Благодаря широкой дискуссии, развернувшейся после выхода главного отечественного культурного кино- и теле- события 2023 г., удалось ознакомиться с антиутопией Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Почему?
Во-первых, иронию на тему «какая культура, такое и событие» стоит оставить моралистам и снобам - сам факт бурного обсуждения «Слова пацана» разноцветными критиками и блогерами, порой полярной направленности и полярных же оценок, говорит об успехе проекта.
Во-вторых, в обсуждениях впечатлили 2 мнения:
На Тг-канале «ЦСП Каскад»
https://t.me/cspkaskad/1214 Ветер, которому сериал не понравился, утверждал, что трясли мелочь со школьников не гопники, а дети неблагополучных семей, которым нечего было есть. Но в романе дети не испытывают дефицита продуктов, как растительного, так и животного происхождения.
Егор Яковлев
https://t.me/egoryakovleff/7479, которому сериал понравился, сослался на «Повелителя мух», как пример того, какое общество могут построить дети в отсутствие ограничений УК и общественного мнения. К примеру, один из персонажей, садист Роджер, в начале приключений ещё не отваживается избивать младших. Для него в мыслях 6-летний ребёнок на корточках ещё защищен от произвола полицией, учителями и семьёй.
Впрочем, оба рецензента отметили, что тяга к насилию и живодерству вместе с отсутствием эмпатии к его жертвам - свойство групповой детской психологии.
Что и объединяет чопорных британских школьников 1950-х с их российскими ровесниками 1980-х. В разгар ядерной войны, самолёт с группой английских учеников над тихоокеанским архипелагом сбивается самолётом противника. По иронии судьбы, выживают только дети, которые расползаются по острову. Главный герой, светловолосый и развитый тинейджер Ральф - образец юного джентльмена, сын офицера флота, отстранённый и выдержанный- встречает толстого суетливого и болтливого астматика - воспитываемого тётей сироту, который сразу увязывается за ним, и, вопреки ожиданиям, высказывает довольно дельные советы, в частности о том, что надо собрать всех выживших. Найдя морскую раковину, они очищают её и выдувают звуки, похожие на призыв рожка. На звук рожка собираются выжившие: несколько подростков и малыши 6-летнего возраста.
Не успев толком познакомиться друг с другом, собрание сталкивается со спешащей на соединение с ней группой мальчиков в чёрных плащах, как оказалось, церковных хористов, под жестким и уверенным командованием высокого и сильного рыжего Джека Меридью. Автор словно подсказывает читателю источник будущего падения коммуны детей. После пререканий, по наводке Толстого, к неудовольствию фронтмена хористов, открытым голосованием избрали старшим Ральфа. Тот, согласия ради, оставил хористов в подчинении Джека, назначив их охотниками. Вместе стали решать, что делать и что строить.
Построят они даже не Дикий Запад, как прапрадеды их американских родственников, а Тумбу Юмбу со свиньёй, проткнутой копьём в задницу, и отрезанной башкой на колу, этакое жестокое племя диких пигмеев(с). И это несмотря на заведённые Ральфом правило: право голоса на собрании только у того кто держит ракушку (созвавший их рог), необходимость поддерживать сигнальный огонь в целях спасения мимо плывущими кораблями. «Правила - это всё, что у нас есть» - подчеркнул Ральф, и, после зажигания огня на господствующей горе, добавил, что они англичане, и должны отличаться от дикарей, потому что англичане - лучшие во всём.
Развитие событий показало его правоту - только правила удерживали маленьких джентльменов от превращения в дикарей, и он, как мог пытался поддерживать порядок в изолированном коллективе: заставить мелюзгу срать в скалы, а не на площадке проживания, старшие возраста - дежурить и поддерживать сигнальный огонь и строить шалаши. Вообще, генераторов смысла в группировке оказалось 4:
Ральф с idée fixe спасения и необходимости для этого поддерживать огонь. Вообще, огонь -один из символов романа: он даёт уверенность в будущей помощи, он же становится оружием в руках дикарей.
Теоретик Хрюша (прежняя кличка Толстого, опрометчиво сообщенная им Ральфу, так и закрепилась за ним. Настоящего его имени мы так и не узнаем). Его намерения - в обустройстве коллектива, условий проживания и субординации. Проблема Хрюши в том, что в качестве советника Старшего, он - скорее посмешище даже в глазах «скорлупы», чем автор полезных идей. Не зря первая вспышка насилия в нарушение правил происходит с ним: разъяренный Джек бьёт его в пузо и разбивает одну линзу очков - ценного источника огня.
Туповатый, но сильный и нахрапистый, Джек. Его мейнстрим: русская английская идея это война охота. Ради охоты он не только игнорирует строительные работы, но и забирает дежурных у костра. Костёр гаснет, проплывающий мимо корабль их не замечает, что выводит Ральфа из себя. Тем более, что для старших, драйв от удачной реализации охотничьих инстинктов выглядит привлекательнее рациональных доводов Ральфа о том, что их главная задача - вернуться в цивилизованный мир. По итогу, тяга к насилию и доминантности этого, вероятно поклонника приключенческих романов, приводит к распаду коммуны, и созданию взамен племени с сумасбродным вождём во главе. Ральфа и Хрюшу отшивают, мелкота предоставлена сама себе. У дикарей с размалёванными лицами - одна забота - забить свинью и беспрекословно выполнять приказания вождя.
Блаженный и припадочный Саймон, бывший хорист, проникшийся симпатией к Ральфу. Несмотря на репутацию чокнутого, именно он раскрывает секрет Зверя - ночной фобии пропавшего без вести малыша с пятном на лице. Только Саймон приходит к выводу, что зверь внутри нас, и после физического открытия источника островного страха, спешит оповестить всех ребят, но то, что было бы логично воспринято обычными собеседниками, проходит мимо ушей впавших в транс первобытного танца новоявленных дикарей. Некоторые рецензенты противопоставляют светлое или разумное (божественное-сквозь религиозную призму) начало Ральфа, даже сравнивая того с непонятым Христом, низкому и дикому (дьявольскому) нутру Джека Меридью. По мне, так на роль распятого Спасителя больше тянет именно Саймон.
Хотя и не стоит объяснять поведение героев религиозными мотивами, особенно с учётом того, что в кровожадных дикарей обратились первыми участники церковного хора. С духовным воспитанием там было всё хорошо. Психолого-поведенческую мутацию в них произвела дикая обстановка, недостаток самосознания, стадный инстинкт и любопытные пороки садизма и тяги к власти над слабыми.
Кажется, только Ральф и Хрюша тяготятся недоступностью благ цивилизации. И, если Ральф, первоначально эйфорически оценивает отсутствие взрослых, возможность ничего не делать, развлекаться и владеть островом, то ближе к развязке тяготится отсутствием ножниц, истрепанной грязной одеждой, отросшими волосами. Да и жизнью без взрослых тоже. И последний дом, где он жил, кажется ему диким из-за сельской местности. И власть для него - ответственность, в отличие от удовлетворения альфа-амбиций у Джека. Как хорошо, когда всё решают взрослые и жизнь подчинена правилам. Символично, что уничтожение Рога (главного правила острова) влечёт за собой угрозу его жизни, где вместо головы свиньи, вождь дикарей готовит в жертву его голову. Не зря он предпочитает попасть в плен красным, чем сожительствовать с одичавшими джентльменами.
Ральф понимает, насколько тонкая линия отделяет внешне цивилизованных и нравственных людей от падения в первобытную дичь. Просуществуй племя подольше, участники его дорастут и до людоедства с содомией, группировка то однополая. Этого одичания боялись Хрюша и Саймон, которых юный сноб в начале повествования тихо презирает, а после потери - оплакивает верных друзей. Закономерно, когда ничем не ограниченная детская свобода вырождается в трайбализм, беспредел и диктатуру альфачей. Что мы и наблюдаем в «Слове пацана».
Жить в таком обществе - такое себе удовольствие, даже при наличии физических и моральных кондиций. Сегодня ты не последний пацан, а завтра - отшитый чушпан или приговорённый, как Ральф. Впрочем, на то они и правила, на то закон и социум, чтобы подобные сообщества пресекать.