Ну, хокку - это всем известная штука: стихотворение с упоминанием примет времени года в 3 строки по 5-7-5 слогов (конечно, в японском языке ещё и прочая хрень чередование ударных-безударных с цезурами, но это мы не осилили):
Сорока ветку Тащит большую бросив Горбушку на льду (я)
Или, с длинным названием (в хокку название может быть длиннее самого стиха):
Прощаясь с деревом напротив городских окон
Вымахал ясень: Десять лет в городе. Наш - Давно на даче. (Тата)
Чуть менее популярна танка - пятистрочие (5-7-5-7-7):
Муравейник на чёрно-белой грани равноденствия
О муравейник! Кочкой - в тени, на солнце - Город уснувший.
Сон - на грани. Проснёшься ль? Не согрею в объятьях … (Аст)
(Чёрно-белая граница - это классический образ арийской поэзии и фольклора (идущий от нумероновской культуры), грань между жизнью и смертью.)
Возвращаюсь к зз-шной японской поэзии. Как мы поняли, старинная танка (VII-YIII вв.) произвела на свет (в веке так двенадцатом) рэнгу - цепочку танк разных авторов, связанных общей темой, с непременным указанием на время года с его характерными приметами. Рэнга означает буквально "нанизанные строфы". А рэнга - в свою очередь, в семнадцатом веке родила хокку (изначально хокку была первой строфой рэнги, самой ударной, как водится). В рэнге и хокку, в отличие от более высокопарной танки, были приняты каламбуры, пародийные отсылки, сленг - словом, это по-нашему.
Мы и заинтересовались сабжем потому, что описание рэнги нам напомнило сразу две наши арийские забавы со стихами - одна это "игра в ассоциации", а другая - когда все по очереди сочиняют четверостишия со всякими каламбурами, продолжая тему друг друга:
Вон скачет наша Тройка - Наверно, в ресторан: На них часы и тройка, Ботинки и сто ран.
Ко мне пришла повестка - И стал я пить водУ: "Поймав-ка их повесь-ка, Не то сгоришь в аду!"
Того гляди, охрана Заявится сюда. Разбудят нас, ох, рано - Засну в зале суда!
Тебе не надоели Дурацкие стишки? - Смотри: они доели Все наши пирожки!
Как стало теперь известно из самых достоверных источников - эта старинная игра, называемая на кастовом "веригас" (или на бытовом "цепочки"), которая повелась с того дня, когда в узилище кто-то из древних героев и его друзья всю ночь перед судом сочиняли дурашливые стихи для взаимной поддержки. То ли это был Амай Герой Эпоса, то ли Начальник Штаба Центра, то ли Герман с Анъе…
(Павлин, брат Амая: точно-точно, вспоминаю! сидим мы в яме в поздний час, мы с Амаем и Герман с Анъе, году так в тысячном до ЧМ…)
В общем, мы решили поиграть в рэнгу равноденствия.
Играли вшестером, так что закономерно встал вопрос, в чьём ЖЖ будем постить. От Альтерристики - один участник (Тата), от Хмурого Энтузиаста - два (мы с бяшей), от Суперкомпов - целых три (Шеол, Аст, Плюш), так что я склонялся, что выложим у них. Но Ме резонно напомнил мне, что я пỏщусь редко и мало (в то время как Великий Пост требует усиленного пощения!), а между прочим, моё эфирное время отрывали с мясом от любящих сердец - так что надо использовать его на всякие прекрасные вещи.
По ходу возникло преткновение. Дело в том, что мы сперва ориентировались пусть не на канон, но на некое единство формы - типа, пусть это будет восемь строк любого вида, общая тема задана самим Весенним Равноденствием с его приметами (равновесие контрастов, любовный танец Начáл, преображение), а между собой отдельные стихи-звенья должны быть связаны как в игре в ассоциации (тесно - с предыдущим, но неплохо ещё и с аллюзией на пред-предыдущее, для прочности цепи, так сказать).
Старшее поколение (Тата, я и Шеол) дисциплинированно написали всё как договорились. Мы с Ме очень постарались вгрузиться в контрасты мартовской природы. Бяша, правда, чуток не вписался в объём, но был готов немного подстричь свои десять строк. А Аст увлёкся и вообще вылетел из предложенной формы. И заявил, что мы можем, конечно, вытряхнуть середину из его стиха, оставить обёртку, которая аккуратненько впишется в условие игры - но на его взгляд, стих, который получился у него, вообще самый стоящий в цепочке, так что нафига мол соблюдать правила, которые только что сами себе придумали, в ущерб смыслу и интересу?
Мы подумали и согласились, так что плюшевое стихотворение уже никто обкорнать под правила не пытался. И вот что получилось.
(связка: утверждение себя, раздеться до чёрного к пред-предыдущему - Танцующие Пары)
Валяй, бесстрастный и шальной - вставай контрастной стороной:
когда в садочке облетелом хреначит снегом удручённым - красуйся обнажённым телом, спектрально абсолютно чёрным:
чем летом, ять, до шока ладным сиять загаром шоколадным -
в загаре все, а ты - в пальтишке на фоне их ужасно белом - когда в ручонках у мальчишки запляшет злобы парабеллум;
весной, зимой, со светом, с тьмой, хоть лёд, хоть зной, зимой, весной - по мне, любой формат - неплохо, лишь бы не твой диктат, эпоха.
(связка: верность себе в переменах к пред-предыдущему - таяние)
Проталины, ямки: Полопались лямки, Порушились санки - Шагнём на гранит.
Где снежные замки, Алмазы-мосты? Полярной звезды Маяк устоит.
(связка: весенние звёзды к пред-предыдущему - то в жар то в холод)
Снова видны звёзды весны. Небо без дна - это весна.
В сон клонит зной в полдень весной, Ночью нет сна. Это весна.
Хлад неземной в полночь весной, Койка тесна! Это весна.
Раной сквозной стал я весной. Вот я весь, на! - царствуй, весна!
(связка: весеннее томление к пред-предыдущему - камень из-под снега к самому первому - весенний пир, грусть и радость)
Жухлый лист - он вроде снека. На добычу вышли камни, Камни вышли из-под снега. Я гляжу на их мельканье.
Тень над ёжиками сосен - Я лечу, но очень грузно: Мне, наверно, очень грустно. Не наверно, а весьма. Но и весело при этом, Потому что путь неведом. Вот у нас всё осень, осень - А у вас опять весна!
================================
Апдейт:
Ивэ: идя навстречу пожеланиям трудящихся... *хм, можно ли так сказать про Германа?* короче, вывешиваю список авторов:
[вы думали что... а оказывается, вона что!]Про мантилью, которая за десять лет превратилась в панцирь: Тата Про Германа-былинку и барашков-меланургов: Меена Манифест против конформизма: Астентар Про навигацию в распутицу: Шеол Пронзительные весенние контрасты: я Взгляд из окна поезда: Плюшевая Звезда