Начало тут:
https://z-laya.livejournal.com/921220.htmlhttps://z-laya.livejournal.com/921388.htmlhttps://z-laya.livejournal.com/921923.htmlhttps://z-laya.livejournal.com/922114.htmlhttps://z-laya.livejournal.com/922370.htmlИ во первых строках моего поста хочу сказать несколько слов не о Кижах. А о нём. О футболе. И ВСЁ РАВНО ЭТО БЫЛО КРУТО! Наши бились насмерть! И всё равно мы победили потому что ЧМ всё равно наш! РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ!
А все прочие мандолаи шумерские пускай сдохнут в корчах.
Ну, итак, Кижи. Будет многафотак и многабукафф. Хотя про Русский Север и его историю я уже писала не раз. Кому охота - по тэгу "Этнография" и "Россия".
Само название "Кижи" происходит от старокарельского "кижат" - гульбище, сборище, игрище. Во времена язычества карельские племена устроили на острове капище и приносили там жертвы, устраивали праздники, отсюда и название. Надо сказать - многие храмы и монастыри возникли впоследствии именно на месте языческих капищ.
Остров стал центром Кижского погоста. В наше время слово "погост" в первую очередь ассоциируется с кладбищем, однако в древней Руси погостом называли административно-территориальную единицу, как сейчас сельсовет. Центром погоста был приходский храм. если приход и погост были богатыми, то церквей было две - летняя и зимняя. Зимняя обычно была меньше по размерам, чем летняя. Кроме чисто религиозного предназначения - места где молились и совершали таинства, церковь на Севере была ещё и административным зданием. Нередко после церковной службы там устраивались собрания и сельские сходы.
И знаете - есть в реставрации и свои плюсы. Во-первых: это ужасно интересно.
Покровская церковь, та самая, 22-главая. Церковь отдельно -
главки отдельно. Главки кроют осиновыми "лемехами", так же как и в XVIII веке. И вытёсывают их точно так же вручную топором. Служит такая крыша лет 30-40.
Вот так их делают. И пахнет свежая осина почему-то яблоками.
Реставрировать церковь начали снизу вверх и сейчас реставрация на завершающем этапе. Закончить обещают в следующем году.
Строила церковь плотницкая артель под руководством некоего плотника Нестора, который, по преданию, построил её "одним топором, без единого гвоздя, а потом бросил топор в озеро и сказал "Не будет больше такой!"
Всё это не более чем легенда. Ну, про "срубы без единого гвоздя" я уже писала, повторяться не буду. Здесь добавлю, что только плотницких топоров существует как минимум пять разновидностей. Так что про "одним топором" тоже никакой критики не выдерживает. А то, что Нестор как реальная личность вполне мог существовать - не спорю. И что он мог руководить плотницкой артелью тоже. Причём артель была достаточно большой, с чётким разделением труда: одни рубили сруб, другие вытёсывали лемеха для кровли и главок, третьи тесали плахи для пола, четвёртые делали деревянные наличники-причелины. А были ещё кашевары и возчики, подвозившие брёвна и подсобные работники, обычно из местных...
Старинное кладбище, сохранившееся у стен церкви.
Поскольку население было малочисленным и достаточно рассеянным, деревни малодворными, то Кижский погост занимал достаточно большую площадь. Примерно, как современный район.
Бонусом - небольшой видос. Подплываем к Кижам.
Вторая самая известная достопримечательность Кижей - это дом Нестора Ошевнева. Причём фамилия его произносится именно как Ошевнев, а не Ошевнев. Ошевнев был богатым крестьянином, в Петербурге у него была своя лавка. Торговал он шёлком и другими текстильными товарами.
Сам дом впечатляет своими размерами. Его площадь - 2000 кв. м. Из них половину занимает крытый двор.
Как я уже писала в очерках про русский северный дом типов связи "дом-двор" было несколько, но разновидностей всего две: однорядная и двухрядная. К однорядным относятся "дома-брусы", а к двухрядным "кошели", "глаголи", "Т-образная" связь и "дом-о-дву-конь". Дом "Ошевнева - это типичный "дом-кошель". когда крытый двор пристраивается сбоку к жилой части и объединяется с ней ассиметричной двускатной крышей.
В нижнем этаже находились помещения, где жили постоянно. Не смотря на то, что семья была довольно богатой, обстановка довольно скромная.
В кадре - сотрудница музея с дочкой прядут лён.
А вот на втором этаже находились парадные горницы.
Здесь у хозяина было что-то вроде кабинета.
И здесь принимали гостей.
Сарай-поветь. Сарай служил сеновалом, мастерской, летом на нём спали, а зимой даже устраивали танцы.
Продолже... сле...