Возничий из ГМИИ им. А.С.Пушкина
Искусство Античности
Эгейское искусство
Римский поэт Вергилий в I веке до н.э. о Крите: «Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря, горы Идейские там, колыбель это нашего рода. Сто городов населяют великих богатые царства…»
Города Крита начали застраиваться в начале II тысячелетия до н.э. Еще с XVIII века до н.э. главным среди городов был Кносс. Кносский дворец, судя по раскопкам, был выполнен с большим мастерством.
Критянам был известен водопровод. Стены расписаны фресками. Изображения - запечатленная реальность - цветы, папирусы, листья пальм, лилии, птицы, кошки, обезьяны.
Условность изображения человеческих фигур. Лицо - в профиль. Глаз - в фас. В сценах с быком несоразмерны фигуры быка (всегда очень крупный) и людей.
Не было найдено статуй богов и культовых сооружений - храмов. Известен раскрашенный рельеф с изображением «царя-жреца».
В XV веке до н.э. Крит был еще могучим государством. С XV-XIV вв. центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. Жители этих мест строили свои города-крепости на высоких холмах. Отсюда название «акрополь» - верхний город, где возводились царские дворцы.
Ворота в Микены - Львиные. Львы на плите над пролетом.
Около 1240 г. до н.э. ахейские племена пошли войной на Троянское царство, эти события послужили сюжетом поэм Гомера. Но храбрых ахейцев в середине XII в. До н.э. завоевали дорийские племена. Гибель Микен, Тиринфа - конец эгейской цивилизации. Но крито-микенское наследие сыграло огромную роль в развитии искусства Греции.
Микенский дворец - прообраз греческого жилища. Центром его является мегарон - большой парадный прямоугольный зал с очагом посередине, служивший для торжественны сборищ и пиров. Вокруг очага 4 колонны поддерживают навес с отверстием в нем для дыма. Жилые и подсобные помещения группируются вокруг мегарона. Из эгейского дома с мегароном сложилась архитектура античного храма.
Искусство Греции. Гомеровская Греция
Племена древней Эллады расселились по всему Средиземноморью к I веку до н.э. Дорийцы, ионийцы, ахейцы.
VIII век до н.э. греки колонизировали юг Италии, Сицилию, основали города Кумы и Неаполь, а коринфяне - город Сиракузы на Сицилии. И все это называлось «Великая Греция».
Период истории с XI века до VIII века до н.э. называется гомеровским, так как мы в основном знаем о нем из двух поэм, написанных Гомером в конце IX - начале VII веков до н.э.
В этот период перехода от родового строя к раннему рабовладельческому классовому обществу складывается греческая мифология и эпос. Греки были язычниками, поклонялись многим богам во главе с Зевсом, наделяли их чертами, свойственными человеку. Человек, его красота и совершенство - это была мера всего. Изображение предельно плоскостное, условное, с головами и ногами в профиль, а верхней частью торса - в фас, как в египетском искусстве.
Греческая архаика
VII-VI века до н.э. - время сложения и укрепления рабовладельческих городов - государств, греческих полисов. Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мосты, водопроводы. Складывается общегреческий рынок, чеканится монета.
Создается продуманная и ясная система архитектурных форм.
Храм в антах - простейший тип архаического храма, состоящий из одного небольшого помещения - наоса, открытого на восток. Между выступами боковых стен - актами - на фасаде были помещены две колонны. Простиль - более сложный тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны. Амфипростиль имеет колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу. Но основным типом храма являлся периптер - храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Периптер сложился во второй половине VII века до н.э. и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его конструкций и пропорций.
В основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определенная система соотношения, равновесия несомых и несущих частей - ордер. Первые ордера назывались дорическим и ионическим (по местам их возникновения), затем появился коринфский, близкий к ионическому.
Каменное основание дорического храма - периптера - обычно трехступенчатое, называемое стереобатом, с его верхней ступенькой - стилобатом - служило как бы постаментом храма. В наос, из которого и состоял храм, вел вход со стороны главного фасада. Наос освещался или через двери, или через световые люки в потолке. Дорические колонны архаического периода не имели базы и создавали впечатления приземистых и мощных. Ствол их прорезали желобки - каннелюры, на высоте одной трети ствол утолщался (это утолщение носит название энтазиса), капитель колонны состояла из эхина - круглой каменной подушки, и абака - квадратной плиты, на которую опиралось перекрытие, так называемый антаблемент. Антаблемент складывался из архитрава - балки, лежащей непосредственно на колоннах, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера - гладкий. Фриз дорического ордера делится на прямоугольные плиты - метопы и триглифы, имеющие на плоскости три вертикальных желобка. Антаблемент завершался карнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитками, на переднем и заднем фасадах образовывала треугольники, так называемые фронтоны. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой. Скульптурными украшениями (акротериями) завершались углы крыши и ее шипец (который в русской архитектуре называется коньком). Классическим примером дорического ордера может служить храм Посейдона в Пестуме (Италия, VI в. До н.э.).
Капитель ионического ордера, сложившегося к концу VII в. До н.э. имела эхин из двух изящных завитков - волют. Архитрав ионического ордера разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется более легким, чем гладкий дорический. Фриз идет по антаблементу сплошной лентой. Его характер более легкий, изящный. Фриз был часто раскрашен, детали золотились. В ионической колонне энтазис менее заметен, чем в дорической, или вовсе отсутствует. Карниз богато декорирован, Уже в эпоху классики сложился коринфский ордер, колонны которого более стройные, чем ионические, и завершаются пышной капителью, составленной из стилизованных листьев аканфа. Пример коринфского ордера - храм Аполлона в Бассах (ок. 430 г. до н.э.).
Можно сказать, что греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. В скульптурном изображении мужской фигуры (куросы) решалась проблема обнаженного тела, его пластики, то в женской - проблема задрапированного (кора).
В конце VII в. До н.э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигурному. Фигуры располагались уже не «ковром», а свободно размещались на поверхности стенок. Помимо мотивов растительного и животного мира в керамике Афин появляется много сцен сражений, пиров, охоты, эпизодов из гомеровских поэм.
С последней трети VI в. До н.э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная (фигуры естественного цвета выступали на фоне, сплошь покрытом лаком).
Создав тип храма - периптер, решив проблемы пластики обнаженной мужской и задрапированной женской фигуры, разработав многофигурные композиции в вазописи, все более тяготеющие к изображению реального мира, искусство архаики заложило основы всей художественной системы следующего периода - греческой классики.