Leave a comment

maksim_l November 21 2011, 09:26:19 UTC
Устное предание может обрастать подробностями каждый день и наоборот, некоторые подробности могут опускаться и, соответственно, вовсе исчезнуть. В таком анализе нет смысла, т.к. предание может отражать актуалии на момент его рассказа, а это может быть и 19 век, да и вообще сведения к действительности и первоначальному варианту предания не имеющие отношения, а важные лишь для рассказчика или такие, которые рассказчик считает важными/интересными и стоящими включения в свой вариант предания. Повторюсь, такие памятники сохраняют только основной, часто самый основной -- стержневой контекст. Может быть это только поляки (засели иноземцы в народной памяти), может это только гора свезённых камней (что тоже необычно для наших мест), может это только некий деятель террорезировавший округу (что менее вероятно, таких деятелей была тьма за историю города). Короче, надо выделить основной "меседж" и работать с ним.

Reply

au_hey_there November 21 2011, 11:11:44 UTC
Поляки иноземцами на момент написания работы Шпилевским уж точно не были. В остальном - более чем согласен, если говорить техническим языком, то скорее всего в таких преданиях полезный сигнал уже гармонически неотличим от белого шума.

Reply

maksim_l November 21 2011, 11:44:43 UTC
на момент событий (11 век) -- были, если мы всё-таки хотим считать, что предание это ровесник основания города

Reply

au_hey_there November 21 2011, 12:49:17 UTC
Ну, я мягко говоря с трудом себе представляю устное предание, пережившее 40 поколений в местности, где генофонд за это время полностью обновился раза 3.
Сдается мне, что версия Сергеева где Менеск выступает как злодей-поляк - это вообще из области имперской пропаганды.

Reply

maksim_l November 21 2011, 15:44:16 UTC
В таком случае, обсуждать вообще нечего. Но, как показывает практика, предания переживают ещё и не такие потрясения и временные периоды.

Reply

au_hey_there November 21 2011, 15:49:51 UTC
Ну почему - преданию вполне могло быть лет 100 на середину XIX века.
Кстати, а есть примеры преданий, которые сохранились бы до сих пор и имели хотя бы достоверную трехсотлетнюю историю? Я имею ввиду территорию нынешней Беларуси.

Reply

maksim_l November 21 2011, 15:57:59 UTC
Если так считать, то по нему мы не можем судить об основании города, только о представлениях об этом минчан сер. 18 ст., что тоже само по себе не мало. Т.е. топикпастер распинается тут вдвойне зря :)

Reply

maksim_l November 21 2011, 16:06:23 UTC
Думаю, в каждом белорусском городе/деревне, с более-менее какой-то историей, сохранились давние предания. На вскидку, напр. в д. Ляхчицы есть предание о Княжей горе с корнями явно из 13 века.

Reply

au_hey_there November 21 2011, 20:07:58 UTC
Почитал, интересно, спасибо. Но есть нюанс:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8F%D1%85%D1%87%D0%B8%D1%86%D1%8B#.D0.9A.D0.BD.D1.8F.D0.B6.D0.B0.D1.8F_.D0.B3.D0.BE.D1.80.D0.B0

"В Покровской церкви деревни Хабовичи, в приход которой входят Ляхчицы, хранилась летопись о событиях, связанных с урочищем"

Информация о событии, записанная и переданная на хранение, может жить тысячелетиями - тут нет вопросов. И при этом многократно воспроизводиться как народное предание. В устной же форме - вряд ли протянет 10 поколений, мне так кажется.

Reply

maksim_l November 21 2011, 20:18:25 UTC
Все летописи наперечёт, эта "летопись" всего лишь запись приходским священником/прихожанами, сделанная совсем недавно -- намного позже чем Шпилевский записал минскую легенду.

Reply

au_hey_there November 21 2011, 21:12:33 UTC
Ну, ясно, что не в 13 веке. Но источник-то, по всей видимости в Ипатьевской. Рискну предположить, что такие предания в качестве народных могли возникнуть под влиянием деятельности Иосифа Семашко и восстановления православной мифолгии. Но это только моя гипотеза.
Тут уместнее смотреть на чисто народный фольклер, не продублированный в письменных источниках. Вот в Троках, например, у общины караимов есть пословица, где явно упоминается Витовт, и это ОЧЕНЬ круто. Но там очень специфические условия - микроскопический народ, который во времена Витовта туда был переселен, жил по островному принципу и до сих пор там живет. Плюс у них зАмок всегда перед глазами, чтобы нечаянно не забыли :) Вот есть у нас народные пословицы о Витовте? Или хоть что-нибудь из тех времен.

Reply

maksim_l November 21 2011, 21:37:11 UTC
Нет, в Ипатьевской Ольга только упоминается, а это неизвестный другим источникам эпизод. Легенда, как и гора существовала до Семашко.

"Каб табе на Крэва камень цягаць" -- подходит? Что касается караимов, то случай слишком особый -- когда-то практически каста при вел.кн., очень закрытое сообщество, таких ещё поискать. Хотя в принципе ничего удивительного, напр. в литовском языке слово "хозяин" происходит от имени Владимир, остаётся догадаться какой Владимир сему виной. Однако, мы слишком удалились от темы.

Reply

maksim_l November 21 2011, 15:53:15 UTC
Вообще, нужно определиться чего мы хотим. На основании предания делать предположения об основателе (или обстоятельствах основания) города или только установить время появления известного нам (последнего?) варианта предания об этих событиях?

Reply


Leave a comment

Up