В последние годы, после безвременной кончины лауреата Нобелевской премии мира Арафата и ввиду очевидной дряхлости нашего большого друга Абу-Мазена, многие наши комментаторы левой части спектра и доброжелатели за рубежом не устают предупреждать: время для возможного мирного урегулирования путем создания двух государств для двух народов истекает. Среди палестинского руководства всё меньше остается сколько-нибудь влиятельных фигур, готовых вообще хотя бы говорить с нами на эту тему. Более молодые лидеры всё более бескомпромиссны и радикальны, всё больший процент молодежи с "арабской улицы" с энтузиазмом присоединяется к организациям, недвусмысленно провозглашающим своей целью полную очистку Израиля от евреев и даже не употребляющих самого слова "Израиль", а только "оккупационный режим" и "сионистское образование". Поскольку арабское население Самарии и Иудеи, а тем более Сектора Газы, живет в условиях всё углубляющегося экономического кризиса, путей выхода из которого им не видно, то и объективные факторы никак не способствуют усилению умеренной партии.
Я скажу: всё это так и есть. Но попрошу обратить ваше внимание на это же самое явление с прямо противоположного угла зрения.
Когда я приехал в Израиль впервые, здешняя основная левая партия "Авода" ("рабочая партия") была еще правящей. Это партия Ицхака Рабина (покойного со-лауреата Арафата) и нашего вечноюного президента Переса. С 2001 года она ни разу не набирала даже относительного большинства, а на последних выборах, насколько мне помнится, заняла четвертое место. За этот же период другие левые партии - влиятельный в своё время Мерец, все арабские партии взятые вместе, и прочие - даже, например, последняя партия Ариэля Шарона "Кадима" - превратились в реликты, в неких политических фриков, имеющих считанные единицы мест в Кнессете.
Всё общество в целом сильно сместило свои взгляды вправо. Сегодняшний политический мейнстрим Израиля еще двадцать лет назад считался крайне правым радикализмом, если не экстремизмом.
Я уже не говорю о "русском" секторе, с карикатурным Либерманом - сторонником трансфера - во главе. На него, кажется, даже шарж рисовать не надо: сама его фотография уже наводит ужас на любого сторонника немедленной дружбы народов. А ведь это наш министр иностранных дел!
Но вот новые, "молодёжные" партии - национально-религиозная "Еврейский дом" Беннета и либертарианская "Есть будущее" Яира Лапида. Кстати, именно они входят в нынешнюю правящую коалицию с "Ликудом" Нетаньягу. Обе они - вполне правые в "палестинском" вопросе, у них нет никаких разногласий в этой теме, и их единственное отличие, видное стороннему наблюдателю, - это наличие или отсутствие кипы на голове. И если сами их лидеры еще соблюдают какие-то приличия ради внешнеполитической представительности, то уже рядовому наивному члену парламента от одной из этих партий Премьер-министр вынужден терпеливо объяснять, что хотя технически и возможно стереть Газу с лица Земли прямо сейчас, но мы не можем этого сделать в силу ряда различных соображений.
Короче говоря. Если бы я мог обратиться к палестинским избирателям, я бы их предупредил. Обратите внимание. Истекают последние годы, когда у вас еще есть теоретическая возможность создать хоть плохонькое, но своё независимое государство. Старые политики уходят. Нетаньягу еще полон сил, но и он уже немолод.
Ваши ракеты агитируют нас гораздо эффективнее, чем самые страстные выступления Рехавама Зеэви или рава Кахане. Чем ближе к сердцу кто-то из нас принимает общечеловеческие ценности, тем выше вероятность, что он предпочтет уехать от греха подальше.
А другие, со взглядами попроще, - как раз останутся. Через двадцать лет уже некому будет объяснить депутатам от правящей партии, почему нельзя сравнять весь Сектор Газы с землёй, до последнего сарайчика, и построить на этом месте современный стадион с большой автостоянкой для проведения чемпионата мира по футболу 2042 года.