Редко попадается что-то настолько же хорошее, чтобы захотелось постить в ЖЖ.
.
Воображаемое интервью
РАЗГОВОР С ЕФРЕМОВЫМ, или ВОПРОСЫ САМОМУ СЕБЕ-1
Идея интервью, в котором писатель Иван Ефремов, ушедший из жизни в уже далеком 1972-м, ответил бы на вопросы современности, возникла спонтанно: читая выдержки из личной переписки советского ученого-палеонтолога, писателя-фантаста и философа, я зацепил взглядом рекламу фильма «Инферно», вспомнив, что в романе «Час Быка» понятие инфернальности - центральное. А сам роман, завершенный еще в 1968 году, - не просто виртуальное путешествие из коммунистического будущего в наше сегодняшнее, а философское обоснование тупиковости капитализма.
ОТ ИНФЕРНО - К НООСФЕРЕ
- Эпиграф к роману гласит: «Земля рождена в час Быка (иначе Демона, два часа ночи)». Это утверждение изначальной «одержимости» природы?
- Человек - кульминация трех миллиардов лет естественного отбора, слепой игры на выживание, инферно, завесу над которым впервые приподнял Дарвин. Мы связаны через гены исторической преемственностью со всей животной жизнью нашей планеты.
Пресловутый естественный отбор природы предстал как самое яркое выражение инфернальности, метод добиваться улучшения вслепую, как в игре, бросая кости несчетное число раз. Но за каждым броском стоят миллионы жизней, погибавших в страдании и безысходности.
Неизбежно росло развитие мозга и чувств, все сильнее становился страх смерти, забота о потомстве, все ощутительнее страдания пожираемых травоядных, в темном мироощущении которых огромные хищники должны были представлять подобие демонов и дьяволов, созданных впоследствии воображением человека. И никто и ничто не могло помочь, нельзя было покинуть тот замкнутый круг инфернальности, болото, степь или лес, в котором животное появилось на свет в слепом инстинкте размножения и сохранения вида…
А человек, с его сильными чувствами, памятью, умением понимать будущее, вскоре осознал, что, как и все земные твари, он приговорен от рождения к смерти. Вопрос лишь в сроке исполнения и том количестве страдания, какое выпадет на долю именно этого индивида.
- Что, кроме генов, связывает нас с этими страницами истории жизни на Земле?
- Человек погружен в неощутимый океан мысли, накопленной информации, который Вернадский назвал ноосферой. В ноосфере - все мечты, догадки, вдохновенные идеалы тех, кто давно исчез с лица Земли, разработанные наукой способы познания, творческое воображение художников, писателей, поэтов всех народов и веков.
Мысли, думы, мечты, идеи, образы накапливаются в человечестве и незримо присутствуют с нами, воздействуя тысячелетия на ряд поколений. Наряду со светлыми образами учителей, творцов красоты, рыцарей короля Артура или русских богатырей, были созданы темной фантазией демоны-убийцы, сатанинские женщины и садисты. Существуя в виде закрепившихся клише, мысленных форм в ноосфере, они могли создавать не только галлюцинации, но порождать и реальные результаты, воздействуя через психику на поведение людей.
- Где возьмет силы человечество на выход из негатива этой инфернальности?
- Внутри самого человека, каков он есть в настоящее время, а не в каком-то отдаленном будущем, есть нераскрытые могучие силы, пробуждение которых путем соответствующего воспитания и тренировки приведут к высокой духовной силе, о какой мы мечтаем лишь для людей отдаленного коммунистического завтра.
Простое пробуждение чувств братства и помощи, которые уже были в прошлом, но были подавлены веками угнетения, зависти, религиозной и национальной розни, рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществ, даст людям такую силу, что самые свирепые угнетения, самые железные режимы рухнут карточными домиками.
- Вы верите в силу человеческого духа, но разве первичность бытия под вопросом?
- Очень широкое использование формулы Маркса «бытие определяет сознание» в этом виде является действительно метафизическим, потому что ей недостает 2-й части: «сознание определяет бытие». Теперь до марксистов доходит, очень медленно, что духовное сознание является вполне реальной силой, особенно в приспособлении, выживании и «пути вверх» в целиком материалистических процессах. Кстати, если дух является высшей формой материи, то что тогда? Почему он не может быть реально силой и неизбежной «оборотной стороной» в диалектическом мире?
.
РАЗГОВОР С ЕФРЕМОВЫМ, или ВОПРОСЫ САМОМУ СЕБЕ-2
ЧЕРЕЗ УТЕРЮ НРАВСТВЕННОСТИ
- Какие приметы и каких глобальных угроз вы видите сегодня?
- Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании… Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны. Мы можем видеть, что с древних времен нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности.
- Локальные примеры краха империй прошлого - перед глазами, но что последовало бы за утерей нравственности в масштабе человечества?
- Когда для всех людей честная и напряженная работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?
Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет (сказано в 1971 году - В.М.), а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке.
- В 1989 году статья Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории?» в журнале National Interest провозгласила победу этой монокультуры - демократии и либеральных ценностей США - как высшей формы общественного устройства. Что могло бы уберечь мир от глобализации по лекалам этих «ценностей»?
- На Земле у нас великое множество народов, несколько больших культур, разные социальные системы. Во взаимопроникновении или в прямой борьбе они задержат образование монокультуры и мирового государства до тех пор, пока не поднимется общественное сознание и техника не обеспечит общество необходимой для подлинной коммунистической справедливости и коллективности аппаратурой (речь, в том числе, о компьютеризации - ред.). Кроме того, угроза всеуничтожающей войны заставит государства серьезнее относиться друг к другу в мировой политике.
- Вы утверждали в 1970-м, что будущие три десятилетия - решающие в борьбе человечества за счастье и социальную справедливость. Конкретизируете?
- Или наука и основанная на ней техника за ближайшие три десятилетия сделают решительный поворот к решению социальных, моральных и экологических проблем, и решению скорому, или она уже не будет нужна в ее настоящем виде при катастрофе, которая, по моему убеждению, наступит между 1998 и 2005 годами, если капиталистическая система общественных отношений будет продолжаться до того времени.
- Капитализм продолжается, в том числе уже четверть века в России. Но мы все еще балансируем. Может, до новой морали люди «дорастут», удовлетворив потребности?
- Думать, что можно построить экономику, которая удовлетворит любые потребности человека, - это непозволительная утопия, сродни утопии о вечном двигателе и тому подобном. Единственный выход - в строжайшем самоограничении материальных потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во вселенной как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле и безусловном превосходстве духовных ценностей перед материальными. Понимание того, что разумные существа - инструмент познания вселенной самое себя. Если понимания этого не произойдет, то человечество вымрет как вид, просто в ходе естественной космической эволюции, как неприспособленный/неприспособившийся для решения этой задачи, будучи вытеснено более подходящим (возникшим не обязательно на Земле).
- Не этим ли объясняется вал болезней, обрушившихся на землян в эпоху капитализма, или Эры Разобщенного Мира (ЭРМ), как она названа в романе?
- Близоруко ошибались те, кто торжествовал, побеждая отдельные проявления болезней с помощью средств химии, ежегодно создававшей тысячи новых, по существу, обманных лекарств. Отбивая мелкие вылазки природы, ученые проглядели массовые последствия. Подавляя болезни, но не исцеляя заболевших, они породили чудовищное количество аллергий и распространили самую страшную их разновидность - раковые заболевания. Аллергии возникали и из-за так называемого иммунного перенапряжения, которому люди подвергались в тесноте жилищ, школ, магазинов и зрелищ, а также вследствие постоянного переноса быстрым авиатранспортом новых штаммов микробов и вирусов из одного конца планеты в другой.
- Что, по-вашему, способно избавить человека от стремления к дорогим вещам, мощным машинам, огромным домам?
- Это наследие фрейдовского комплекса психики, выработавшегося в результате полового отбора. Единственный путь преодоления этого комплекса - через всестороннее понимание психических и психофизиологических процессов, которое уже 2000 лет практикуется в Индии и Тибете. Следовательно, обучение и воспитание должно начинаться с обучения психологии как истории развития человеческого сознания и истории как истории развития общественного сознания. Физика, химия, математика - обязательные, но далеко не достаточные дисциплины для сознания современного человека с его огромной плотностью населения и, как следствие, плотностью информации, с неизбежной промывкой мозгов, необходимой для поддержания текущего социального устройства.
Дать подростку 12-14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного, вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей.
Школьные программы погрязают в деталях, вместо того чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в результате успешные ученики - «зубрилы», начисто лишенные творческого мышления. Они попадают в вуз, а потом приходят на предприятия, в КБ, НИИ, начисто лишенные целостного представления об устройстве мира.
.
РАЗГОВОР С ЕФРЕМОВЫМ, или ВОПРОСЫ САМОМУ СЕБЕ-3
КОСМИЧЕСКОЕ ЗЕРКАЛО
- Попав на планету Торманс, в капитализм, на Земле изжитый тысячи лет назад, земляне удивляются в первую очередь поведению тормансиан…
- Бесцеремонная толкотня на улице, неумение уступать дорогу или помочь споткнувшемуся путнику изумляли звездолетчиков. Более того, мелкие несчастья, вроде падения на улице, вызывали смех у случайных свидетелей.
Если же случалась большая беда - телепередачи показывали иногда катастрофы с повозками или летательными аппаратами, то немедленно собиралась толпа.
Люди окружали пострадавших и молча стояли, наблюдая с жадным любопытством, как одетые в желтое мужчины, очевидно, врачи и спасатели, помогали раненым. Толпа увеличивалась, со всех сторон сбегались новые зрители с одинаково жадным, звериным любопытством на лицах.
- У нас еще и на мобильник снимают, чтобы первым показать в Интернете «народную новость». Кстати, а что показывают тормансианам их телеканалы?
- Ничтожное внимание уделялось достижениям науки, показу искусства, исторических находок и открытий, занимавших основное место в земных передачах. Не было всепланетных обсуждений каких-либо перемен в общественном устройстве, усовершенствований или проектов больших построек, организаций крупных исследований. Никто не выдвигал никаких вопросов, ставя их, как на Земле, перед Советами или персонально перед кем-либо из лучших умов человечества.
Очень мало места отводилось показу и обсуждению новых проблемных постановок театра, пытавшихся уловить возникающие повороты и перемены в общественном сознании и личных достоинствах. Множество кинофильмов о кровавом прошлом, покорении (а вернее, истреблении) природы и массовых спортивных играх занимали больше всего времени.
В телепередачах и радиоинформации очень много внимания уделялось небольшой группе людей, их высказываниям и поездкам, совещаниям и решениям.
- Похоже и на наше ТВ. Но ведь идеи телепостановок рождают литература и искусство. В инфернальном обществе они отличаются?
- В здешней литературе пишут гораздо больше о плохом, чем о хорошем. Слово о злом и темном несет больше информации, чем о хорошем и светлом, потому что повседневный опыт количественно набирает больше плохого. По той же причине легче верят плохому и злому: зло убедительнее, зримее, больше действует на воображение.
Фильмы, книги и стихи Торманса несравненно больше говорят о жестокостях, убийствах, насилиях, чем о добре и красоте, которые к тому же труднее описывать из-за бедности слов, касающихся любви и прекрасного.
- Если негатив довлеет над психикой индивида, то на Земле это выливается в подчас дикие перфомансы и флешмобы…
- Психологи Земли предсказали неизбежность появления надуманных, нелепых, изломанных форм искусства со всей гаммой переходов - от абстрактных попыток неодаренных людей выразить невыразимое до психопатического дробления образов в изображениях и словопотоках литературных произведений.
Человек, в массе своей невоспитанный, недисциплинированный, не знающий путей к самоусовершенствованию, старался уйти от непонятных проблем общества и личной жизни. Отсюда стали неизбежны наркотики, из которых наиболее распространен был алкоголь, грохочущая музыка, пустые, шумные игры и массовые зрелища, нескончаемое приобретение дешевых вещей.
- У тормансиан тоже есть массовые зрелища и свои кумиры?
- В спортивных соревнованиях выступали тщательно отобранные люди, посвятившие все свое время упорной и тупой тренировке в своей спортивной специальности. Всем другим не было места на состязаниях. Слабые физически и духовно тормансиане, как маленькие дети, обожали своих выдающихся спортсменов. Это выглядело смешно и даже противно.
Похожее положение занимали артисты. Из миллионов людей отбирались единицы. Им предоставлялись лучшие условия жизни, право участия в любых постановках, фильмах и концертах. Их имена служили приманкой для множества зрителей, соревновавшихся за места в театрах, а сами эти артисты, называвшиеся «звездами», подвергались столь же наивному обожествлению, как и спортсмены.
.
РАЗГОВОР С ЕФРЕМОВЫМ, или ВОПРОСЫ САМОМУ СЕБЕ-4
ОБЩЕСТВО-УБИЙЦА
- В чем главная червоточина общественного устройства Торманса, на примере которого вы рисовали перспективы земного капитализма?
- Когда в процессе развития общества погибли религия, вера в загробную жизнь, в силу молитвы и в чудо, миросозерцание отсталого капиталистического строя зашло в безнадежный тупик неверия, пустоты и бесцельности существования. Это породило повальные неврозы пожилого поколения. Нагнетание угрозы тотальной войны как прием политической агитации, постоянное напоминание об этом в газетах, радио, телевидении способствовали психозам молодой части населения - противоречивым стремлениям скорее испытать все радости жизни и уйти от ее реальности.
Беда этого общества, что вся социальная борьба в естественном ходе исторического процесса спустилась на дикий бандитский уровень насилия, подобно племенной вражде, знавшей только цель захвата власти, еды, женщин.
Когда-то борющиеся стороны были связаны определенными морально-религиозными основами и цели были - внедрить свои верования, организацию общества и правила жизни. А теперь борьба за власть совсем упустила из виду человека. Все можно, власть позволена кому угодно - кто сумеет возвыситься. Эти гнусные методы всепозволения внедрились везде и применяются в семье и научной лаборатории, в театре и магазине, не говоря уже об органах власти. И полностью утрачены честь и достоинство человека, ставшие теперь мишенью для уничтожения.
- Отдельный человек противостоять этому не в силах?
- Самая страшная опасность организованного общества - чем выше организация, тем сильнее делается власть общества над индивидом. И если борьба за власть ведется наименее полезными членами общества, то это и есть оборотная сторона организации.
Чем сложнее общество, тем большая в нем должна быть дисциплина, но дисциплина сознательная, следовательно, необходимо все большее и большее развитие личности, ее многогранность. Однако при отсутствии самоограничения нарушается внутренняя гармония между индивидом и внешним миром, когда он выходит из рамок соответствия своим возможностям и, пытаясь забраться выше, получает комплекс неполноценности и срывается в изуверство и ханжество.
- Но в чем разница с коммунистической дисциплиной, о которой вы часто говорите?
- Диалектический парадокс заключается в том, что для построения коммунистического общества необходимо развитие индивидуальности, но не индивидуализма каждого человека. Пусть будет место для духовных конфликтов, неудовлетворенности, желания улучшить мир. Между «я» и обществом должна оставаться грань. Если она сотрется, то получится толпа, адаптированная масса, отстающая от прогресса тем сильнее, чем больше ее адаптация.
- В чем проявляется пресловутая инфернальность капитализма? Всеобщая погоня за чистоганом аморальна, но не равна доисторическому каннибализму.
- В капиталистической олигархии чем выше тот или иной класс, группа или прослойка стоит на лестнице общественной иерархии, тем больше в ней убийц, прямых и косвенных, потенциальных и реальных.
Убивают несоответствием выполняемой работы и условий, в которых она проводится. Отравляют отходами производств и моющими химикатами реки и почвенные воды; несовершенными, скороспелыми лекарствами; инсектицидами; фальсифицированной удешевленной пищей. Убивают разрушением природы, без которой не может жить человек, убивают постройками городов и заводов в местах, вредных для жилья, в неподходящем климате; шумом, никем и ничем не ограничиваемым. Плохо оборудованными школами и больницами, наконец, неумелым управлением, порождающим великое множество личных несчастий, а те ведут к огромному спектру нервных болезней. И за все ответственны в первую очередь «джи» - ученые и технологи, ибо кому, как не им, исследовать причины, вызывающие убийственные последствия?
КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС И ЧЕЛОВЕК ТОЛПЫ
- Поясним значение терминов. На Тормансе потребность в толпах неквалифицированной рабсилы при скудности ресурсов привела к тотальному контролю над демографией. С детства на основе тестирования жителей делят на «кжи» (краткожителей) и «джи» (долгожителей). Кжи - рабочая сила, не обременяющая общество: они не получают образования, не требуют медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения, поскольку по наступлении 25-летия подвергаются эвтаназии. Инвалиды отправляются на «нежную смерть» сразу. Джи - ученые, техники, люди искусства, ценные своими знаниями и талантами. Антагонизм между этими классами искусственно подогревается, они презирают и ненавидят друг друга.
Российские либералы тоже не чужды социал-дарвинизма по отношению к получателям социальных выплат, но пока больше в теории. А пример противопоставления «креативного класса- «совкам-ватникам» живой. Кому выгодно?
- Разрыв между «джи» и «кжи» - осевой стержень олигархии. Они не могут обойтись без тех и без других, но сами существуют лишь за счет их разобщения. «Кжи» и «джи» одинаково бьются в крепчайшей клетке, созданной усилиями обоих классов.
Общество планеты, казалось, совершенно не думало о том, как облегчить жизнь каждого человека, сделать его спокойнее, добрее, счастливее. Все лучшие умы направлялись только на удешевление производства, на умножение вещей - людей заставляли гоняться за вещами и умирать от духовного голода еще раньше физической смерти.
В короткой жизни «кжи», полностью зависящей от произвола правителей, которые могли в любой момент лишить их всего, вплоть до жизни, не было будущего. Не имело смысла копить деньги, беречь вещи… Даже дети не радовали людей без будущего. Все время шла глухая борьба между женщинами, не желавшими рожать, и государством, запрещавшим противозачаточные средства и аборты. Чтобы поднять падавшую рождаемость, недавно владыки удостоили матерей некоторыми привилегиями. Дело в том, что создалась угроза уменьшения численности людей, настолько ощутимая, что владык это стало беспокоить: покорные толпы - опора олигархии.
- Каков человек такого общества в бытовых проявлениях?
- Начисто отсутствовала постоянная, строгая и разработанная во всех аспектах система воспитания людей как членов общества. Ничто не сдерживало стихийного стремления сделать назло другим, выместить свое унижение на соседе. Идиотские критические замечания, поношения, шельмование людей на производстве или в сферах искусства и науки пронизывали всю жизнь планеты.
Тормансиане шли по улице навстречу, как попало, не придерживаясь определенной стороны. Те, кто посильнее, нарочно шли напролом, расталкивая встречных, заставляя тех шарахаться в сторону, и грубо огрызались на упреки. Везде, где проходы стесняли толпу - у ворот парков, дверей увеселительных дворцов, магазинов, столовых и на транспорте, крепкие мужчины и женщины расталкивали более слабых сограждан, стараясь пройти первыми... Обязательное стремление обойти, опередить, хоть на минуту, других людей могло бы показаться болезненным идиотизмом человеку, не знакомому с инфернальной психологией.
- Фукуяма пишет, что даже общество свободы и равенства не способно умерить стремления к превосходству. Его постисторический, «последний», ни во что не верящий, кроме своего комфорта, человек толпы готов бороться ради самой борьбы. Сущность человека неизменна…
- Вы повторяете ошибку психологов ЭРМ, в том числе и знаменитого тогда Фрейда. Они принимали динамику психических процессов за статику, считая постоянными, раз навсегда «отлитыми» особые сущности вроде «либидо» или «ментальности». На самом деле реально существуют лишь импульсные вспышки, которые легко координировать воспитанием и упражнением. Когда поняли эту простую вещь, начался поворот от психологии собственника и эгоиста капиталистического общества к коммунистическому сознанию. Неожиданно оказалось, что высокий уровень воспитания творит чудеса в душах людей и в устройстве общества. Пошла триггерная реакция - лавина добра, любви, самодисциплины и заботы, сразу же поднявшая и производительные силы.
Оптимистично, но заметим, что человек и сегодня, как тысячи лет назад, воспринимает мир эгоцентрично. Не определившись с происхождением - от приматов, «пришельцев» или «творца», он не имеет точки отсчета для движения вперед. Понимание законов мироздания, обусловивших появление жизни, разума и человека, внесло бы ясность, но эти ответы наука еще ищет.
Ноябрь, 2016 г.