Звёздная карусель. М.: Мир, 1974 г. Серия:
Зарубежная фантастика. Сборник рассказов двух мастеров юмористической фантастики - Фредерика Брауна и Уильяма Тенна. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации
С.И. Мухина.
Землю.
Содержание:
Еремей Парнов.
Умолчание с улыбкой, или Урок Оккама (предисловие), стр. 5-16. Научная фантастика недаром является порождением научно-технической революции. От науки фантастика унаследовала любовь к логическому мышлению, а следовательно, и незабвенную бритву, оберегающую ее от эпигонских подделок. У фантастики есть свои "вечные" темы: космические путешествия, разумные машины, пертурбации с временем и пространством, всевозможные пришельцы и т. п. Но генеральная идея, движущая фабулой подлинного научно-фантастического произведения, всегда оригинальна и неповторима. Скажем, кто-то из фантастов написал первый рассказ о полете к астероиду X. Неизбежная инфляция идеи уже не позволит его преемнику послать свою ракету просто на астероид Y. И поскольку экономный принцип Оккама разрешает ему оплатить вожделенную новизну монетой только в одну новую сущность, он эту сущность и придумывает. Например, сажает в ракету (в докосмическую эру это было вполне позволительно) подопытное животное. Скажем, мышонка. В итоге мог бы получиться трогательный рассказ для дамского журнала. Иное дело - взять да и наделить такого мышонка разумом. Пусть не навсегда, а только на время путешествия, как это, собственно, и случилось с бедным Митки - мышонком из рассказа Фредерика Брауна "Звездная мышь". Каждый новый поворот фабулы оплачен здесь лишь одной новой сущностью. Как видим, пока все получается довольно логично. Но вот мы доходим до заключительной сцены, где Митки вновь сидит в своей клетке, тесно прижавшись к забытой длиннохвостой подруге. Неосторожное прикосновение к заряженной пластине лишило космического странника чудесно обретенного разума. Но можно ли это считать потерей? Несчастен ли маленький диснеевский Микки-маус, которому примерещилась на миг суверенная мышиная утопия, мирно сосуществующая с людьми? Право, ради одних лишь раздумий над этим стоило написать историю Митки, столь банальную на первый взгляд. Но ведь именно на фоне банальной, почти пародийной ситуации с особой, неожиданной серьезностью прозвучал мудрый и грустный вопрос, на который не дали пока ответа ни философы, ни изучающие психологию животных этологи. Да и сопоставимы ли вообще между собой извечные, но столь текучие, столь неуловимые сущности: счастье и разум?
Фредерик Браун (1906-1972)
Немного зелени (рассказ, перевод З. Бобырь), стр. 17-27. Рассказ 1951 года. Ничто не помогает так сильно в беде, как надежда.
Звёздная карусель (рассказ, перевод И. Гуровой), стр. 28-60. Рассказ 1945 года. Однажды мартовским вечером Роджер Джером Пфлюггер, астроном, заметил удивительный факт - звёзды резко поменяли своё местоположение в небе. Астрофизики были в шоке, да и простой люд заметил перемены в небе: ковш Большой Медведицы скривился, а Южный Крест перестал быть крестом. Мало кто мог предвидеть, для чего была затеяна эта звездная карусель. Ради рекламы можно сдвинуть и звёзды с места.
Этаоин Шрдлу (рассказ, перевод С. Бережкова), стр. 61-89. Рассказ 1942 года. Хуже нет несвоевременного изобретения - самообучающейся машины.
Кукольный театр (рассказ, перевод Р. Рыбкина), стр. 90-102. Рассказ 1962 года. Не следует людям слишком высоко о себе мнить.
Звёздная мышь (рассказ, перевод Л. Этуш), стр. 103-123. Рассказ 1942 года. Как мышонок, запущенный в ракете, обрёл разум, а потом потерял его.
Уильям Тенн (1920-2010)
Срок авансом (рассказ, перевод И. Гуровой), стр. 124-160. Рассказ 1956 года. Самый сильный рассказ У. Тенна о похождениях двух допреступников, отбывших срок за будущее убийство. Любой человек, собирающийся совершить преступление, может заранее отбыть наказание. Для этого допреступника высылают на каторжную планету, где у него нет никакой гарантии выживания. Но тот, кто сможет отбыть срок полностью, по закону получает право совершить убийство или любое другое заявленное преступление. Почти все допреступники гибнут на каторге или отказываются от своего намерения. Отбыть срок авансом полностью, вернуться на Землю и получить свое законное право на преступление удаётся только одному человеку в среднем раз в 11 лет. Когда же с каторги вернулись сразу два допреступника, Крэндол и Отто, это стало событием.
Семейный человек (рассказ, перевод Г. Малиновой), стр. 161-178. Рассказ 1956 года. Проблема ограничения рождаемости.
Бруклинский проект (рассказ, перевод Р. Облонской), стр. 179-191. Рассказ 1948 года. Парадокс путешествия в прошлое.
Берни по прозвищу Фауст (рассказ, перевод А. Чапковского, С. Левицкого), стр. 192-219. Рассказ 1960 года. Человек, продавший Землю.
Игра для детей (рассказ, перевод В. Кана), стр. 220-257. Рассказ 1947 года. Отличный рассказ. По ошибке в ХХ век попадает из будущего игра «Построй человека».
Две половинки одного целого (рассказ, перевод Р. Рыбаковой), стр. 258-284. Рассказ 1954 года. Преступник Л’Пэйр с планеты Гтет завладел межпланетным кораблём и добрался до Земли. Здесь ему надо срочно найти горючее для продолжения полёта, причём исключительно путём честного обмена товарами. А на обмен Л’Пэйр может предложить землянам только гтетанскую порнографию.
Шутник (рассказ, перевод Ю. Эстрина), стр. 285-307. Рассказ 1951 года. Робот-комик, заменивший человека-клоуна.
Открытие Морниела Метауэя (рассказ, перевод С. Гансовского), стр. 308-327. Рассказ 1955 года. Искусствовед из будущего становится художником ХХ века.