Feb 17, 2015 12:05
Эта недельная глава уникальна постулатом особого морального значения поэтического искусства и исторического знания.
Интересно, что Моисей выступает лучшим поэтом, чем сам Бог. В прошлой недельной главе последний процитировал первому три достаточно неуклюжих с поэтической точки зрения предложения, которые назвал "стихотворением" и повелел записать. Моисей выполнил это распоряжение, но то ли осталься недоволен результатом, то ли вдохновился предложенной тематикой, поэтому он решается написать своё собственное стихотворение, которое до сего дня остаётся одним из лучших образцов античной поэзии.
Написанное Богом стихотворение имеет чисто утилитарную задачу - когда к евреям придёт упитанная полярная лисичка, божественные стихи напомнят им, откуда у этой лисички ножки растут.
Задача же стихотворения моисеева - побудить людей к соблюдению божьих заповедей волшебной силой искусства, что, собственно, и говорит сам Моисей сразу по окончании своей поэтической декламации. Ведь в отличие от Бога, Моисей не всеведущ. Он всё ещё надеется на хороший конец всей затеи с созданием альтернативного общества между Морем и Иорданом, и думает, что написанное им проникновенное стихотворение сможет в этом хоть как-то помочь.
Важно отметить, что между делом Моисей рекомендует евреям как можно лучше изучать историю: זכר ימות עולם, בינו שנות דר-ודר. Однако это - не божественное повеление, а личная рекомендация Моисея, поэтому в счёт 613 или скольких-то там ещё божественных заповедей она не вошла. А жаль.
Впрочем, как нам всем известно, средца людей не были затронуты глаголом пророка, изучение истории никому особенно не помогло, и Бог опять оказался прав. У библейской истории нет счастливого конца.