Конспект И. Иттен "Искусство цвета". Контраст по цвету (контраст цветовых сопоставлений).

Mar 27, 2016 22:16




Конспект главы «Контраст по цвету»
Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Здание кажется высоким, когда рядом низкое, но и высокое будет низким, если сравнить его с еще более высоким. Тоже самое с цветами.
Впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
- Контраст по цвету самый простой из всех семи типов контрастов, все чистые цвета в предельной насыщенности.




Самый сильный контраст: синий-красный-желтый.


Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности.



Незатемненные цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. Поэтому они особенно хороши как для темы «Коронация Марии», так и для реалистического натюрморта.




Интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех.








Когда каждый цвет отделен друг от друга черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более ярко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются.


Белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными, черный, наоборот, усиливает их и делает более светлыми.









Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цветы, получить множество совершенно различных сочетаний.


Когда одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах, это усиливает выразительность. Такой прием часто использует Лакруа. Это придает пронзительность. Например, ярко-алый бант или голубая лента.




На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран. Пестрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствует о естественной радости, которую вызывают яркие краски.











В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контраст по цвету используется в самых разных вариантах, причем в меньшей степени в мотивах духовного порядка и в большей - в целях создания радостного декоративного многоцветия.


Передача ключей Петру


Контраст по цвету можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где его стихийная сила берет верх над пластическими формами архитектуры.



Выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.

Что смотреть как пример использования контраста по цвету:
1. Стефан Лохнер




2. Фра Анжелико


3. Ботичелли «Положение во гроб»



4. Грюневальд «Воскресение Христа»



5. Церковь в Эфесе в Апокалипсисе Сен Севера, XI век, Париж, Национальная библиотека



6. «Коронация Марии» Е.Шаронтона, XV век, Вильнев-лез-Авиньон



7. «Прогулка в майский день» из «Богатейшего часослова герцога Берийского» Поля Лимбурга, 1410, Шантийи, Музей Конде



8. «Композиция 1928» Пита Мондриана, собрание Марта Стама.


Previous post Next post
Up