Рок-н-ролл мёртв?

Oct 14, 2011 14:47

 Ещё один ролик от недавно открытой мною, для себя, группы "Рабфак", и далее (стыренное отсюда) прошлогоднее интервью с лидером группы Александром Семёновым.

image Click to view



Скандальная группа "Рабфак" прославилась в интернете благодарялишь трем
роликам - "новым песням"   о милиции, о Сталине и о России, набравшим, тем не менее,
сотни тысяч просмотров. Но на этом музыканты неостановились и записывают все
новые треки. Лидер группы Александр  Семенов в интервью Накануне.RU анонсировал
появление на

просторах "всемирной паутины" нового клипа об одном из политических
персонажей уже в ближайшие дни. О том, почему "Рабфак" хочет петь о
любви, почему сменил московскую "прописку" на екатеринбургскую, а
также о секретах продвижения музыки в интернете -  в нашем материале.

Лидер группы "Рабфак" Александр Семенов уехал из
Екатеринбурга еще в 90-х годах, а вернулся - около месяца назад, и, по
его словам, город очень сильно изменился. Но группа - не единственный
его проект. Александр Семенов является продюсером, композитором и
сценаристом, а "рабфак" стал "посещать" лишь около года назад.

Александр Семенов: Знаете, я удивлен тем, что часто
наше видео смотрят люди из диаспор в других странах. Я пытался это дело
анализировать, но, наверное, один только вывод могу сделать - что людей,
которые находятся снаружи этого "танка", их, может быть, волнуют
вопросы более глобальные, концептуальные в какой-то исторической
перспективе, в отличие от многих из нас "внутри", которые живут
сегодняшним днем, сегодняшними проблемами, а те - смотрят откуда-то
"снаружи".

Вопрос: А тем, кто в этом "танке", разве все равно?

Александр Семенов: Дело не в том, что все равно… Мы,
наверное, сразу начали цеплять какие-то глобальные темы, хотя, честно
говоря, сейчас больше всего желания - спеть про любовь. Мы малость
подустали, в частности, от наклеивания на нас ярлыков некоей "социальной
группы". Хотя мы, безусловно, если бы нас все это не волновало, об этом
бы не пели, не шутили, не дурковали.

Вопрос: Чему вы научились на "Рабфаке" за время его существования?

Александр Семенов: Я, например, научился тому, что
популярность в интернете и популярность концертная для артиста находится
на разных берегах некоей пропасти, эту пропасть еще надо как-то
перепрыгнуть и не у всех это получается. Я всю жизнь, наверное,
находился "по другую сторону баррикад", работал с артистами, работал со
студиями, композиторами, телеканалами, кинопроизводителями как продюсер,
а сейчас я оказался в роли артиста. Я бы сказал такую интересную вещь:
после первого концерта группы "Рабфак", а он состоялся в Екатеринбурге в
феврале уходящего года, я позвонил бывшей своей артистке, с которой
работал семь лет, и сказал: "Ты знаешь, мне есть, за что перед тобой
извиниться. Я побывал в твоей шкуре и многое для себя понял" (смеется).
Поверьте, каждому, кто берет на себя роль Карабаса-Барабаса, необходимо
побывать в этой шкуре.

Вопрос: В свое время в группе "Апрельский марш", к
которой вы имели отношение, были противоречия по поводу того, надо ли ей
находится в андеграунде или все-таки вести активную концертную
деятельность.

Александр Семенов: Я всегда с уважением отношусь к
людям, которые свято блюдут непорочность, и очень многие из них, я не
оговорился - очень многие - обнаруживают, что мир "прогнулся" под них. В
частности, я могу назвать группу "Пикник". Шклярский достаточно долгое
время находился тоже в статусе некоего андеграунда с его достаточно
сложной поэзией, непростым характером, но, вы знаете, я могу сказать,
что в последние несколько лет это стабильно аншлаговая концертная
группа. Но другое дело, что те времена, когда гремел "Апрельский марш", у
нас не было интернета, активного коммуницирования не получалось, когда
артист находился вне пределов того центра, где это все концентрируется,
вне пределов Москвы.


  Сейчас
  все изменилось, сейчас интернет уравнивает людей очень сильно.
  Допустим, солист какой-нибудь маленькой группы в маленьком городе имеет
  не то что равные возможности, что и Том Йорк, но если бы они начинали
  одновременно, то они были бы в абсолютно равном положении, потому что
основными каналами продвижения являются: интернет, Youtube. Люди
перестают воспринимать музыку в форме аудиотрека, и я вижу, что
восприятие у людей сильно поменялось. Воспринимают все равно в какой-то
аудиовизуальной форме. Неважно, какой, но все равно какой-то
ассоциативный ряд люди требуют. Не знаю, плохо это или хорошо. Может
быть, плохо, потому что не работает фантазия, не возникают зрительные
образы, а возникает нечто сформированное и предложенное.

Вопрос: Но есть также мнение, что независимому
музыканту без поддержки лейбла в интернете пробиваться так же тяжело,
как и не в интернете.

Александр Семенов: Лейблы в большинстве своем живут
пока по-старому, они только учатся работать с интернетом. Если мы,
допустим, говорим о западных лейблах, где все началось гораздо раньше,
то, может быть, да, они уже какие-то вещи прошли, каких-то ошибок не
делают. Из отечественных лейблов с интернетом пока мало кто умеет
работать хорошо. Я сейчас не стану называть конкретных имен, поскольку
это будет некорректно, но я в этом убедился как человек, который в
последние два года активно занимается продвижением артистов, брендов в
интернете.

Вопрос: А умение в чем заключается? В том, чтобы, среди прочего, и "запеленговать" талантливого артиста в интернете?

Александр Семенов: На самом деле, есть просто определенные технологические приемы и понимание того, с какими ресурсами работать, в какой форме.

Почему я еще раз говорю, что интернет всех
уровнял. Сейчас, на самом деле, все по-честному. Если ты сделал что-то
интересное людям, они тебя будут слушать. Если ты им неинтересен - то
хоть убейся. То есть, если слоны не хотят есть вату, они не будут ее
есть. Наверное, это сейчас главное.

Вопрос: А вы, будучи продюсером и композитором, когда поняли, что нужен именно "Рабфак"?

Александр Семенов: Это произошло чуть больше года
назад. Нам с моим другом захотелось вспомнить какие-то времена, когда
можно было просто брать гитары, выходить на сцену, отдавать энергию,
получать кайф самим. Эта группа родилась не как какой-то просчитанный
проект, а просто нас на тот момент, выражаясь по-русски, перло и
понесло. Этим летом была пресс-конференция с Игорем Матвиенко, с которым
я работал два года, вел у него интернет-проекты. Он интересную фразу
сказал: "Чем ближе продюсер к полтиннику, тем больше у него желания
запеть самому". Вот точно!

А "Рабфак" - это выплеск нереализованной собственной энергии,
творчества и не более того. Но естественно, при создании этого проекта
мы использовали весь свой опыт, который натренировали "на кошках"
(смеется).


  Вопрос: Ваши "новые песни" были записаны в Москве, а теперь вы вернулись на Урал. С чем это связано?
  Александр Семенов: Решение вернуться в родной город

было связано с семейными вопросами. Просто мне сейчас нужно находиться
  здесь. Но это одна часть вопроса. Вторая заключается в том, что мне
здесь гораздо комфортнее работается со своими земляками, старыми
друзьями, люди здесь гораздо более искренние, гораздо больше думают о
творчестве. Точнее, они думают сначала о нем, а потом о том, как это
творчество принесет деньги. Не собираюсь кидать камней в город Москву и
московских музыкантов, но скажу так, что когда стукнул кризис, из
профессии ушло довольно много хороших музыкантов - просто потому, что
кризис сильно ударил по шоу-бизнесу, по всему, что не является предметом
первой необходимости для людей. Поэтому сейчас люди идут на концерты
только в том случае, когда они точно знают, что они получат. В той же
Москве музыкантам стало выживать гораздо тяжелее, соответственно, стало
тяжелее начинать новые проекты с точки зрения их обеспечения.

Вопрос: А как, на ваш взгляд, изменился Екатеринбург - внешне, внутренне и в музыкальном плане?

Александр Семенов: По поводу того, как город
изменился внутренне - один маленький штришок. Знаете, когда на
пешеходном переходе трамвай остановился и пропустил меня, у меня просто
челюсть отпала. Но это просто штришок. Люди мягче, спокойнее, достойнее
стали за довольно большой период времени, в течение которого я здесь
отсутствовал. Если говорить о том, как город изменился внешне -
достаточно выглянуть в окно, и мы увидим современную архитектуру,
которой не было. Город реально стал очень красивым!

С точки зрения музыкальной, естественно, не стало свердловского
рок-клуба. Не стало центра, объединяющего музыкантов, а надо бы. Люди
где-то по своим норам и репетиционным базам что-то делают, что-то
творят. Я здесь больше месяца, активно интересуюсь музыкальной жизнью в
городе, и у меня до сих пор какой-то картины не сложилось - я не нашел
пока, не выделил каких-то лидеров, хотя мне это, безусловно, интересно,
потому что мозг у меня уже, скажем так, претерпел некоторые изменения в
последние 20 лет и когда я вижу какого-то талантливого человека, у меня
естественная реакция - ему помочь и его продвинуть. Естественно, у меня
за эти годы были проекты, не обещавшие изначально каких-то денег, но я с
удовольствием с ними работал. Та же Тома Амот - певица трип-хоповая,
человек безумного совершенно таланта, неземной человек, космический
музыкант, я с ней с удовольствием работал.

Вопрос: Давайте вернемся к группе "Рабфак". Почему
был выбран формат "новых песен"? И, все-таки, был ли у вас какой-то
"рецепт" раскрутки в интернете?

Александр Семенов: Был не рецепт, а некоторое
понимание особенностей восприятия публики, которая приходит в интернет.
Это было, безусловно, а также понимание, что для того, чтобы любой
контент в интернете распространялся сам по себе, естественно, в нем
должна быть зараженность каким-то "вирусом". Это понимание было,
безусловно. Во-вторых, на тот момент мы жили в Москве, мы жили в
интернете, я и сейчас в интернете живу, и был изрядный градус
политизированности, куча болевых моментов, которые постоянно обсуждаются
в сети, в социальных сетях. Это не могло не наложить свою печать. Хотя я
приехал в Екатеринбург и людям здесь, в основном, глубоко… все равно на
кипящие страсти на Триумфальной площади, и сейчас появилось желание
петь о любви (смеется).

Вопрос: В ваших песнях много "народности" и нет модных электронных "фишек", как сейчас принято говорить. Это был сознательный выбор?

Александр Семенов: На тот момент это был выбор
совершенно сознательный. Дело в том, что люди утратили вкус к живому
звуку, к его качеству. Как недавно кто-то пошутил, сейчас выросло
поколение программных директоров радиостанций, которые слушают музыку на
ноутбуках и, видимо, следующее поколение будет слушать музыку с
мобильных телефонов. Я это к тому, что исполнительское мастерство
музыканта, качество звука - это перестало цениться. Естественно, было
гораздо интереснее весь опыт работы со звуком, вкус к хорошему
исполнению использовать в том, что мы делаем. Хотя, например, летом мы
сделали электро-микс к одной песне, и я с удовольствием поработал тоже.
Но драйв, который дают живые инструменты, его электронными примочками
заменить трудно.

Вопрос: А кто все-таки слушатель группы "Рабфак"?

Александр Семенов: На вопрос о том, кто является
нашим слушателем, я смогу, наверное, ответить после нескольких месяцев
концертной работы. Я смотрю, например, демографические данные в том же
Youtube и обнаруживаю, что они, во-первых, находятся в возрастной
категории от 17 до 54 лет, и нащупать какое-то ядро, безусловно, еще
предстоит.

Вопрос: Александр, вы поете о "наболевшем" и тексты у
вас, в общем-то, политические. Между тем, в последнее время участие
некоторых музыкантов в событиях вокруг, например, Химкинского леса,
называют пиаром. Какая тут должна быть грань?

Александр Семенов: Я, допустим, не сомневаюсь в
искренности Шевчука, который вышел на Пушкинскую площадь. Я также могу
твердо говорить, что в этот момент был там же отнюдь не ради пиара.
Честно говоря, это был момент, когда люди, прежде шарахающиеся от
каких-то политических баталий, они вышли на Пушкинскую площадь, потому
что всех достало, всех задрало, что люди, близкие к власти, могут делать
с нами все, что они хотят. Это просто был протест здоровых, нормальных
людей. Я был на Пушкинской площади, меня пригласили тоже выступить, но
там не сложилось по причинам совершенно техническим, и они все известны.
Я был в первый раз на митинге и там были совершенно не те люди, которых
любят показывать в репортажах с этой площади, а хорошо одетые,
состоявшиеся явно люди с нормальными лицами, которые поняли, что в этот
момент нужно быть здесь.

Вопрос: Про кого еще из политических деятелей вы бы хотели спеть?

Александр Семенов: Знаете, мы уже спели… Этот трек
появится в интернете в ближайшие несколько дней. Пока мы с вами
разговариваем, наш бас-гитарист, мой старый хороший товарищ, участник
"Апрельского марша" Сергей Елисеев сидит и занимается монтажом этого
ролика. Я просто не хочу заранее это "продавать", иначе это будет
неинтересно.

Вопрос: Сюрприза не получится?

Александр Семенов: Да-а-а (смеется).

Вопрос: Нужно ли бороться с ненормативной лексикой в нашем обществе?


  Александр Семенов:
  Бороться нужно не с лексикой, а с ненавистью. Так называемая
  ненормативная лексика - это лексический пласт слов, а слова - это форма,
  это сосуды, в которые мы заливаем свои эмоции. Если, допустим, слово
  "эксгибиционизм" имеет одно и совершенно понятное значение, то в любое
слово из трех или пяти букв мы можем вбить такое количество значений и
выразить такое громадное количество эмоций, что этим, наверное, не стоит
пренебрегать. Другое дело, что если эти слова являются носителями для
чьей-то злобы, ненависти, то я вас уверяю, что гораздо больше ненависти
может идти из каких-то очень политизированных и экстремистских изданий.
Дело не в словах.

Вопрос: Существует ли феномен уральского рока и относите ли вы себя к нему?

Александр Семенов: Я, наверное, отношу, потому что
мои вкусы, умения, навыки начали формироваться в те времена, которые и
относят к "золотым годам" уральского рока. Уральский рок - это
интересное явление. Много-много лет назад достаточно небольшой круг
людей, образованных, талантливых, находящихся на отшибе от столицы, от
каких-то веяний, совершенно по своему разумению, вкусу взяли в руки
гитары и начали делать нечто, что потом стали называть "уральским
роком". Эта изолированность на тот момент, наверное, определила качество
этой музыки. Мы можем сказать сейчас, оглядываясь назад, что в те годы
Москва не дала такого количества ярких музыкантов. Наверное, то, что
этот город всегда находится на перепутье всех ветров, не позволяет
формироваться чему-то глубокому, самостоятельному. С Питером в этом
отношении лучше.

Вопрос: Справедливо ли сравнение рок-групп,
образовавшихся в пределах МКАДа и вне его пределов? Ведь есть примеры,
когда, вроде бы, модные проекты не "приживается" вне столицы, в
регионах.

Александр Семенов: Безусловно. Способ мышления отличается, давайте говорить начистоту.

Вообще, у меня есть ощущение, что та же группа
"Рабфак", она более востребована все-таки людьми не в Москве. Я когда в
августе в комментариях под каким-то своим видео обнаружил запись:
"Металлурги и шахтеры Кузбасса ждут вас", меня это очень сильно
заставило задуматься. Москву постоянно нужно чем-то удивлять. Очень
быстро все воспринимается, переваривается, становится дальше неинтересно
и нужны новые впечатления. У жителей "замкадья" психика более
устойчивая и взвешенная.

Вопрос: Вы анонсировали появление в ближайшие дни
нового ролика, но спрошу то, о чем спрашивают, наверное, многие
слушатели и журналисты. Будет ли какой-то полноценный релиз, не в
формате "макси-синглов" или "мини-альбомов"?


  Александр Семенов:
  Я думаю, что когда мы соберем песен на то, что называется форматом
  пластинки, мы их, наверное, выпустим. Но, опять-таки, альбомное мышление
  осталось в прошлом, осталось в связи с тем, видимо, что ушел формат CD,
  уже не говоря о виниле. Люди в любом случае сейчас из альбома вычленяют
какие-то вещи и слушают их, поэтому "заморачиваться" о выпуске альбома -
это сейчас не совсем правильно. Хотя отмечу, что последний альбом
"Калинова моста" "Эсхато" - абсолютно цельная, концептуальная работа,
совершенно лондонского качества звучание, она едина своей концепцией
эсхатологической, темой конца света, 2012 года, о которой говорят
больше, чем надо, наверное. Но это редкий случай, когда творчество
артиста требует альбомной формы. И, отвечая все-таки на ваш вопрос,
скажу, что мы к этому не стремимся, но когда наберется, мы выпустим.

Вопрос: Недавно вы снимались в кино у Бекмамбетова. Расскажите, что это за проект и будете ли в дальнейшем пробовать себя в кино?

Александр Семенов: Это проект компании "20th century
FOX", Тимур - один из продюсеров фильма, который обеспечивал
производство в России. Собственно, это уже продюсер не российского, а
международного масштаба. Фильм снимал режиссер Крис Горак, который
работал художником-постановщиком у Спилберга на "Особом мнении", на
фильмах "Бойцовский клуб", "Страх и ненависть в Лас-Вегасе". Он не так
давно начал именно режиссерскую карьеру. Я попал достаточно случайно на
эту съемочную площадку.

Я все равно не мог мимо этого пройти, потому что я
так для себя понял, что, наверное, можно прожить всю жизнь и так и не
сняться в голливудском фильме (смеется).

На самом деле, было интересно смотреть, как работают американцы, и
каким-то вещам я у них научился за это время. В отношении продолжения -
не знаю. Все, в чем я наснимался этим летом и в начале осени - что-то
меня понесло и кастинг-директора стали часто звонить - это все еще не
вышло на экраны. Когда это выйдет на экраны, мы посмотрим.

социальный протест, музыка, рок-н-ролл

Previous post Next post
Up