Прилепин. "Санькя".

Oct 24, 2012 19:50




Мы не можем похвастаться мудростью слов
И умелыми жестами рук.
Нам не нужно всё это
Чтобы друг друга понять.

Сигареты в руках, чай на столе
Так замыкается круг.
И больше нет ни чего,
Всё находится в нас.

Перемен...!  (Цой)

Едва ли не первая прочитанная мною беллетристика за последние лет десять. Особенно на контрасте с пересмотренными документами о краснодонской "Молодой гвардии" времён ВОВ, зацепило. Не стану анализировать художественные достоинства, которые значительны даже по мнению идеологических противников Прилепина, называющих его "новым Горьким". Напишу о политической составляющей.

Вообще, вклад НБП в современное революционное движение, как мне кажется, сейчас ещё недооценён. При всей размытости политической программы этой, запрещённой и ныне переименованной партии, при неоднозначности личности её лидера, НБП в своё время вобрала в себя наиболее радикалных и жертвенных борцов с существующшей системой. Роман Прилепина об этом.
Главное отличие "Саньки" от произведений советских авторов о революционерах в том, что он не оставляет у читателя ощущения грядущей победы. Безысходность сквозит через всё повествование и даёт объяснение, не понятному для меня ранее, культу смерти в НБП, выразившемся в мрачном кличе нацболов "Да, смерть!" Революционеры начала прошлого века бредили светлым будущим. Парижские студенты 1968-го, так же как герои Прилепина, били витрины, но делали это весело, выворачивая булыжники из бручатки, скандировали "Под мостовой - пляж!" Даже "Бесы" Достоевского, при сходстве гнетущей атмосферы, всё же наводят на мысли о скором крахе системы.
Санькя Тишин обречённо думет только "...все скоро, вот­-вот прекратится, и - ничего не кончится, так и будет дальше".
Мне кажется, что эта безысходность от бесперспективности выбранной ими стратегии борьбы. Как бы ни был по-взрослому опасен акционизм, но в глазах одурманенных телепропагандой и занятых ежедневным выживанием обывателей, он выглядит хулиганством политических фриков. Можно получить "двушку" за двадцатисекундное пребывание в балаклаве в церкви, можно ослепнуть в тюрьме без необходимой медицинской помощи, можно быть подвергнутым пыткам и угрозам в адрес своих детей за выступления на митингах, но при этом ни на йоту не приблизить страну к революции. Даже вооружённый захват правительственных зданий несколькими смельчаками не делает революции.
Очевидно, что приведение в движение народных масс, требует иной стратегии. А без масс, без "мерной поступи железных батальонов" ни какой революции не бывает. На каком языке говорить с сегодняшними массами, какую альтернативу предложить - вопросы, на которые пока до сих пор нет ответа.
Герои Прилепина тоже не знают этих ответов и потому действуют водиночку. Закономерно погибая.

P.S. Чуть не забыл: если кто ещё дремучее меня, собственно сабж.

НБП, борьба, Захар Прилепин, революция, Санькя, искусство протеста

Previous post Next post
Up