С.Кара-Мурза: напрасно бодрится меньшинство, жирующее на захваченной собственности

Jun 24, 2012 13:04


В своем ЖЖ С.Г.Кара-Мурза выложил заметку: "Что меня неприятно удивляет"
http://sg-karamurza.livejournal.com/127700.html

Там в конце главное - о разнице перестроек 1917 и 1991 годов:

"Вдумчивые люди, еще стоящие на антисоветских позициях, говорят: и царская Россия в 1917 г., и СССР в 1991 г. рухнули потому, что это были больные общества. Да, это так. Но дальше-то дело пошло по-иному. Больное сословное и изъеденное капитализмом общество начала ХХ века было загнано революцией в проект большого строительства. И те структуры, которые строились, пусть с авариями и жертвами, обеспечили выживание и развитие страны в самых тяжелых условиях. Напротив антисоветский проект закладывался на основе таких идей, что их плоды отравили общество и убили в нем всякий потенциал развития и даже саму волю к жизни.
И напрасно бодрится меньшинство, жирующее на захваченной собственности. Путь-то под уклон. Они пока что питаются трупом убитой страны, и им кажется, что пищи вдоволь. Но трупы не воспроизводятся и не растут..."

А начинается заметка так:
"По службе мне поручили писать главу для книги о крахе СССР. Я составил план главы, приведенный ниже. А потом стал читать «Советскую цивилизацию» (раньше не удалось почитать, а писать - это совсем другое). И пришел к выводу, что за 12 лет после написания я очень многое забыл, а в конце 90-х годов многие важные вещи, потом забытые, уже были почти понятны. Думаю, это не только у меня так.
Это плохой признак, у нас знание, уже обработанное и согласованное в узком коллективе, не фиксируется, не развивается, а забывается. Точнее, уходит «на склад памяти» и становится неактивным, вытесняется актуальными проблемами. Возможно, это потому, что нас вытеснили из системы образования, и оно не превращается в стабильные формы «курсов».
Для примера далее прилагаю начало главы об «антисоветском проекте» в «Советской цивилизации». Мне показалось любопытным (хотя, может, это я такой забывчивый).

ПЛАН
ГЛАВА 1. Причины краха СССР (С.Г. Кара-Мурза)
1.1. Политический и цивилизационный генезис СССР (25 стр.)
Бакунин, народники, большевики: зарождение советского проекта. Маркс о будущей русской революции; Вебер и Грамши о состоявшейся русской революции. Антисоветский социализм (1905-1921). Сталинизм - индустриализация - война 1941-1945. Легитимизация СССР на Западе. Холодная война, еврокоммунизм, возрождение антисоветского проекта в СССР. Советская система в отступлении: кризис мировоззрения и кризис легитимности (1960-1990).
1.2. Закономерен ли крах СССР? (25 стр.)
Фатализм или синергетика - два взгляда на историю. Сущность советского строя как реализации альтернативного (западному капитализму) цивилизационного проекта: антропология, тип общества, институциональные матрицы. Ожидаемые трансформации и кризисы. Критические факторы: запас знания, соизмеримость теории и мифа, соответствие темпов социального, культурного и политического развития. Смена поколений и разрывы непрерывности. Новые технологии холодной войны и нехватка в СССР ресурсов обороны. Фундаментальные причины поражения СССР и новые проблемы обществоведения.
1.3. Обречены ли общества справедливости? (25 стр.)
Эссенциализм представлений об обществе и идеологический потенциал фатализма. Опыт краха СССР позволяет выявить уязвимые точки «обществ справедливости», вести диагноз теоретических моделей на наличие «вирусов» и прогнозировать риск недопустимых разрывов непрерывности при смене поколений и социальных форм. Модернизация когнитивной базы этих обществ, их государства и системы образования позволит укрепить арсенал средств легитимизации этих обществ и пережить один-два грядущих кризиса. В новой познавательной системе они смогут в нужном темпе обновлять свой арсенал после каждого кризиса. Кризис институциональной матрицы Запада при эффективной стратегии поможет «обществам справедливости» не только выжить самим, но и способствовать преодолению кризиса и на самом Западе.

Антисоветский проект
Глава 1. Созревание антисоветского сознания
Советский проект по своим масштабам был крупной программой, продолжавшей траекторию движения России. Существенная часть этой программы успела реализоваться в советском строе, хотя его короткая историческая жизнь в основном представляла собой экстремальные и аномальные периоды горячих войн и форсированных усилий, а вся остальная часть - тяжелый период неравной "холодной" войны. На мой взгляд, достойно удивления, что даже несмотря на эти чрезвычайные условия советский строй успел воплотить в жизнь очень многие позитивные и даже идеальные стороны программы.
Соответственно структуре и масштабу советского проекта в сфере сознания складывалась противостоящая ему антисоветская программа. Складывалась она долго. Можно считать, что в целостном и явном виде ее ядро сложилось в 60-е годы в среде "шестидесятников", хотя элементы ее оттачивались давно - с времен Чаадаева. Но для нас важен именно целостный, обладающий системными качествами проект "шестидесятников", ибо его развитие уже не прерывалось и в конце концов он обрел материальную силу и был реализован в виде "антисоветской революции" 80-90-х годов ХХ века. Ее предварительной, "холодной" фазой была перестройка Горбачева, в ходе которой была разрушена надстройка советского жизнеустройства, после чего бригада Ельцина смогла демонтировать и его базис. Конечно, ни надстройка, ни базис полностью не разрушены, уже двадцать лет идет вязкая "позиционная война", но здесь для нас важно не это.
Разговор об антисоветском мышлении сложен - очень многие в той или иной степени были проникнуты таким мышлением, даже сами того не замечая. Сейчас можно утверждать, что на самом раннем этапе мысленного отрицания “темных сторон” советского строя в антисоветский проект был заложен ряд ложных идей. В тот момент эти идеи формулировались в мягкой форме и не вызывали отторжения. В них не было видно неминуемого разрыва с главным стволом “советского пути”. На самом же деле именно тогда этот разрыв и произошел, и эти мягкие идеи (например, о желательности небольшой, уютной безработицы) задали новую, все более отклоняющуюся траекторию общественной мысли. В 60-е и даже 70-е годы казалось, что отклонение несущественно.
Разобраться в генезисе антисоветского проекта надо потому, что он явно завел страну в экзистенциальную ловушку. Сама травма убийства советского строя, на которую обычно и обращено все внимание, не так уж велика - не сравнить с Гражданской войной после 1917 г. Но дело не в этой травме, а в том, что за ней - путь под уклон, в небытие. Этот путь может быть иной раз крутым, иной раз пологим, с анестезией нефтедолларов или с дубинками ОМОНа, но он неуклонно ведет к угасанию, а потом и к смерти. На этом пути не за что зацепиться, и циклы воспроизводства на нем сужаются с неумолимой закономерностью.
В этом - контраст с той катастрофой, что пережила Россия в 1917 г. Вдумчивые люди, еще стоящие на антисоветских позициях, говорят: и царская Россия в 1917 г., и СССР в 1991 г. рухнули потому, что это были больные общества. Да, это так. Но дальше-то дело пошло по-иному. Больное сословное и изъеденное капитализмом общество начала ХХ века было загнано революцией в проект большого строительства. И те структуры, которые строились, пусть с авариями и жертвами, обеспечили выживание и развитие страны в самых тяжелых условиях. Напротив антисоветский проект закладывался на основе таких идей, что их плоды отравили общество и убили в нем всякий потенциал развития и даже саму волю к жизни.
И напрасно бодрится меньшинство, жирующее на захваченной собственности. Путь-то под уклон. Они пока что питаются трупом убитой страны, и им кажется, что пищи вдоволь. Но трупы не воспроизводятся и не растут, даже банкиры это знают. Потому-то они покупают дома за границей и отправляют туда же рожать своих жен и дочерей - чтобы дети и внуки получили иностранное гражданство по праву места рождения.
Надо говорить об антисоветском проекте как большой интеллектуальной и духовной конструкции, даже особом мировоззрении, спроектированном на советский строй (хотя, в принципе, очень важно было бы понять и другие стороны этого мировоззрения, направленные на разные стороны бытия, прямо не связанные с советским проектом).
Previous post Next post
Up