Originally posted by
a_sinkiewicz at
Freigeld по-белорусскиВ майском номере журнала "Бизнес-ревю" вышло интервью со мной, которое я давал Юрию Смирнову, автору
интереснейшего блога "Идеи из будущего". Ниже публикую текст, взятый
из этого блога:
Мы уже писали о
теории свободных денег (Freigeld) Сильвио Гезелля и опыте их использования в
российском селе Шаймуратово. Экономист Александр Синкевич рассказывает, какие шаги в этом направлении предпринимаются в Беларуси.
- Всякий разумный человек видит, насколько неустойчива сложившаяся конструкция мировой экономики: кризис, возникший в одной стране, накрывает весь мир, - говорит Александр Синкевич. - Но ошибочно было бы думать, что этой конструкции нет альтернативы. Выражаясь компьютерным языком, мир должен перейти от «одноранговой сети», «маршрутизатор» которой находится в руках мировой финансовой элиты, к «доменной системе», которая гарантирует устойчивое развитие каждого региона, а значит, и мировой экономики в целом.
- Как это может выглядеть на практике?
- Поясню на примере некоммерческого проекта «Цитадель», одним из инициаторов которого я являюсь. Проект стартовал в Беларуси в конце минувшего года. В списке его целей - формирование системы выживания и развития как на уровне малой родины (условно говоря, территории, которую человек может объехать на велосипеде), так и страны в целом. Система должна расти естественным путем - снизу вверх. Поэтому мы начинаем свою работу с самых простых вещей: с обучения фермеров и хозяев агроусадеб основам взаимопомощи, кооперации, взаимного кредитования и т. д. К сожалению, большинство белорусов не только ничего не знают о распространенных в мире LETS-системах*, банках времени** и других формах локальных сообществ, но даже не понимают выгод элементарной взаимопомощи. Типичный хозяин агроусадьбы ориентируется на туристов, для которых отдых - это исключительно «выпить и закусить», и совершенно не задумывается, что при первых же ударах кризиса этот незатейливый бизнес рухнет. И только кооперация с соседями его спасет.
*Local Exchange Trading Systems - местные торгово-обменные системы или системы взаимного кредита. Сегодня в мире насчитывается свыше 3500 таких систем.
**Банки времени - локальные экономические сообщества, в которых единица обмена, как правило, эквивалентна часу труда человека.
- Как вы собираетесь это изменить?
- Мы начали переговоры с рядом районных администраций. Уже подписан протокол о намерениях с администрацией Сморгонского района Минской области - о создании районного общественного объединения, в которое войдут участники локального экономического кластера самой разной направленности: агроусадьбы и фермеры, отделы культуры, спорта и туризма райисполкома, общепит, производственные предприятия, местные школы и библиотеки, местные общественные объединения. В протоколе о намерениях намечено проведение образовательной программы в Сморгонском районе с целью запуска локальной системы устойчивого развития, которая будет включать в себя, в том числе, электронные виртуальные деньги. В апреле-мае с.г. пройдет курс лекций в Сморгонском районе. Параллельно создается сайт кластерных инициатив, где мы будем выкладывать лекции и другую полезную информацию, чтобы к инициативе могли присоединиться другие регионы. Практически завершили разработку компьютерной программы для организации учета в рамках экономического кластера, моделирования спроса и предложения, выстраивания балансов общественного продукта, основных средств, человеческих ресурсов, а также учета движения виртуальных денег. Интересно, что при разработке математического аппарата были использованы наработки системы Госплана СССР, который в свое время замахивался на общегосударственную автоматизированную систему учёта и обработки информации (ОГАС). К образовательной программе привлечены знающие специалисты: например, Лилия Васильевна Губич, заведующая лабораторией Института проблем информатизации Академии наук. Она недавно вернулась из поездки по Северной Италии, где государство практически не вмешивается в жизнь местных коммун. И хотя итальянские коммуны не печатают локальные деньги (местный центробанк за это не погладит по голове), идея экономической самодостаточности местных сообществ здесь очень сильно развита… После завершения курса лекций пойдет предметный разговор с потенциальными участниками локального кластера: будем обсуждать реальные формы создаваемого сообщества и виртуальных денег. Торопиться не следует. Хотя у любой администрации есть рычаги, позволяющие форсировать процесс - мировой опыт показывает, что жизнеспособны только сообщества, созданные исключительно на добровольной основе, члены которых четко осознают свои интересы.
- Что даст проект его участникам?
- Два эффекта. Первый - увеличение выручки как таковой. Когда год хороший и экономика на подъеме - система внутренней кооперации позволяет аккумулировать ресурсы для инвестиций. Например - в развитие туризма. На Западе как только не изощряются, чтобы подзаработать на туристах: например, в Голландии животноводы устанавливают в телятниках стеклянные стены и предлагают наблюдателям поучаствовать в сельхозработах. У нас возможностей, вопреки расхожим мнениям, никак не меньше. В том же Сморгонском районе есть масса способов привлечь иностранных туристов. Здесь отдавал свой последний приказ Наполеон. Здесь проходили решающие сражения первой мировой войны. У каждого отдельного субъекта хозяйствования нет средств, чтобы раскрутить эти и другие исторические артефакты. Кооперация позволит увеличить поток туристов, с которого будут снимать сливки и агроусадьбы, и кафе, и транспортные предприятия, и мотели и т. д. Второй эффект, который получат участники кластера - страхование рисков на случай кризисных событий. Налаженный внутренний обмен товарами и услугами вкупе с системой взаимных скидок позволит членам кластера, производящим товары и услуги, нужные другим участникам, в самый плохой год не провалиться ниже точки безубыточности. Для этого должна заработать матрица внутреннего потребления и предложения, как на представленном примере.
Автор модели - Александр Синкевич
- Не опасаетесь проблем, с которыми столкнулся эксперимент локальных денег в российском селе Шаймуратово?
- С глубоким уважением отношусь к инициатору этого проекта Рустаму Давлетбаеву. Мы с ним тесно контактируем, обмениваемся информацией и опытом. В т.ч. - отрицательным, который также постараемся учесть: имею в виду претензии, предъявленные проекту российской прокуратурой. Создаваемые в рамках кластера того же Сморгонского района финансовые суррогаты будут абсолютно легальными: всю необходимую юридическую поддержку оказывает районная администрация. Например, один из обсуждаемых вариантов - выпуск векселей на уровне районной администрации (у которой есть на это право). Эти векселя будут играть роль легального платежного средства для участников местного экономического кластера. Но не исключаю, что, в конце концов, будет выбран какой-то другой вариант. Также обсуждается несколько вариантов денежной системы: от беспроцентной модели, которая применяется в исламских банках - до денег с отрицательным процентом. Лично я считаю наиболее эффективным второй вариант, но выбор - за участниками сообщества. Естественно, они предпочтут наиболее прозрачный и удобный для себя инструмент.
- Предположим, пилотный проект в Сморгони окажется успешным. Что дальше?
- Наша задача - отработав систему в одном месте, растиражировать ее по основным регионам Беларуси. Какие эффекты это даст в масштабах страны? Во-первых, улучшится использование незадействованных и убыточных производственных мощностей. Сегодня это большая проблема: субъекты хозяйствования зачастую не знают, что необходимые им товары можно произвести в соседнем районе - и втридорога заказывают поставки из Китая или России. Кооперация позволит мобилизовать ресурсы и на проекты общенационального масштаба, на которые сейчас приходится брать зарубежные кредиты под высокие проценты. Второй эффект: сеть локальных объединений сможет наладить между регионами обмен дешевыми (а иногда и бесплатными) товарами и услугами. Например, вместо того, чтобы оставлять свои сбережения в Турции или Египте, желающие смогут без особых затрат полноценно отдохнуть на родине. С одной стороны - получаем развитие внутреннего продукта, рост занятости и прибавку в экономике, с другой - рост интереса граждан к собственной стране. Вообще, тема внутреннего туризма у нас находится в зачаточном состоянии: многие из нас не раз бывали в экзотических странах, а окрестности даже собственного города остаются terra incognita. Такого перекоса нет ни в одной развитой стране Европы. Кроме того, сложившаяся структура глобальной экономики вытесняет людей туда, где больше платят - и это представляет серьезнейшую демографическую угрозу для многих стран, в т.ч. для Беларуси. Поэтому развитие локальных экономик превращает патриотизм из лозунга - в способ выживания государства. Не даром в Европе многие регионы сегодня имеют собственные повестки устойчивого развития. Например, в Швеции местные сообщества очень эффективно решают экологические проблемы практически без участия государства. Каждое сообщество заинтересовано в комфортной среде проживания. Лучше самих местных жителей никто не может сформировать такую среду, поэтому не нужно бояться делегировать подобные задачи на места. В итоге мы получим экологически чистую и экономически устойчивую страну, в которой приятно жить, работать, гостить.