Ну что же. Пару слов в заключение. Путешествие мне самой понравилось)))))))))))))))))
И ещё немного буковок и картинок про Русский Север и его культуру.
Я уже делала серию очерков на эту тему, кому охота - ищите по тэгам "Россия" и "этнография".
Уже упоминала, что вплоть до середины ХХ века на Севере рассказывали былины - про Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича, про Микулу Селяниновича и других героев земли Русской.
Многие современные историки склоняются к мысли, что Алёша Попович был реальным историческим персонажем, в то время как тот же Добрыня - это собирательный образ, одним из прототипов которого был дядя Владимира Крестителя, брат его матери Малуши, крестивший Новгород "огнём и мечом". Илья Муромец тоже имел прототипов, один из которых был монахом Киево-Печерской Лавры и потом был канонизирован Русской Православной Церковью. А Алёша был сыном священника из Ростова Великого (отсюда и прозвище Попович) и погиб он в битве на Калке 31 мая 1223 года. Это была первая встреча русских с монголо-татарами. русские в этой битве выступили в союзе с половцами, но те в разгар битвы бежали с поля боя. А русские дружины действовали несогласованно. Русские дружины были разбиты, захваченных в плен монголы не пощадили. На из спины положили доски и монгольские воины пировали, сидя на них, как на лавках. Почти все пленные или были раздавлены, или задохнулись. Именно с этого печального события и начался закат Древней Руси. Закончилась эпоха богатырей. Впереди Русь ждали суровые испытания из которых она вышла уже совсем другой.
А после Батыева нашествия, которое произошло в 1237-40 годах, население русских земель массово побежало на север от неведомой прежде беды. Монголы действительно прошлись по русским княжествам как смерч, ураган и всадники Апокалипсиса вместе взятые. Собственно, эти трагические события современные историки считают началом так называемого "могноло-татарского ига". Хотя тут мнения расходятся. Многие, в том числе и Лев Гумилёв, считают, что никакого "ига" не было, а был военно-политический союз русских князей (и то не всех) с Ордой. Да, часть русских князей дали вассальную присягу монгольским ханам. Но на тот момент другого выхода просто не было. Не было у русских сил противостоять и монголам, и Западу.
Итак, коренные русские земли - Киевское, Черниговское, Новгород-Северское и Галицко-Волынское княжество, Курские и Рязанские земли были опустошены. Киев после Батыева нашествия больше ста лет простоял практически пустым и разрушенным. Население бежало в леса и дальше, на север, в Ростово-Суздальское и Владимирское княжества, в Новгородские земли. А вместе с населением уходила и культура. Именно на Русском Севере, куда в основном уходили от войн и смут русские люди, вплоть до недавнего времени сохранялись русская старина. Действие былин разворачивается в основном в Киеве и его окрестонстях, но жители современной Украины былин не помнят и не знают. Вместо былин там "думки" о гайдамаках. А "думка" от былины отличается как кабацкий шансон от классической оперы. И сюжеты другие, и герои.
В русских былинах тоже появились, под влиянием времени, новые герои и сюжеты: Авдотья Рязаночка, которая не побоялась отправиться в Орду, чтобы выручить из плена брата и мужа и Василиса Микулишна, тоже отправившаяся в Орду за пленным мужем-князем, легенда о граде Китеже, ушедшем под воду, потому что его жители не хотели сдаться врагам.
Жителей Галича Волынского, уведённых в рабство, сумели выкупить жители других русских княжеств, нашествию не подвергшихся. Деньги собирали всем миром. Людей выкупили, для жительства им отвели место в Костромских лесах. Так появился в Костромской земле город Галич. Люди дали ему название в память о покинутой родной земле.
О том, что такое Русский Север, какие территории можно отнести к нему, я уже писала. И о том, как именно проходила колонизация северных земель тоже.
Прямыми потомками древних новгородцев следует считать поморов - жителей побережья Белого моря от Кольской губы до устья Двины и, частично, двинян - живущих по берегам Северной Двины, Мезени и Печоры. Так вот Михаил Ломоносов, наш великий учёный, был не помором, а двинянином.
Позднее, уже после церковного раскола в эти глухие места бежали последователи протопопа Аввакума и новгородские земли стали оплотом русского старообрядчества. Знаменитой боярыне Морозовой только в Кижском погосте принадлежало более 70 деревень.
Click to view
Так называемые часовенные звоны. Для кажого типа храмов были свои колокольные звоны. Для церквей одни, для монастырей другие, для часовен тоже свои. Праздники тоже были храмовые (престольные) и часовенные. Под колокольные звоны водили хороводы.
Продолже.. сле...