Современная история Челябинска. 2018 год

Mar 14, 2023 08:48





Февраль 2018 года. Митинг против строительства Томинского ГОКа



Латышев Юрий. Хроника моей жизни. 1992-2022 годы: 2018 год. Из записи в ЖЖ от 13 марта 2018 года: Преступное уничтожение культурного слоя Челябинска магнитогорской "бригадой" продолжается. Вот факт - нагло и незаконно уничтоженная часть культурного слоя в районе улицы Красноармейской. Хорошо видно остатки старой постройки.



Я уже писал в госкомитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области о беспределе, творимом в Челябинске магнитогорцами с одобрения Передерия. Ответа нет. Беспредел продолжается. ДУбровский тоже не реагирует - похоже, что ему глубоко плевать на какой-то культурный слой какого-то Челябинска. Придётся писать в прокуратуру. Кстати, площадка не огорожена, никаких знаков нет. Ко мне подошёл "бригадир". Спросил, имею ли я право фотографировать. Я ему показал удостоверение фонда содействия сохранению культурного наследия. И в свою очередь спросил, есть ли разрешение на проведение работ. "Бригадир" сказал, что есть. Я пошёл за ним. По дороге этот тип продолжал настаивать на удалении фотографий. И грозил в противном случае разбить фотоаппарат и моё лицо. Я включил видеозапись, но в этот момент "бригадир" попытался схватить мой фотоаппарат. Пришлось бежать, тот за мной. Хотя я, как минимум, в два раза старше "бригадира", но, вероятно, бегаю лучше. Преследователь плюхнулся, и мне удалось отбежать от беспредельщика на безопасное расстояние.

Из записи в ЖЖ от 15 марта 2018 года: В Челябинске началась острая общественная дискуссия о сохранении старого здания аэропорта. По одному из наиболее вероятных сценариев, озвученному руководством авиапредприятия, в рамках реконструкции оно должно быть снесено. Но против такого подхода уже выступил целый ряд челябинских ученых и общественных защитников архитектурной среды. Действительно ли у этого помещения нет функционального будущего? На эти и другие вопросы нам ответил один из противников уничтожения старого аэропорта, известный челябинский историк Гаяз Самигулов, председатель общественного совета при Госкомитете охраны культурного наследия Челябинской области.

- Из-за чего конфликт? В руководстве аэропорта утверждают, что здание типовое и ценности не имеет?

- С последним я бы не согласился. Старое здание челябинского аэропорта достаточно интересно, и если даже его можно было назвать типовым для своего времени, то на день сегодняшний таких сооружений в России почти не осталось. Оно обладает хорошим четким, узнаваемым абрисом. Оно исторично в том смысле, что, глядя на него, хорошо понимаешь, к какому времени это здание относится.

- Тогда почему ученые и общественники не подняли шум ранее, когда проходил конкурс на новый архитектурный облик воздушной гавани Челябинска?

- В том-то и парадокс. В свое время был проведен конкурс «АрхЧел», о котором много писали, на важность которого кивали официальные городские лица. И в рамках этого конкурса победил проект нового облика аэропорта, предполагавший сохранение здания исторического. Надо полагать, у профессионального и общественного жюри были основания для того, чтобы отдать предпочтение именно этому проекту. Никто не ожидал, что вдруг все изменится.

- Сейчас защитники старого аэропорта говорят, что здание заслуживает того, чтобы стать объектом культурного наследия (ОКН)…

- Фактически сама постановка вопроса о придании зданию аэропорта статуса объекта культурного наследия спровоцирована намерением снести его в ходе реконструкции. Если бы начали реализовывать тот проект, который победил в конкурсе, не было бы нужды в таких шагах. Более того, ранее это не инициировалось потому, что в случае включения здания в список памятников изрядно осложнилась бы возможность реализации всего проекта, поскольку со статусом ОКН связаны значительные обременения. Общественники и ученые ранее считали: зачем создавать сложности для властей при реконструкции, если по проекту старое здание будет сохранено? Но когда представители городской администрации и руководство аэропорта заявили, что сохранение старого аэропорта не предусмотрено, градозащитники решили использовать последний шанс.

- Я понимаю, что вы не специалист в области устройства аэропортов, но все же как вам кажется: у старого здания есть шанс в случае сохранения нести какой-то полезный функционал для аэропорта, города?

- Помните фразу Юревича про то, что «у нас не Древний Рим»? Я считаю, что происходящее сейчас из той же самой оперы - невежества. Да, у нас не Древний Рим, у нас Челябинск, у которого есть своя история. В чем-то уникальная, в чем-то повторяющая историю всей страны. И свидетелями, и памятниками этой истории являются здания. Здание аэропорта - одно из них. Его историчность - один из элементов функционала этого сооружения. Меня постоянно умиляют заклинания о развитии туризма на уровне власти... Что вы будете показывать туристам? Коробки из стекла и металла? Так у нас они далеко не лучшие. Так себе, скажу, коробочки с архитектурной точки зрения. При этом то, что сегодня реально придает городу своеобразие, уничтожается. Говоря о другой полезной нагрузке, отмечу, что сейчас здание выполняет часть функций для авиапредприятия. Оно может выполнять их и далее. Кроме того, повторюсь, если бы не встал вопрос о его сносе, то не было бы и разговора о включении в список объектов культурного наследия. А тогда при сохранении внешнего облика здание можно было перестроить внутри, насколько это необходимо для работы аэропорта.

- Может быть, есть причина инженерного свойства: грубо говоря, сохранить здание невозможно из-за его ветхости?

- Говорить о том, что здание находится в ветхом состоянии, на мой взгляд, достаточно странно: его капитальный ремонт закончен в 1999 году. Если же вдруг оно действительно за эти годы столь сильно обветшало, то как тогда его сейчас эксплуатируют, подвергая опасности пассажиров и работников? И почему информация об этой «ветхости» появилась так неожиданно? Если есть результаты профессиональной экспертизы (и желательно независимой) об аварийности здания, хотелось бы их увидеть. Есть еще один момент. Снос старого здания и постройка 3-й очереди комплекса аэропорта планируются, если не ошибаюсь, на 2035 год и позже. Если здание ветхое, то как оно достоит до этого срока? А если оно все же нормальное, то почему бы не принять сегодня решение о его сохранении? До реализации проекта в этой части осталось почти 20 лет.

- Говорят, судьбу аэропорта на днях будут решать эксперты, входящие в научно-методический совет по культурному наследию при Госкомитете охраны культурного наследия Челябинской области. Вы принимаете участие в его работе?

- В прошлый состав совета я входил, но сейчас целый ряд ученых и общественников несколько «отодвинули» от работы в нем. Касательно меня, для того, чтобы не включать мою фамилию в новый состав, есть причина формального характера: я председатель Общественного совета при Госкомитете охраны культурного наследия Челябинской области. Такое совмещение «должностей», видимо, сочли некорректным. Но вопрос не во мне. Там есть другая проблема: научно-методический совет при каком-либо органе обычно включает в себя специалистов со стороны. В данном случае мы видим в составе совета наряду со специалистами чиновников, что считается ненормальным. Причем в случае со зданием аэропорта это именно те чиновники, которые настаивают на его сносе. Если я не ошибаюсь, здесь получается то, что называется в юриспруденции «конфликтом интересов».



Апрель 2018 года



Май 2018 года



Май 2018 года. Игуменка

Июнь 2018 года. Случайно оказался на площади Павших, где коммунисты отмечали столетие событий гражданской войны. Был там и оппозиционер Сергей Удальцов.



Июнь 2018 года



Июнь 2018 года. Областная больница



Июнь 2018 года. Зелёный базар



Июнь 2018 года



Июнь 2018 года. Улица Бр. Кашириных



Июнь 2018 года. Улица Косарева

Из записи в ЖЖ от 27 июня 2018 года:  В конце декабря 2017 года мне написал один из жителей Троицка о том, что в интернете встречалась информация о памятной доске жертвам политических репрессий, установленной в 1995-м году во внутреннем дворе челябинской тюрьмы, Васенко 39... Он спросил, действительно ли была такая доска установлена когда-то? И если да, то существует ли она сейчас? Я об этой доске до этого случае ничего не знал. Начал поиски. И вот, что выяснилось. Действительно, в октябре 1995 года во внутреннем дворе управления ФСБ на фасаде здания, где находилась расстрельная комната, была установлена памятная доска. Это доска была установлена на основании распоряжения главы администрации Челябинска Вячеслава Тарасова. История строительства здания, где находилась расстрельная комната, теснейшим образом связана с антирелигиозной компанией 1930-х годов. 13 сентября 1932 года заместитель председателя Челябинского городского совета Брагин подписал постановление, определившее судьбу Христорождественского собора, который тогда находился на площади Ярославского: "Имея в виду ветхость и непригодность помещения бывшего собора для использования под культурные и другие учреждения, а также то, что полученный при разборке его строительный материал не покроет стоимости рабочей силы, предложить ГорФО передать помещение ликвидированного собора в безвозмездное пользование отделу ГПУ для использования его на постройку нового здания ГПУ" (ОГАЧО, ф. Р-627, оп. 3, д. 485, л. 10). Вскоре собор снесли. Из его кирпича возвели четырёхэтажное здание ОГПУ на улице Васенко. Именно то, в котором и была потом организована (а, может быть, была предусмотрена проектом) расстрельная комната. Примерно в 2004-2006 годы во внутреннем дворе этого здания был сооружён пристрой. Во время строительства памятная доска была то ли демонтирована, то ли повреждена. После этого во внутреннем дворе ГУ МВД была размещена памятная доска, но с совершенно другим текстом.



Июль 2018 года



Июль 2018 года. У стадиона ЧЭМК



Июль 2018 года. У плавательного бассейна "Планета Ариант"



Июль 2018 года. Улица Российская



Июль 2018 года



Июль 2018 года. Проспект Победы

Из записи в ЖЖ от 17 июля 2018 года: Сегодня госкомитетом охраны объектов культурного наследия Челябинской области было организовано совещание с участием членов научно-методического совета по культурному наследию. Речь шла о судьбе здания бывшей чаеразвесочной фабрики. Того самого, которое значительно разрушили "неустановленные лица" в 2009 году. Сейчас это здание передано в пользование полиции, земля под ним частично в федеральной собственности. Однако часть земли под зданием (там, где сооружены пристройки в советское время) каким-то образом оказалось в собственности компании "Армада" (сейчас в собственности компании "Планар"). Насколько мне известно до последнего времени некоторые личности входили, а, может быть, и сейчас входят в руководство и число учредителей этих двух компаний. Но об этом дальше. А суть вопроса - размежевание собственностей и прав на использование. Зачем для этого приглашать членов научно-методического совета? Это вполне могли бы решить между собой представители полиции и "Планара". Оказывается, дело в Дубровским. Он тут как-то объезжал город и возмутился, что здание чаеразвесочной фабрики находится в ужасном состоянии (вероятно, пожалел, что в своё время его не снесли). Вот чиновники и придумали это совещание, скорее всего для "галочки". Особенно цинично то, что совещание проходило на территории компании "Планар" да ещё в здании первой чаеразвески Кузнецовых (бывший дом Шихова, ул. Елькина, 32). Это здание было построено в конце XIX века, однако госкомитет охраны ОКН ЧО под давлением "планарцев-армадовцев" категорически не желает ставить это здание на государственную охрану, придумав драконовское постановление, по которому здания нельзя вторично ставить на госохрану, если по ним уже было отрицательное экспертное заключение. А такое заключение 2006 года есть, но на 100% халтурное, "заказное". Но госкомитет такая "халтура" очень устраивает, а тем более это выгодно "планарцам-армадовцам". Они только и мечтают снести все исторические здания в этом квартале и понастроить каких-то несуразных стекляшек. Цинично и потому, что именно "Армада", судя по ряду документов, причастна к разрушению здания чаеразвесочной фабрики в 2009 году. Было заведено уголовное дело, один из томов которого через несколько лет был то ли похищен, то ли "потерян". У меня есть ответ из прокуратуры, где об этом факте упоминается. Представляете! В полиции "утеряно" уголовное дело! Во, бардак! И вот ещё такой странный факт. На сегодняшнем совещании "рулил" Вадим Алексеев (хозяин территории). Он руководил Баландиным, представителями территориального управления из Екатеринбурга. Отказался отвечать на мой простой вопрос; "Есть ли преемственность между "Армадой" и "Планаром". Обозвал меня "городским сумасшедшим", нагло перебивал, оскорблял, вызвал охранника, чтобы меня выгнали за то, что я фотографировал на совещании! Баландин и его заместитель Бердов молчали. Почему? Кто такой Алексеев? Оказывается, мягко говоря, бывший милиционер!



Август 2018 года. Улица Российская, 86



Сентябрь 2018 года



Сентябрь 2018 года



Сентябрь 2018 года



Сентябрь 2018 года



Сентябрь 2018 года. Улица Коммуны



Ноябрь 2018 года

Работы на развязке на улице Нагорной продолжались и в декабре, хотя срок разрешения на строительство закончился 1 декабря. Заявление в арбитражный суд о нарушениях госкомитет охраны ОКН Челябинской области направил ещё летом.



27 декабря 2018 года

2018 год, Челябинск

Previous post Next post
Up