Наша библиотека беллетристики. Книга 55. В. Железников. Повести. 1975 год

Apr 30, 2023 07:43


В. Железников (1925-2015). Повести. М.:  Детская литература, 1975 г. Тираж: 100 000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Н. Цейтлина







Содержание:

Игорь Мотяшов. Мечта о друге (статья), стр. 3-6



Каждый мечтает о собаке (повесть 1966 года), стр. 7-100. Главный герой, семиклассник Юра, которого прозвали Сократиком, проживает на улице Арбат. Его отец умер 3 года назад. Ему 13 лет. Он подружился с учителем литературы Федором Федоровичем, все называли его Эфэф. Юра проживал с мамой и дедом. Дед иногда помогал им деньгами, но Юра всегда считал его жадным. Мама обычно все рассказывала сыну, но утром, насчет вчерашнего отсутствия вечером, молчала. В класс пришли 2 новенькие: Иван и Тошка Кулаковы, отец их был знаменитым летчиком. Иван стал лучшим другом Юры. Юра на улице заметил маму с незнакомцем, но не сказал ей об этом. Она тоже молчала. Вскоре Иван и Юра поссорились. Прогуливаясь с Эфэфом, последний встретил друга, шофера. Дома Юра увидел маму с тем незнакомцем, но сделал вид, что не замечает их. Иван заболел и не посещал школу. Юра всем врал, что с ним помирился, но после выяснения правды, все от него отвернулись. Перед сном, дед сказал ему, что хотел добыть клад в доме Назарова, который в больнице, и что его дом хотят снести. Юра все еще волновался из-за мамы и незнакомца (Геннадий Павлович), и не решался завести разговор. Чтобы помириться со всеми, Юра рассказал им про клад. Но мама сказала ему, что ему это приснилось. Юра попытался сбежать, но Эфэф уговорил его признаться. Юра и Тошка встретили девочку с собакой, жаловавшуюся, что ей запрещают держать собаку. Они решили помочь девочке, но не смогли. Однако они не собирались сдаваться. Юра решил, что должен отнестись к матери с пониманием. Он надеялся, что настанет время, когда все люди будут относиться друг к другу с пониманием и помогать окружающим.



Таня и Юстик (повесть 1975 года), стр. 101-166. Война прошла, а боль осталась. Спустя двадцать пять лет Телешов с дочерью (Таней) приезжает в дом Миколаса Бачулиса, где его спрятали от фашистов. Там он потерял отца и друзей. Сам выжил, благодаря стараниям совершенно незнакомым людям - местному священнику и его племяннику Миколасу. Телешов хочет вспомнить, а Бачулис и его супруга готовы оставить страшное прошлое позади. Бачулиса можно понять, ведь Телешова больше терзает мысль о предательстве, он грезит найти предателя и придать его суду. Он ищет справедливости, бередя душу всем вокруг. Его подозрения находят вполне себе стоящий объект, но истина будет прозаичней, от того страшней. Книга структурно преподнесена очень любопытно. Повествование ведётся от разных лиц, практически каждый персонаж будет иметь возможность высказаться. Если взрослые сомневаются нужна ли им правда, то вот дети, при которых велись все эти военные разговоры, уже уверены, что без правды нельзя. Татьяна и Юстик общими усилиями добиваются откровенного разговора от взрослых. Откровенный, но не до конца.



Последний парад (повесть 1968 года), стр. 167-232. "Последний парад" можно назвать повесть военной, но это несколько условно. В ней отсутствуют реальные бои, до героев докатывается лишь эхо войны. Покореженные судьбы и молодое поколение сталкиваются, пытаются понять друг друга, а главное стараются не забыть своё прошлое. Главный герой повести отставной военный, потерявший семью, а теперь и основную свою деятельность, пытается как бы заново прожить знаменательные дни своей жизни, путешествуя из города в город. Это его последний парад. Книгу читать очень тяжело. Слог простой, а вот тема слишком эмоциональна сложна. Автор неспешно раскрывает читателю героя, всё же оставляя некоторые пробелы для раздумий. Всё настолько проникновенно, что каждую человеческую потерю чувствуешь, проживаешь, и это касается не только главного героя.



Путешественник с багажом (повесть 1960 года), стр. 233-295. Двенадцатилетний пионер Сева Щеглов живёт в алтайском совхозе со дня его основания. Он помнит, как его родители ютились в заваленной снегом палатке и поднимали целинные земли. Теперь их совхоз считается лучшим на Алтае. Этим летом Севе выделяют путёвку в «Артек». Мальчик понимает, что недостоин такой чести. Он много сочиняет и даёт людям меткие, но обидные прозвища. Так, свою классную он называет «Богиня Саваофа»: она, как и древний бог Саваоф, едина в трёх лицах - пионервожатая, учительница и главный редактор газеты. Однако отказаться от поездки мальчик не может: У мальчика есть тайная цель - найти отца. Когда-то родители Севы жили в Москве. Окончив институт, мама мальчика поехала на целину зоотехником. Отец некоторое время работал в совхозе шофёром, а потом вернулся в Москву, бросив жену и маленького сына. Мать рассказала Севе, что его отец был хвастуном, никогда не выполнял обещаний, несколько раз сильно подводил друзей и считал себя «поэтической натурой». Тем не менее Сева мечтает встретиться с ним. Узнав, что по пути в «Артек» будет пересадка в Москве, мальчик решает сбежать и найти отца. В поезде вместе с Севой едет большая группа ребят. Их сопровождает вожатая Наташа. Она настолько бдительна, что Сева называет её про себя «Детектив». На одной из остановок Сева хочет послать телеграмму отцу, но Наташа всё время рядом, и мальчик не решается этого сделать. В привокзальном киоске он покупает отцу подарок - глиняную вазу с двумя яркими петухами. В Москве выясняется, что между пересадками есть несколько свободных часов. Наташа ведёт отряд гулять. На привокзальной площади Сева притворяется, что у него развязался шнурок, отстаёт от ребят и садится в первый попавшийся автобус. Билет он не покупает - у него нет мелочи, только трёхрублёвая купюра. Это замечает женщина-контролёр и начинает возмущаться: с багажом, а за билет не заплатил. Она собирается оштрафовать Севу, но тут вмешивается водитель автобуса и отпускает мальчика. Сева находит тупик, где живёт отец, но нужного дома там нет. Старик, сидящий на лавочке в сквере, сообщает мальчику, что дом снесли, и советует узнать адрес в справочном бюро. Сделав заявку, мальчик возвращается в сквер, но знакомый старик уже ушёл. Вместо него на скамейке сидит грустная девушка. Сева рассказывает ей о красотах Алтая и агитирует приехать в их совхоз. Это просьба председателя: каждый, кто едет на запад, должен привезти с собой человека. Тут подходит парень, с которым девушка поссорилась, и прогоняет «агитатора». Сева рассеянно выходит на середину проезжей части. Из-за угла выскакивает такси, резко сворачивает, ударяется в столб и сдирает краску с крыла. Разгневанный шофёр хватает Севу за шиворот. Он намерен заставить его родителей оплатить ремонт. Шофёра не смущает, что Сева - с Алтая. Он забирает у мальчика три рубля и везёт его в гараж, чтобы заведующий составил официальное письмо его родителям. Шофёр настолько жаден, что не хочет ехать порожняком и берёт пассажиров. Всех встреченных в тот день людей Сева агитирует ехать на Алтай и рассказывает, что ищет отца. Слушая Севу, шофёр мрачнеет и злится. В конце концов он сдаётся, отдаёт Севе «трёшку», посылает за мороженым, а сам уезжает, оставив на тротуаре вазу. Сева добирается к отцу по адресу, полученному в справочном бюро. Отца дома нет, и мальчик решает подождать во дворе, где знакомится с мальчиком-сверстником. Тот знает дядю Мишу, Севиного отца, и берётся их познакомить. Приехавший вскоре дядя Миша не обращает внимания на незнакомого парнишку и скрывается в квартире. Сева не может просто подойти и сказать ему, кто он. Мальчик хочет сначала поговорить с отцом наедине. Тогда новый приятель вызывает свою подружку-отличницу, и та придумывает проникнуть в квартиру дяди Миши под предлогом сбора макулатуры. В квартире отца на Севу вновь нападает робость. Он пишет записку на клочке газеты, бросает её в вазу, ставит вазу в уголок и уходит вместе с ребятами. Дядя Миша замечает вазу и зовёт Севу через окно. Мальчик возвращается один, они разговаривают. Отец узнаёт, что Сева приехал с Алтая, и начинает вспоминать прошлое, выставляя себя героем-целинником. Сева не находит в рассказах отца ни слова правды. Мальчику становится «скучно-скучно», и он уходит, так и не открывшись отцу. Вазу Сева оставляет новым друзьям, чтобы ещё раз встретиться с ними на обратном пути. Сева успевает на поезд в «Артек». В вагоне он думает об отце, о своих несбывшихся мечтах. Потом он вспоминает: отец обмолвился, что собирается вернуться. У Севы просыпается надежда. Отец для него как слабый огонёк в степи, и когда-нибудь он до него дойдёт.



Жизнь и приключения чудака (повесть 1974 года).

Тетрадь с фотографиями, стр. 296-352.

Женитьба дяди Шуры, стр. 353-415.

Есть детские писатели, которые погружают детей и подростков в свой придуманный мир. Их немного. Носов, Булычев, Крапивин. Есть детские писатели, которые, адаптируют своё творчество под детский мир. Ну, как им кажется. Таких легионы. Один из них Владимир Железников. Он был почитаем (особенно во времена Советского союза), награждаем и экранизируем. Вот и в одном из его самом известном произведении «Жизнь и приключения чудака» писатель мимикрирует под подростка. Влазит в его шкуру и показывает жизнь его глазами. И нам, взрослым. кажется, что это сделано талантливо. Ведь и мы подростками вели и думали себя так же. Ну, наверное. Кажется, именно так. Это обман. Мы забыли детство, оставив в своей памяти лишь стеклышки калейдоскопа-воспоминаний. И за детскими мемуарами Железникова то тут, то там торчат уши взрослого. Аналитика, препаратора, вивисектора. Который постоянно оценивает каждый подростковый шаг. С точки зрения взрослого мира. А у детей свой мир, своя логика. Кстати, автор это и сам прекрасно понимает. Поэтому вынужден ввести в повесть взрослого авторитета - тётю Олю, по которому чуть ли не каждой странице (особенно во второй части) сверяет свою жизнь шестиклассник Боря. Ах, как умно и тонко подмечено, умиляются взрослые читатели. А подростки уже которое десятилетия предпочитают антисоциального Карлсона, иррациональную Алису Кэрроловскую и импульсивную Алису Булычевскую. А вожатых и тимуровцев пролистывают впопыхах. Хотя, вроде бы, в повести все правильно. И с художественной частью, и с моралью. Хороший ты мужик, но не орел.

Железников, беллетристика

Previous post Next post
Up