Цель пути или Мимоходом о конференции по злодейству

Jan 02, 2017 22:01

Был я в достиженьи цели
Заинтересован кровно.
Мы попили, мы поели,
Ну и в путь, от главной ели.
Пятьдесят нас было ровно.

"Этому зайцу лет триста" (с). Я хочу сказать, что если завалящей песенке несколько тыщ лет, а она живёт себе и живёт, то не просто уже по одному поэтому она не завалящая - а даже появляются основания думать: только видимость, что песенка, а на самом деле что-то покруче, заклинание там или шифровка.

Мы с Алвой и Мееной…

Ага, вот здесь я пользуюсь случаем рассказать, что бяша очень резво шурует по всяким закоулкам логосферы, чувствует себя как дома в "описываемом прошлом" ("путешествия по описываемому времени" это термин АБС, если чо), не только в своём родном-любимом библейском, но и разном фольклорно-легендарном и даже приключенческом. Если верить бяшиным рассказам, там всё это смешано в аппетитный винегрет кроссовер. Герман предположил, что такие нескучные мифологические места-времена - это, так сказать, крылья суперсистемы Белларвы, анимация его гигантской библиотеки, вынесенная в область "объёмного восприятия" специальным механизмом немаленькой эис. И что Меена протоптал туда дорожку в связи с изысканиями Шеола и Ларвы на тему "Овечка и Месяц". Похоже на то.

Ну так вот, мы с Алвой и Мееной раскопали сей раритет (который в эпиграфе только одной строфой, а весь целиком смотри ниже) и привели его в читабельный вид. Угадайте: если в начале баллады заявлено пятьдесят героев, а дальше подробно описывается, почему до цели добрался всего один, сколько там может быть куплетов? И ясное дело, в разные эпохи возникали разные вариации, придумывались в соответствии с духом времени новые повороты приключений, а старые забывались. Древним-то было в кайф коротать под бесконечную балладу долгие дождливые вечера с кружкой горячительного, а то и подпевать, сидя на вёслах. То ли дело современный читатель со своими запросами к искусству - он запутается в сюжете либо уснёт со скуки. Зато тут есть в чём порыться археологу-фольклористу.

Но мы так ухватились за этот опус не из профессиональной жадности, а вспомнив, что одно время песенку приписывали дьяволу (вотпрямтак Сатане лично). С одной стороны, чего только добрые люди ему не приписывают. Но с другой стороны, вот вам занятное совпадение: кто на ЗА самый главный исполнитель роли дьявола? Герман молчи правильно, Вензель (-ля); а про что намедни на конференции по злодейству рассказывал Мёбиус Вензель? Герман молчи правильно! про "цель пути".

По Вензелю, переход к мрачной Тёмной Эпохе от беспечального серебряного века связан с массовым осознанием нового для тогдашних людей понятия "стремление к личной цели". В древности, как полагает Мёбиус, только отдельные удалые герои задавались конкретной удалённой целью, такой, ради которой стоило бы оставить всё и в которую не жаль вгрохать все силы. Из разряда - "брошу вас всех и уплыву за край океана к чёрту возлюбленному богу, который приснился мне во сне" или "Айда со мной искать за Хребтом обетованную землю, потому что это прикольно нет её прекраснее!"

Подавляющее же большинство в тогдашней ойкумене воспринимало жизнь как "и так прекрасную данность", типа сплава по реке, которая тебя увлекает в ей одной ведомые дали, или чтения занимательной книги, которая не тобой писана и не тебе вносить в неё поправки и дополнения. Это не значит, что тогда весь пипл сидел на месте и никуда не двигался - нет, поприключаться многие были очень даже не прочь! Просто для большинства участников любой затеи (от строительства Вавилонской башни до плавания за пушниной) смысл движухи состоял преимущественно в самом процессе, весьма отчасти в сувенирах, которые сами с процесса сыпались (причём привлекали скорее впечатления и возможность потом рассказывать о приключениях, чем материальные трофеи) и в ничтожной степени - в том, что ждало на финише. Поэтому житель древней ойкумены охотно присоединялся к симпатичной компании и вовлекался в авантюру, которую замутил кто-нибудь незаурядный тот же Вензель - одного такого с его целью вполне хватало на всю ораву заурядных и ещё оставалось на гектар вокруг.

А вот с определённого времени, утверждает Мёбиус, практически каждый стал стремиться по жизни осознать и сформулировать для себя лично "главную цель" ("попасть в такое-то место" "стать тем-то" "увидеть то-то" "приобрести то-то") и своё счастье-несчастье, свой успех и смысл всех трудов оценивал достижением-недостижением этой собственноручно поставленной цели. Не странно, как вы понимаете, что такая новая фишка (сам ставлю цель, сам к ней иду, сам за всё плачу, сам пользуюсь плодами успеха) с одной стороны сильно подняла сознание собственной ценности и уважение к выбору другого - а с другой стороны, повела к нарастанию числа, глубины и силы межличностных конфликтов в ойкумене. Прямо-таки аж до таких крайних концепций, как "война каждого против всех" и "непримиримое противостояние Добра и Зла".

Так вот, возвращаясь к песне: она в одном из вариантов прямо так и называется - "Цель пути".

Мы немедленно спросили и Мёбиуса, и Экстрима - ваше творчество, сознавайтесь? Ругать не будем, ничем кидать не собираемся! Но Экстрим только плечами пожимал как князь, а Мёбиус почесав в репе припомнил, что знает эту балладу, да, обращал внимание, да, старая… но нет, не сочинял её, не в его стиле, хотя даже увы. Прикольненькая, но скорее всего - не сочинял. Даже по пьянке.

И вот что мы хотим отметить… Не! лучше мы про это скажем, когда вы прочитаете, чтобы вам было интересней сравнить своё собственное впечатление от этой баллады с тем, что про неё у нас говорили в разные эпохи.

Сделаю только пару пояснений по тексту.

"Потеряв ориентиры… у приграничья Тиры" - чуваки, про которых речь в балладе, как мне представляется, вышли к югу через прибрежную цепь гор, при этом оказались нос к носу с океаном, на котором царила держава Тир, а привычные для себя вершины гор, лежащих к северу в глубине материка, видеть перестали. Хуже того - они в некоторых местах Востока могли оказаться и вообще в южном полушарии, где другие созвездия и иные правила движения светил. Немудрено дезориентироваться и паникануть.

Насчёт соблазнов и искусителя - каких только толкований мы с Алвой и Ме не примерили; да впрочем много в ойкумене бывало местечек, в которых немудрено завязнуть сдуру: и лотофаги, и дурные притоны, и просто плавучие весёлые дома, и грифоновские ловчие рои…

"Чтобы всё разумно взвесить, // мы бегом в Тир Макулату: // с нас авансом взяли плату…" - дело в том, что в Тир-Макулате, гнезде мистов, одаривали всех желающих мудрыми советами не за так, а за плату головой: первоначально это означало, что кто-то один из компании пришедших за советом готов предоставить собственную голову для того, чтобы невместимый разум Тирмакулатского оракула смог изречь истину через неё - зачастую после этого голова напрочь приходила в негодность, но если совет требовался действительно жизненно важный, желающие платить находились; а впоследствии мисты вообще взяли за правило за свои услуги требовать в жертву человеческую жизнь - шоб уважали клиенты.

Ну, теперь давайте познакомимся с песенкой, а потом я сделаю дополнение.

Был я в достиженье цели
Заинтересован кровно.
Мы попили, мы поели,
Ну и в путь, от главной ели.
Пятьдесят нас было ровно.

Дорога - она
Как кончик блина
Не съев не узнать чем начинена

Были парни мы что надо,
Но нашёл какой-то морок:
Там напали на торнадо,
Тут излишняя бравада…
Словом, нас осталось сорок.

Дорога честна
Зовёт как весна
Тебе ль неподъёмна её цена

Потеряв ориентиры,
Стали мы зубами клацать,
И у приграничья Тиры
Дали дёру дезертиры -
Так что нас осталось двадцать.

Дорога странна
Как мглы стена
Загадочней чем чужая страна

От соблазнов отвратились,
Чтобы нам не запятнаться;
Из какой, скажи на милость,
Щели искуситель вылез? -
Так что стало нас пятнадцать.

Дорога ясна
Манит как блесна
Но есть и другая в ней сторона

Как же нам избегнуть зла-то?
Чтобы всё разумно взвесить,
Мы бегом в Тир Макулату:
С нас авансом взяли плату -
Сразу нас осталось десять.

Дорога видна
Но в тумане сна
Находится цель, что отдалена

Больше о цене победы
Посторонних мы не спросим!
К чёрту все пиры-беседы!
Прочь с дороги, страхи-беды!
Нас немало, целых восемь.

Дорога бледна
Как будто луна
Её настелила над ямой дна

Не живёт средь нас измена! -
Так сказал я, всех построив, -
Ждёт триумф нас непременно.
Салютуй нам, ойкумена,
Ибо нас тут пять героев!

Дорога длинна
Гудит как струна
Стремящихся к цели ведёт она

Аромат нам лей, лаванда,
Цель - за близкою горою.
Несравненная команда -
Я и два моих аманта:
Это много - если трое!

Дорога верна
Победой она
Потери твои окупит сполна

Нам рукой подать до цели
Над закатною травою.
Все препоны, ямы, мели
Мы, считай, преодолели -
Потому что, брат, нас двое.

Дорога темна
Несёт как волна
И кто не достиг - не её вина

Ну, последнюю-то ночку
Проживу и в одиночку! -
Вот и цель; прекрасным утром
Я любуюсь призом утлым -
И на этом ставлю точку.

Дорога одна
Дорога - она
На все времена

И как вам оно? Прикольно, печально, жутко до отторжения?

Вот представьте, так примерно до Пороговой Эпохи (больше 4 тысяч лет назад) считалось, что это - развесёлая песня. В самом деле, история ну просто очень потешная: целая орава чуваков позавтракала и попёрлась куда-то; шли-шли и по дороге терялись по разным закоулкам, а кто всё-таки добрался до места - обнаруживает, что там… ничего интересного и нет! Сюрпрайз, все смеются.

А после Точки Песочных Часов (три тысячи лет назад по нашей, ЗА-шной хронологии, а по событиям это больше похоже на Зз-шные 30-ые годы новой эры) эту балладу как раз и стало модно приводить в пример как "сатанинскую насмешку над человеческой тщетой". Мол, тот кто от первого лица (негодяй же явно) собирает людей ради своей какой-то цели, увлекает в изнурительный поход, все погибают один за другим, а ему и горя мало - небось, последних сам же и погубил, даром что называет их возлюбленными и братьями! - чтобы неведомый приз достался ему одному. Да ещё и цинично шутит в последнем куплете - мол, уж последнюю ночку перекантуюсь как-нибудь и один, обойдусь без лишних претендентов, не стоит-де это ничтожное сокровище так дорого, чтобы его хватило поделить на всех. Каков лицемер, да?

Но где-то и ещё ближе к нашему времени (вокруг двух тысяч до ЧМ) появляется новая интерпретация рассказа. В таком смысле, что герой, хоть и описывает поход с иронией, сам горюет о происходящем: первых сошедших с дистанции считает на десятки (и это как раз попутчики, кому всё это приключение самим не так важно), а дальше чем меньше спутников, тем они дороже, и он уже сам поумнел, и они друг за дружку держатся - но препятствия продолжают их уносить одного за другим. И каждая потеря для него - горе, но он изо всех сил бодрится и спутников подбадривает - мол, мы же крутые ребята, уже вот-вот и дойдём, и будем победителями! Притом это - победа уже сама по себе, а не из-за приза какого-то: она важна, как достижение поставленной цели: "мы решили - мы добились". Для героя становится важней всего - просто дойти вместе, ну хоть с одним из друзей. Но и это не получается.

Однако, он держит лицо - мол, ну ничего, напоследок продержусь и один, не умру, пока не отмечусь за всех, что мы дошли. А приз этот фигня, он теперь и нужен лишь для того, чтобы обозначить: "дошёл хотя бы один из нас - считаем, что победили все". Никакая ценность не окупит потерянных товарищей, тут любое сокровище будет утлым по сравнению с заплаченной за него ценой - но герой не плачет и не проклинает свою затею, потому что держится принципа "самое важное и самое ценное на свете - это суметь вложиться в достижение той цели, которую ты сам себе поставил". А это сделано, и тут самое правильное поставить точку.

=========================================
Меена:
Апдейт или З.Ы.
Герман рёк: А дальше все должны были отправиться обратно, оживая по одному! :)
А Шеольские дети сочинили балладу про это!
http://sheol-superkomp.livejournal.com/40625.html
на мотив "Шатался по фортам ночным" (оказалось, эта песенка - того же Германа)
НО В СВОЕЙ АРАНЖИРОВКЕ

шуткайумора, Меена, истории, стихи, Овечка и Месяц, а_на_самом_деле

Previous post Next post
Up