе от станции метро «Чёрная Речка», и новой станции "Беговая", или от «Старой Деревни». А в 30-е годы прошлого века, когда по реке Сестре проходила государственная граница. Зеленогорск назывался Териоки и находился за границей - на территории Финляндии.
До революции это были дачные места, где недорогие дачи на всё лето снимали чиновники, небогатые купцы, разночинцы и прочая непритязательная публика. Добирались сюда на извозчиках, либо на дачном поезде, ходившем с Финляндского вокзала.