Ноам Хомский: «Десять способов манипулирования людьми с помощью СМИ»
1. Отвлечение внимания
Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать
гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики,
психологии, нейробиологии и кибернетики.
«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая
его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы
граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на
размышления; с поля - в загон, как и все прочие животные (цитата из
книги «Тихое оружие для спокойных войн»).
2. Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения
Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема,
некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию
среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые
необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали
насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы
граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и
проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло
нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.
3. Способ постепенного применения
Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее
постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были
навязаны принципиально новые социально-экономические условия
(неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность,
нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не
обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то
наверняка привело бы к революции.
4. Отсрочка исполнения
Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы
представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в
данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо
проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в
массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра
все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют,
удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того,
чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда
наступит время.
5. Обращаться к народу как к малым детям
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую
публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как
будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или
умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он
старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? «Если
кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в
силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной
степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что
характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.
6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления
Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то,
чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге
и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой
стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в
подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи,
опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…
7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы,
используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.
«Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам,
должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы
невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось
на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.
8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью (или пороком)
Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…
9. Усиливать чувство собственной вины
Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных
несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных
возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо
того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает
заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает
подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без
действия ни о какой революции и речи быть не может!
10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию
все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями,
которыми обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря
биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в
свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии,
так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем
он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система
обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они
сами.
Приём непризнания доказанного
Если признать Х, то придётся жить, поступать, вырабатывать мнения с учетом того, что в прошлом уже был этот факт Х.
Если же в СМИ, в парламенте отказываться признавать давно всем очевидное ГОДАМИ (методом например назначения бесконечных комиссий по расследованию, котореые в надцатый раз должны наконец "окончательно установить" уже давно и так установленное и всем известное), то выводов и изменения действий можно избежать.
Так поступают с терактами 11 сентября 2001 года, с причинами банковского кризиса, с кучей центральных для власти проблем.
ИЛИ: совершенно центральный для "демократических" СМИ принцип 5-минутной памяти в совокупности с методом нарезки в мелкую крошку.
Допустим, публикация в газете или телепрограмме А признала факт Х. Другие публикации в А (и в других СМИ) пишутся так, словно признания Х никогда не было, с позиции первоначального незнания и полной наивности.
В результате читателя оставляют в позиции базисной наивности навсегда. На её фоне выскакивают разрушающие её факты и признания, но они - предполагается - НИКОГДА НЕ НАКАПЛИВАЮТСЯ в головах и в текстах, в нарушение самой биологической сущности человеческого мышления и накопления пониманий.
Т.е. тексты пишутся всегда "с наивного нуля" так, словно бы у человечества кастрирована память.
Это позволяет делать поразительно шизофренические заявления. Например, что страна, которая начала и ведет 3-5 войн только за последние 10 лет, официально ввела пытки, обыски во всех аэропортах с заглядыванием в анус (и с тщательным обыском 5-6летних детей), заставы на дорогах, помещение в черные списки любых "конституционалистов" или участников демонстраций, а полиция имеет право использовать 50-киловольтные разрядники как мобильные пыточные устройства -- это "демократия", а не полицейское государство ведущее войны против всего остального мира.
Для достижения 5-минутной памяти используется нарезка в крошку.
Газетные (и теле) заметки в больших СМИ Запада никогда не делаются так, как новость бы рассказал человек человеку с тем, чтобы тот понял и разобрался.
Т.е. отказываются от (а) последовательности изложения во времени (б) последовательности в смысле логики событий (в) рассказа истории и фактов, которые подвели к событию Х и ставят его в контекст
Последовательное режется на кусочки, которые потом складывают в особую структуру, затрудняющую понимание. Например, в газетах США вводные с подсовываемыми мнениями часто повторяются по 2-3 раза разными словами в начале, а "что произошло" можно узнать примерно к последней трети заметки. Завершится она еще раз повторённым отношением к событию, которое читателю предписано усвоить.
Подобному же служит "3-секундный монтаж" на ТВ.
Психика человека устроена так, что в первый момент его мозг обрабатывает предъявленную картинку на предмет РАСПОЗНАВАНИЯ. Эта фаза занимает от 1 секунды до от силы 2-3.
После этого человек начинает РАЗГЛЯДЫВАТЬ и ДУМАТЬ ПО ПОВОДУ показанного.
Примерно в начале 2000х, во время первого срока правления Буша-младшего, во всех телепрограммах США было одновременно введено УСКОРЕНИЕ НАРЕЗКИ, монтажа. Вместо 5-секундных кадров стали делать 3-секундные. Через 2-3 года я заметил ВТОРОЕ УСКОРЕНИЕ НАРЕЗКИ. Теперь камера принудительно прыгала через 1-2 секунды, реже 3. Чуть больше, 5-6 секунд, разрешалось только чтобы персонаж договорил фразу. Но и здесь часто через 2-3 секунды меняли ракурс, вставляли перебивку и т.д.
Другими словами НАМЕРЕННО, ОДНОВРЕМЕННО, как бы "по приказу сверху" ВНИМАНИЕ ЗРИТЕЛЯ отныне ЗАПРЕЩАЛОСЬ ТРАТИТЬ НА РАЗГЛЯДЫВАНИЕ И РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ УВИДЕННОМ. Методом механического принуждения, изменения показываемой картинки, мозг постоянно удерживается в состоянии "первоначальное опознание предметов".
Поскольку все СМИ России принадлежат западному оккупанту (однозначно, хотя зиц-председатели и набираются из местных, все программы, мнения, новости полностью скопированы из аналогов принятых в СМИ оккупанта с небольшими местными доводками), то это принуждение, запрет на выработку мнения, сегодня приняты и в россиянском телевидении.
Приём этот абсолютно нарочит, и когда например в Голливуде/на ТВ надо сделать фильму "для Оскара", то там вы обнаружите длинные кадры. Неспешность, позволяющая впитать в себя происходящее.
Проверьте сами - оказавшись перед ящиком, посчитайте вслух "один, два, три" и посмотрите как часто меняется изображение на экране в программах разных жанров.
С некоторыми дополнениями из других источников, стырено
от сюда