Любовь Михайловна выкладывала для нашей работы два портрета В. Серова. А.Я.Симонович и О.Ф. Серовой (жены художника). Попробую сравнить мазок на рукавах.
Серова:
Мазок как будто стекает, он льется вниз, волнуясь, мягко, трепетно. Мазок за мазком как будто струйками стекают. В одном направлении. Спокойные линии, никакого бурления, вихрей, дерганья, зажима, страсти. Колышется мазок.
Симонович: Другой мазок. Более энергичный, экспрессивный, более твердый, больше движения, больше стремления, мазок не ложится один на другой примерно в одном направлении, мазки разнонаправлены, они каждый имеют силу, свою направленность. Порыв. Стремительность, но это слишком тяжело для такого мазка. Устремленность. Порывистость.
В подсказках увидела: страстность. Да, увлеченность, интерес, порывистость?
Если говорить о колорите, о белом в блузах: у Симонович более открытый цвет, он не теплый, как на портрете Серовой. На портрете Серовой еще вкрапления теплого коричневого. Еле заметные. Придает трепетность. Хотя даже если убрать вкрапления, оставив мазок, то ощущение теплоты и трепета сохранится.
У Симонович колорит более контрастный. Мы обращаем внимание на ярко-красный платок на шее, контраст белой блузы и темно-синего стола, темно-зеленой листвы сзади. Это добавляет энергии, силы. Нежнейший розовый в юбке еще больше подчеркивает яркий контраст цветов - белого, красного, черного, синего, зеленого, одновременно вызывая трепетное ощущение.
В портрете Серовой тоже есть контраст цвета, шляпа голубовато-лавандовая и теплые сероватые, молочные, коричневатые, зеленоватые, чуть с желтизной тона платья, стены дома, природы. Здесь другой контраст. Он не дает того ощущение силы, порыва, энергии, что у Симонович. Здесь мы ощущаем тепло, легкость, трепет. С такой женщиной хочется быть рядом. Теплота, доброта, открытость, легкость, спокойствие.