Март 2018 года

Nov 02, 2022 08:40


Из записи в ЖЖ от 4 марта 2018 года: Сегодня осуществили давно запланированный мониторинг объектов культурного наследия города Миасса. По пути посмотрели и кое-что ещё. Нашим гидом была Наумова Галина Михайловна, которая проработала в Миасском краеведческом музее 27 лет!







Маша и Женя отметили 20-летие семьи на берегу океана

Из записи в ЖЖ от 13 марта 2018 года: Преступное уничтожение культурного слоя Челябинска магнитогорской "бригадой" продолжается. Вот факт - нагло и незаконно уничтоженная часть культурного слоя в районе улицы Красноармейской. Хорошо видно остатки старой постройки.



Я уже писал в госкомитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области о беспределе, творимом в Челябинске магнитогорцами с одобрения Передерия. Ответа нет. Беспредел продолжается. ДУбровский тоже не реагирует - похоже, что ему глубоко плевать на какой-то культурный слой какого-то Челябинска. Придётся писать в прокуратуру. Кстати, площадка не огорожена, никаких знаков нет. Ко мне подошёл "бригадир". Спросил, имею ли я право фотографировать. Я ему показал удостоверение фонда содействия сохранению культурного наследия. И в свою очередь спросил, есть ли разрешение на проведение работ. "Бригадир" сказал, что есть. Я пошёл за ним. По дороге этот тип продолжал настаивать на удалении фотографий. И грозил в противном случае разбить фотоаппарат и моё лицо. Я включил видеозапись, но в этот момент "бригадир" попытался схватить мой фотоаппарат. Пришлось бежать, тот за мной. Хотя я, как минимум, в два раза старше "бригадира", но, вероятно, бегаю лучше. Преследователь плюхнулся, и мне удалось отбежать от беспредельщика на безопасное расстояние.

Из записи в ЖЖ от 15 марта 2018 года: В Челябинске началась острая общественная дискуссия о сохранении старого здания аэропорта. По одному из наиболее вероятных сценариев, озвученному руководством авиапредприятия, в рамках реконструкции оно должно быть снесено. Но против такого подхода уже выступил целый ряд челябинских ученых и общественных защитников архитектурной среды. Действительно ли у этого помещения нет функционального будущего? На эти и другие вопросы нам ответил один из противников уничтожения старого аэропорта, известный челябинский историк Гаяз Самигулов, председатель общественного совета при Госкомитете охраны культурного наследия Челябинской области.

- Из-за чего конфликт? В руководстве аэропорта утверждают, что здание типовое и ценности не имеет?

- С последним я бы не согласился. Старое здание челябинского аэропорта достаточно интересно, и если даже его можно было назвать типовым для своего времени, то на день сегодняшний таких сооружений в России почти не осталось. Оно обладает хорошим четким, узнаваемым абрисом. Оно исторично в том смысле, что, глядя на него, хорошо понимаешь, к какому времени это здание относится.

- Тогда почему ученые и общественники не подняли шум ранее, когда проходил конкурс на новый архитектурный облик воздушной гавани Челябинска?

- В том-то и парадокс. В свое время был проведен конкурс «АрхЧел», о котором много писали, на важность которого кивали официальные городские лица. И в рамках этого конкурса победил проект нового облика аэропорта, предполагавший сохранение здания исторического. Надо полагать, у профессионального и общественного жюри были основания для того, чтобы отдать предпочтение именно этому проекту. Никто не ожидал, что вдруг все изменится.

- Сейчас защитники старого аэропорта говорят, что здание заслуживает того, чтобы стать объектом культурного наследия (ОКН)…

- Фактически сама постановка вопроса о придании зданию аэропорта статуса объекта культурного наследия спровоцирована намерением снести его в ходе реконструкции. Если бы начали реализовывать тот проект, который победил в конкурсе, не было бы нужды в таких шагах. Более того, ранее это не инициировалось потому, что в случае включения здания в список памятников изрядно осложнилась бы возможность реализации всего проекта, поскольку со статусом ОКН связаны значительные обременения. Общественники и ученые ранее считали: зачем создавать сложности для властей при реконструкции, если по проекту старое здание будет сохранено? Но когда представители городской администрации и руководство аэропорта заявили, что сохранение старого аэропорта не предусмотрено, градозащитники решили использовать последний шанс.

- Я понимаю, что вы не специалист в области устройства аэропортов, но все же как вам кажется: у старого здания есть шанс в случае сохранения нести какой-то полезный функционал для аэропорта, города?

- Помните фразу Юревича про то, что «у нас не Древний Рим»? Я считаю, что происходящее сейчас из той же самой оперы - невежества. Да, у нас не Древний Рим, у нас Челябинск, у которого есть своя история. В чем-то уникальная, в чем-то повторяющая историю всей страны. И свидетелями, и памятниками этой истории являются здания. Здание аэропорта - одно из них. Его историчность - один из элементов функционала этого сооружения. Меня постоянно умиляют заклинания о развитии туризма на уровне власти... Что вы будете показывать туристам? Коробки из стекла и металла? Так у нас они далеко не лучшие. Так себе, скажу, коробочки с архитектурной точки зрения. При этом то, что сегодня реально придает городу своеобразие, уничтожается. Говоря о другой полезной нагрузке, отмечу, что сейчас здание выполняет часть функций для авиапредприятия. Оно может выполнять их и далее. Кроме того, повторюсь, если бы не встал вопрос о его сносе, то не было бы и разговора о включении в список объектов культурного наследия. А тогда при сохранении внешнего облика здание можно было перестроить внутри, насколько это необходимо для работы аэропорта.

- Может быть, есть причина инженерного свойства: грубо говоря, сохранить здание невозможно из-за его ветхости?

- Говорить о том, что здание находится в ветхом состоянии, на мой взгляд, достаточно странно: его капитальный ремонт закончен в 1999 году. Если же вдруг оно действительно за эти годы столь сильно обветшало, то как тогда его сейчас эксплуатируют, подвергая опасности пассажиров и работников? И почему информация об этой «ветхости» появилась так неожиданно? Если есть результаты профессиональной экспертизы (и желательно независимой) об аварийности здания, хотелось бы их увидеть. Есть еще один момент. Снос старого здания и постройка 3-й очереди комплекса аэропорта планируются, если не ошибаюсь, на 2035 год и позже. Если здание ветхое, то как оно достоит до этого срока? А если оно все же нормальное, то почему бы не принять сегодня решение о его сохранении? До реализации проекта в этой части осталось почти 20 лет.

- Говорят, судьбу аэропорта на днях будут решать эксперты, входящие в научно-методический совет по культурному наследию при Госкомитете охраны культурного наследия Челябинской области. Вы принимаете участие в его работе?

- В прошлый состав совета я входил, но сейчас целый ряд ученых и общественников несколько «отодвинули» от работы в нем. Касательно меня, для того, чтобы не включать мою фамилию в новый состав, есть причина формального характера: я председатель Общественного совета при Госкомитете охраны культурного наследия Челябинской области. Такое совмещение «должностей», видимо, сочли некорректным. Но вопрос не во мне. Там есть другая проблема: научно-методический совет при каком-либо органе обычно включает в себя специалистов со стороны. В данном случае мы видим в составе совета наряду со специалистами чиновников, что считается ненормальным. Причем в случае со зданием аэропорта это именно те чиновники, которые настаивают на его сносе. Если я не ошибаюсь, здесь получается то, что называется в юриспруденции «конфликтом интересов».



15 марта



27 марта. Митинг в память о погибших в "Зимней вишне"

Из записи в ЖЖ от 29 марта 2018 года: 24 и 25 марта в Самаре проходил 6-й съезд градозащитников России. Я приехал 23 марта и вечером смог участвовать в обзорной экскурсии по городу. Экскурсия началась с площади, где установлен памятник Ленину.



Памятник установлен на постаменте, где когда-то стоял памятник императору Александру-II.



Только император смотрел на Волгу, а Ленин, в знак протеста, в другую сторону.

Из записи в ЖЖ от 31 марта 2018 года: Утром 25 марта Алла Дёмина из Самары сделала мне замечательный подарок. Она организовала чудесную экскурсию в детскую картинную галерею. Сначала мы с Аллой от гостиницы "Волга" прошлись по Волжской набережной мимо Самарской ГРЭС, которая была построена ещё в 1900 году!



Самара, 2018 год, Челябинск, Миасс

Previous post Next post
Up