Устное предание может обрастать подробностями каждый день и наоборот, некоторые подробности могут опускаться и, соответственно, вовсе исчезнуть. В таком анализе нет смысла, т.к. предание может отражать актуалии на момент его рассказа, а это может быть и 19 век, да и вообще сведения к действительности и первоначальному варианту предания не имеющие отношения, а важные лишь для рассказчика или такие, которые рассказчик считает важными/интересными и стоящими включения в свой вариант предания. Повторюсь, такие памятники сохраняют только основной, часто самый основной -- стержневой контекст. Может быть это только поляки (засели иноземцы в народной памяти), может это только гора свезённых камней (что тоже необычно для наших мест), может это только некий деятель террорезировавший округу (что менее вероятно, таких деятелей была тьма за историю города). Короче, надо выделить основной "меседж" и работать с ним.
Поляки иноземцами на момент написания работы Шпилевским уж точно не были. В остальном - более чем согласен, если говорить техническим языком, то скорее всего в таких преданиях полезный сигнал уже гармонически неотличим от белого шума.
Ну, я мягко говоря с трудом себе представляю устное предание, пережившее 40 поколений в местности, где генофонд за это время полностью обновился раза 3. Сдается мне, что версия Сергеева где Менеск выступает как злодей-поляк - это вообще из области имперской пропаганды.
Ну почему - преданию вполне могло быть лет 100 на середину XIX века. Кстати, а есть примеры преданий, которые сохранились бы до сих пор и имели хотя бы достоверную трехсотлетнюю историю? Я имею ввиду территорию нынешней Беларуси.
Если так считать, то по нему мы не можем судить об основании города, только о представлениях об этом минчан сер. 18 ст., что тоже само по себе не мало. Т.е. топикпастер распинается тут вдвойне зря :)
Думаю, в каждом белорусском городе/деревне, с более-менее какой-то историей, сохранились давние предания. На вскидку, напр. в д. Ляхчицы есть предание о Княжей горе с корнями явно из 13 века.
"В Покровской церкви деревни Хабовичи, в приход которой входят Ляхчицы, хранилась летопись о событиях, связанных с урочищем"
Информация о событии, записанная и переданная на хранение, может жить тысячелетиями - тут нет вопросов. И при этом многократно воспроизводиться как народное предание. В устной же форме - вряд ли протянет 10 поколений, мне так кажется.
Все летописи наперечёт, эта "летопись" всего лишь запись приходским священником/прихожанами, сделанная совсем недавно -- намного позже чем Шпилевский записал минскую легенду.
Ну, ясно, что не в 13 веке. Но источник-то, по всей видимости в Ипатьевской. Рискну предположить, что такие предания в качестве народных могли возникнуть под влиянием деятельности Иосифа Семашко и восстановления православной мифолгии. Но это только моя гипотеза. Тут уместнее смотреть на чисто народный фольклер, не продублированный в письменных источниках. Вот в Троках, например, у общины караимов есть пословица, где явно упоминается Витовт, и это ОЧЕНЬ круто. Но там очень специфические условия - микроскопический народ, который во времена Витовта туда был переселен, жил по островному принципу и до сих пор там живет. Плюс у них зАмок всегда перед глазами, чтобы нечаянно не забыли :) Вот есть у нас народные пословицы о Витовте? Или хоть что-нибудь из тех времен.
Нет, в Ипатьевской Ольга только упоминается, а это неизвестный другим источникам эпизод. Легенда, как и гора существовала до Семашко.
"Каб табе на Крэва камень цягаць" -- подходит? Что касается караимов, то случай слишком особый -- когда-то практически каста при вел.кн., очень закрытое сообщество, таких ещё поискать. Хотя в принципе ничего удивительного, напр. в литовском языке слово "хозяин" происходит от имени Владимир, остаётся догадаться какой Владимир сему виной. Однако, мы слишком удалились от темы.
Вообще, нужно определиться чего мы хотим. На основании предания делать предположения об основателе (или обстоятельствах основания) города или только установить время появления известного нам (последнего?) варианта предания об этих событиях?
Reply
Reply
Reply
Сдается мне, что версия Сергеева где Менеск выступает как злодей-поляк - это вообще из области имперской пропаганды.
Reply
Reply
Кстати, а есть примеры преданий, которые сохранились бы до сих пор и имели хотя бы достоверную трехсотлетнюю историю? Я имею ввиду территорию нынешней Беларуси.
Reply
Reply
Reply
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8F%D1%85%D1%87%D0%B8%D1%86%D1%8B#.D0.9A.D0.BD.D1.8F.D0.B6.D0.B0.D1.8F_.D0.B3.D0.BE.D1.80.D0.B0
"В Покровской церкви деревни Хабовичи, в приход которой входят Ляхчицы, хранилась летопись о событиях, связанных с урочищем"
Информация о событии, записанная и переданная на хранение, может жить тысячелетиями - тут нет вопросов. И при этом многократно воспроизводиться как народное предание. В устной же форме - вряд ли протянет 10 поколений, мне так кажется.
Reply
Reply
Тут уместнее смотреть на чисто народный фольклер, не продублированный в письменных источниках. Вот в Троках, например, у общины караимов есть пословица, где явно упоминается Витовт, и это ОЧЕНЬ круто. Но там очень специфические условия - микроскопический народ, который во времена Витовта туда был переселен, жил по островному принципу и до сих пор там живет. Плюс у них зАмок всегда перед глазами, чтобы нечаянно не забыли :) Вот есть у нас народные пословицы о Витовте? Или хоть что-нибудь из тех времен.
Reply
"Каб табе на Крэва камень цягаць" -- подходит? Что касается караимов, то случай слишком особый -- когда-то практически каста при вел.кн., очень закрытое сообщество, таких ещё поискать. Хотя в принципе ничего удивительного, напр. в литовском языке слово "хозяин" происходит от имени Владимир, остаётся догадаться какой Владимир сему виной. Однако, мы слишком удалились от темы.
Reply
Reply
Leave a comment