Всех с Новолетием, Рождеством и моей личной днюхой.
Во-первых, все могут поздравлять меня с ДР прям тут.
Во-вторых, я решил, что как раз самое время выложить этот пост, типа как подарок самому себе. Может и не такой клёвый подарок, как
фейсхаггер, но тоже ничего)
Мы тут в связи с
нетленкой Германа про его детство то и дело вспоминаем то да сё из наших детских лет. Я вообще-то уже давно собирался рассказать про эту песню, да всё встревали более актуальные темы. А тут как раз
Татка ударилась в воспоминание о своей "колыбельной", и я увидел такие созвучия, что решил поспешить с выкладыванием текста. Ну, как мы все тут спешиииим - выужепонели)
В моём раннем детстве, когда отец сперва служил в форту на Севере (я про это рассказывал и
тоже в связи с песней), а потом погиб, и ещё некоторое время были живы мама и отчим, в нашем доме нередко бывали, особенно по праздникам, вечеринки с пением под гитару. Из того, что пелось, я больше всего любил Песню про Других Стражей (как называл её про себя) и побег вместе с ними за пределы - я так и понимал, что это про овердрайв. Уже подростком я отдельные строфы иной раз повторял про себя, сам себе фламматор.
Это песня (как я тогда её понимал, по большей части трактуя всё сам, сообразно тому как слышал - а слышал я подчас своеобразно, не скрою - но и с учётом рассуждений старших вокруг неё) про человека, который в скитаниях бежит по степи, понимает, что за ним охотится враждебная сила в виде бездны оврага, и просит Других Стражей - существ Заграни - взять его с собой. Но потом (во втором куплете) он уже таки погружается в бездну, но без страха, обнимая свои главные сокровища в уповании (я знал такое слово и понимал, что оно означает очень высокую степень доверия, глубокую уверенность в очень опасной и ненадёжной обстановке), что пройдёт насквозь и выйдет победителем.
Приближается пасть овражья
Проглотить мой недолгий бег.
Вы постойте, Другие Стражи -
Чтобы мне сорваться в побег -
На границе, чтоб за вами
Не с пустыми руками
Мне сорваться в побег.
Нож, патроны и пара фляг
У меня при себе. Итак! -
Вечный Ветер и Звон Ночной
В Сюдосаме пойдут со мной…
Всякий раз при слышании этого "Итак!" меня захлёстывало крышесносным предощущением - начинается поход! Дальше герой песни принимается отдавать команды своим спутникам, Вечному Ветру (высокой фигуре в сером плаще) и Звону Ночному (который мне представлялся гигантской человекоподобной цикадой): их путь для начала лежит в некое Сюдосаме; а может Слюдосанье? - тогда, скорее всего, это место, где вечная зима, как на Дальнем Севере, по насту блестящему как слюда катятся сани… Всё связанное с Севером меня волновало особенно: не только потому, что вообще для детей-южан Север - страна легенды и мечты о будущем, но и потому, что на Севере служил мой отец.
Я помню, что первая строчка припева сперва была иной, и на моей памяти её несколько раз поменяли наши исполнители, стараясь приблизить набор походных предметов к современному и при этом сохранить качество песни. Изначально упоминался порох, и кто-то из наших гитаристов качал головой: мол, теперь только совсем замшелые носят с собой порох и набивают гильзы сами, может ещё и пули отливать самим? -
- Ага, "Порох, гильзы, свинец и…" и? -
и кто-то из слушателей подсказывал, ухмыляясь:
- Тогда и картон для гильз! "Флягу, порох, свинец, картон - потащу на себе сто тонн!"
- Правильно, главное флягу - первым пунктом списка, тогда и сто тонн не в тяготу! -
- Лучше две! - "Чуток оружья и пара фляг"
И общий хохот.
Я не обижался за песню на шутников и не расстраивался оттого, что пение прервалось, поскольку исполнитель всякий раз начинал с предыдущего места, и я мог по новой пережить это улётное "итак!"
Там были и ещё строки припева с перечнем разных ценных вещей, которые герой берёт с собой; я не помнил, к первому или второму куплету они относятся, да и наши гитаристы, скорее всего, не строго соблюдали последовательность, могли подзабыть или под настроение добавить что-то от себя.
Помню отдельные двустишия:
В мураву от своих дверей
Я плечо оберну скорей…
(это было мне хорошо понятно - у дверей всегда растёт подорожник и другая травка, которую прикладывают к ранам)
Дуб и мельницу и поток
Заверну в носовой платок…
(и это понятно - либо у героя есть умение уменьшать предметы, либо он превратил всё названное в вышивку на платке, так тоже делают)
Семицвет незабвенных лиц
Заложу между двух страниц…
(как засушивают красивые цветы между страницами Библии, я видел - они там могут храниться хоть до следующего Юбилея или до Второго Пришествия, тысячу лет, пока Армагеддон не воспламенит все священные книги, положив конец спорам и гаданиям; и вполне себе представлял, что на лепестках как на бабочкиных крыльях могут быть узоры и символы, складывающиеся в портрет любимого человека; и я был бы не прочь встретить цветок или мотылька с Севера с образом отца!)
Последним в припеве первого куплета было:
И мгновенья вечной любви
Унесут, как искры кровù -
и мне виделось, как вокруг этого бесшабашного бегуна, когда он получает смертельную рану, его хлынувшая кровь возгорается огненным кольцом, искры которого, снопами взлетая как из очажной трубы, подхватывают героя и уносят в своём рое - и это возможно потому, что в нём есть любовь, он наверняка пролил кровь за любовь, а любовь как известно вечна и всемогуща, и её корпускулы (я знал, что всё в мире состоит из корпускул) теперь унесут его от врагов; да, и Вечный Ветер из другого двустишия - это скорее всего про то же!
Но это ещё не всё, поскольку дальше шёл второй куплет, как второй том приключений или Новый Завет. Во второй серии Здесь герой бесстрашно опускался в бездну, успокаивая спутников, Других Стражей (вот, он уже их превзошёл в силе!):
Отпустив меня, не робейте:
Через Югу и неживьё
От победы иду к победе,
Не теряя ничто своё:
Даже падая
И погружаясь
Я держу в объятьях своё.
Меня нешуточно беспокоил вопрос, связанный со второй строкой. Я понимал, что герой идёт через неживьё - то есть через неживые, а может и мертвящие, области: мне они представлялись то в виде заброшенного после эпидемии жилья, то в виде колючих-ядовитых сухих зарослей (слово "жнивьё" я узнал сильно позже). Но что такое Юга? Возможно, так в иных местах называют край, где мы живём, Юг Арийской Территории. В таком случае, не считают ли и наш Юг тоже подобным безжизненным пространством? Ведь воспринимаем же мы, южане, север опасным и малопригодным для обитания людей. Или наоборот, строка песни противопоставляет живую Югу - смертоносному неживью?
"Падая и погружаясь" - судя по ремаркам взрослых, они воспринимали это как описание сна, когда человек падает от усталости и проваливается в забытьё. Но я был уверен, что речь именно о погружении в небытиё. То "ничто", которое у героя внутри (то есть нечто невещественное, не поддающееся ощупыванию руками) насыщено любовью и могуществом, и оно оказывается сильнее того ничто, которое охватывает его в бездне. Мне это напоминало объяснения отчима про разницу между солёной и пресной водой: вода, которая поддерживает организм, солёная и она сильнее, чем пресная вода снаружи; вот поэтому (как я понял) не следует паниковать, попав в переделку: человек не даст холоду себя заморозить, даже если снаружи всё заледенело, и не утонет, упав в водоём.
Дальше в припеве шло упоминание про воздушного змея, которое мне нравилось уже поэтому, а уж тем более потому, что змей как раз и означал то самое упование, на которое опирался отец в опасностях своей северной Заграни, и мама, ожидающая его благополучного возвращения. Напоследок гитарист выпевал, прямо-таки залихватски:
И мешок, где лежат грехи,
Не оттянет лёгкой руки!
И выбивал обязательную дробь на корпусе гитары!
Я уже заметил, что про грехи всегда упоминается с улыбкой и даже с бравадой, хотя вынес из довольно утомительного выяснения с мамой, что "грехи" - это ошибки, а также умолчания. Мама отчего-то стеснялась этой темы, впрочем я был в курсе, что у нашей мамы случаются закидоны на почве приличия и стыда. Для себя я обобщил всё мне известное, в том числе присловье "эх где вы грехи молодости!" в представлении о том, что это типа болячек, уплотнений (как грибки или орехи) на душе (или на духе). Если это шрамы, то ими можно если не гордиться, то по крайней мере - предъявлять их как доказательство, что ты не просидел всю жизнь под замшелой колодой / в плантаторской опочивальне / на штабной кухне. Но это могут быть и какие-нибудь следы расчёсов или там пощёчин, или постромков, говорящие за то, что ты грязнуля или лжец или подпевала - и тогда их скрывают.
Но потом был разговор между слушателями именно про последнюю строфу, который мне запомнился примерно так:
- …Вот, и даже грехи прихватил, чтобы не потерялись. Хозяйственный какой!
- А потому что грехи - это не мусор, а часть твоего прошлого.
- Так разве это плохо - оставить все грехи или простить все грехи?
- Простить, себе и друг другу - хорошо, а забыть - плохо.
- Потому что тогда может повториться…
- Потому что грехи - это то, что было между тобой и кем-то ещё. Ты же не хочешь забыть друзей или врагов? Или забыть, что между вами было.
- Да брось. Сколько бывает грехов, которые никого не касаются кроме тебя самого. Ты сам против себя совершаешь плохое дело, и знаешь что плохо делаешь - хотя другого никого это не заденет. А потом исправил и всё…
- Что за бред! Так и не бывает, чтобы сделанное в себе хорошее либо плохое не отразилось на окружающих. Особенно на близких, но и не только. Эй, вот ты молчишь, а что ты думаешь…
- Да оба вы бредите. Причём тут "сделаешь плохо себе, и оно отразится"? Не бывает вообще хорошего и плохого "в себе", это всегда для другого. Кто же сам себе делает плохо? Ты станешь у себя в доме нарочно делать, чтобы неудобно жить? А вот не думать, как это отразится на соседях, и навалять им бед - вот про это можно сказать, что грех…
- А не бывает, по-твоему, что человек захочет сделать другому хорошо ценой того, что себе сделает очень плохо? И что это будет, если не грех против себя? А к себе надо относиться, как к другому, иначе нечестно!
- Ха, тогда и всё что ты сделал в себе - важно помнить, так как если это было с другим. Тогда и дружба с собой и война - это всё считается за историю.
- А ты как думал!
- Да нет же! Не может человек сделать другому хорошо, а себе одному плохо, и больше никому от этого плохо не станет. Так не бывает!
- Да сколько хошь!...
Я слушал очень внимательно, меня не сказать словами как захватила эта полемика - но тут трое (а может и больше, не скажу точно) спорящих перешли на примеры из взрослой жизни, и я перестал понимать их аргументы! Я потерялся - не столько в именах действующих лиц, сколько в дефолтах "поддержек" и "подлянок", на которые спорщики ссылались как на нечто само собой разумеющееся. "А он-то не мог дать им другой поддержки кроме как застрелиться…" "А этот хмырь отколол подлянку - бросился очертя голову в пожар, чтобы сгореть!"…
Потом, став старше и осведомлённее, я не смог уже восстановить конкретных доводов из того разговора. Между тем меня, видящего себя таким овердрайвером, время от времени посещало сомнение скорее обратного свойства: если я точно знаю, что делаю много кому плохо (но считаю, что у меня есть на то веские причины - ибо убеждён, что выбираю меньшее из зол) - то не наносит ли это зло незримый ущерб моему духу, лишая его необходимой для Дела кристальной целостности?
И если да, то как оценить последствия: беда выразится лишь в том, что безупречный чёрный бриллиант моей уникальной личности в короне Меланургии будет не таким безупречным (тогда плевать - да чёрта ли мне в безупречности!) - или ущербина отразится на качестве оптического прицела, так что вся наша борьба пойдёт сикось-накось и все жертвы, добровольные, вынужденные и насильственные, окажутся напрасны? То есть мы не достигнем цели. То есть и я не пройду бездну насквозь. Вот это уже фигово.
Дальнейшие события и отношения постепенно открыли мне, насколько мои представления об окружающем были, скажем так, своеобразны. Последним - хотя и не самым сокрушительным - стало открытие, что даже текст песни про овердрайвера я тоже помнил совсем не таким, каков он в первоисточнике! - и, подозреваю, не совсем таким, каким его исполняли наши гитаристы.
Вот что принёс Меена в ответ на мой запрос:
Приближается напасть вражья
Поглотить мой недолгий век.
Вы постойте, други, на страже,
Чтобы мне собраться в побег-
Схорониться за вами,
Чтоб с пустыми руками
Не сорваться в побег:
Фляга, спички, порох, тесак
У меня при себе и так.
Вешний ветер и звон ночной
Всюду сами пойдут со мной.
Муравой - вдоль моих дверей
Что течёт - обернусь скорей.
Дуб и мельницу и поток
Заверну в носовой платок.
Запах досок, очажный жар
Я надёжно к сердцу прижал.
Отпустив меня, не робейте:
Через вьюгу или жнивьё
От победы иду к победе,
Не теряя ничто своё:
Даже падая в бедах,
Вод забвенье изведав -
Но в объятьях своё:
Семицвет незабвенных лиц
Сохранён между двух страниц.
Упованья воздушный змей
За собою влечёт - скорей!
И мешок, где лежат грехи,
Не оттянет лёгкой руки.
В аварийный спрятан запас
Отрешения смертный час.
И мгновенья вечной любви
Я несу как искры в крови.
Впрочем, подумал я, пережив первое ошеломление, на самом деле всё отлично! Пусть мой вариант текста будет вкладом в ноосферу ЗА,
творческим актом слушателя.